МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»

Нина Алексеевна Муянова
Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия:

Рассказывание по сюжетной картине «Бурый медведь. Зима»

Программное содержание:

Учить составлять рассказы по картине с точки зрения настоящего, прошлого и будущего объектов; объяснять, что такое начало, середина и конец рассказа. Упражнять в умении подбирать синонимы, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, образовывать притяжательные прилагательные и использовать данный словарь в рассказе. Продолжать учить оценивать детские рассказы с точки зрения содержания и образности высказываний. Закреплять знания о жизни диких животных. Упражнять в умении вместе инсценировать действия героев картины. Развивать зрительное внимание: умение видеть все объекты картины, различать следы птиц и зверей. Закрепить состав числа в пределах восьми и временные понятия: утро, день, вечер, будущее, настоящее, прошлое.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Составление творческих рассказов по картине „Бурый медведь, Зима“» размещена в разделах

Оборудование:

Картина «Бурый медведь зимой»; мел; схема повествования о живых объектах; постройка машины из стульев и атрибутов; карточки с примерами; магнитофонная запись шумов; бумажные следы зайца, лисы, птицы.

Пропедевтическая работа:

Рассматривание картины на занятии по методике Сидорчук Т. А. с 1-4 шаги. Проведение речевых игр: «Чей-чьи?», «Скажи по-другому», «Подбери действия».

Активизация словаря:

Птичьи, заячьи, рыжехвостая, косой, длинноухий, короткохвостый, трещит, белобока, плутовка, утром, вечером, будущее, настоящее, прошлое, начало, середина, конец.

1 этап работы

Организационный момент (3 мин)

Игровая мотивация

(звучит магнитофонная запись со звуком машины)

Педагог:

-Ребята, за нами приехала машина Времени. Она возьмёт в путешествие тех, кто помнит, что нарисовано на картине «Бурый медведь зимой».

Дети:

Дети перечисляют объекты картины:

-На картине есть лиса.

-Там есть сорока.

-На картине изображены деревья и т. д.

Задание «Найди своё место»

(недалеко от места беседы, перед картиной построена машина из стульев и атрибутов)

Педагог:

-Молодцы, все помнят картину. Отправляемся в неё.

Садитесь в машину. Чтобы найти своё место, надо решить пример на билете.

(Педагог раздаёт билеты с примерами и проверяет посадку детей в машину)

-Почему ты сел на это место?

Дети:

Дети берут билет, получают ответ в ходе решения примера и садятся на соответствующее ответу место.

-У меня 5 место, потому что 2 да 3 будет 5. И т. д

Имитация езды на машине

Педагог:

Заводим мотор.

-Приехали!

Дети:

- Дррррр.

2 этап работы

Основная часть (25 мин)

Остановка «Настоящее время»

Педагог:

Объявляется остановка: «Настоящее время»

-Посмотрите, что вы видите на поляне сейчас?

Дети:

-Следы

Речевое упражнение «Чьи следы?» (3 мин)

(Проводится, сидя в машине. На полу вокруг машины лежат перепутанные следы зайца, лисы, птицы)

Педагог:

Как вы думаете, кто оставил вот эти следы?

Дети:

- Заяц.

Педагог:

-Как ещё по-другому его называют?

Дети:

-Трусишка, косой, зайчишка, зайчонок, длинноухий, короткохвостый.

Педагог:

ИДП (спросить Лену – трудности образования прилагательных)

-Как называют следы зайца?

Дети:

- Заячьи следы

Педагог:

ИДП (спросить Федю – учёт особенности восприятия)

-Кто оставил эти следы?

Дети:

- Лиса.

Педагог:

-Как ещё по-другому её называют?

Дети:

- Рыжая плутовка, лисица, рыжехвостая…

Педагог:

-Как называют следы лисицы?

Дети:

- Лисьи следы.

Педагог:

-Кто оставил эти следы?

Дети:

- Птицы

Педагог:

-Как ещё по-другому их называют?

Дети:

-Пташки

Педагог:

- Как называют следы птиц?

Дети:

-Птичьи следы

Динамическая пауза «Иди по следу»

(дети делятся на 3 группы, идут по следам)

Педагог:

-Разделитесь на три группы. Каждая группа идите по своему следу.

Дети:

Дети идут по предложенным следам, которые приводят к картине.

Составление повествования о настоящем героев картины (4мин)

Педагог:

-Куда следы вас привели?

Дети:

- В картину

Педагог:

-Какая часть дня на картине?

Дети:

-День

Педагог:

ИДП (спросить Катю – образец для других детей)

-Что делает заяц сейчас, в настоящее время, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия зайца

Спрятался под снегом, притих, затаился, не дышит, молчит, слушает, дорожит.

Педагог:

-Посмотрите на сороку, что она делает сейчас, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия сороки.

-Сидит на ветке, трещит, смотрит по сторонам, переживает за зайца, предупреждает об опасности.

Педагог:

-Что делает лиса в настоящее время, днём?

Дети:

Называют и имитируют действия лисы.

Идёт по снегу, нюхает заячьи следы, охотится за зайцем, слушает, как трещит сорока…

Имитация езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Прошлое время»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас в прошлое героев. Заводим мотор.

-Остановка: «Прошлое время»

Дети:

- Дрррр

Схематизация повествования

Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)

Составление повествования о прошлом героев картины (4 мин)

Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения

Педагог:

(рисует влево стрелку от картины)

-Расскажем, что было с объектами в прошлом.

В каком времени мы рассматриваем животных? (выставляется схема-подсказка)

Дети:

- Во времени суток.

Педагог:

-Что было перед днём?

Дети:

- Утро

Педагог:

-Что делал заяц до этого, утром?

ИДП (спросить Вову – учёт особенности воображения)

Дети:

-Называют и имитируют действия героев

-Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Бегал по лесу. Увидел лису. Стал от неё убегать и т. д.

Педагог:

-Что сорока делала до этого, утром?

Дети:

-Скакала по веткам, спала, сидела на сосне, искала себе пищу, летала в город.)

Педагог:

-Что лиса делала до этого, утром?

Дети:

-Спала, проснулась голодная – пошла еду искать, охотилась за мышью, но не поймала, увидела зайца)

Имитация езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Будущее время»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас в будущее героев. Заводим мотор.

-Остановка: «Будущее»

Дети:

- Дррр

Схематизация повествования

Схема повествования об объектах животного мира: (утро, день, вечер, ночь)

Составление повествования о будущем героев картины (4 мин)

Динамические упражнения по ходу повествования на снятие статического напряжения

Педагог:

(рисует вправо стрелку от картины)

-Расскажем, что будет с объектами в будущем.

(обращает внимание на схему)

-Что будет после дня?

Дети:

-Вечер и ночь

Педагог:

-Что будет делать заяц вечером?

Дети:

-Вечером она устанет и захочет отдохнуть, полетит домой, к другим сорокам рассказывать свою историю…

Педагог:

-Что будет делать лиса вечером?

Дети:

-Вечером она пойдёт в свою нору – греться, будет и дальше охотиться, пойдёт в деревню за курами…

Физкультурная пауза (1 мин)

Педагог:

-Зайка по лесу петляет,

Лиса хвостиком виляет.

А сорока –белобока

Всех в лесу предупреждает:

- Лиса идёт след в след!

Зайка, прячься под снег!

Дети:

Прыгают, виляют «хвостом», летят, как птица, говорят и приседают

Мотивация в составлению рассказов:

(звучат голоса героев картины: стрекотанье, тявканье, шум ветра)

Схема рассказа (1 мин)

Педагог:

-Что за шум? В нашей картине перепуталось настоящее, прошлое и будущее. Герои успокоятся, если мы расскажем о них по порядку.

Напоминание с показом на схему рассказа:

-Вспомните, как рассказать по порядку, что есть у рассказа?

Установка: - Чтобы рассказ был интереснее не забывайте, как ещё по-другому можно называть героев.

Дети:

-Есть начало– это то, что было в прошлом – утром.

-Есть середина – то, что нарисовано на картине.

-Есть конец – то, что будет в будущем, чем история закончится.

Составление детьми рассказов

Инсценирование другими детьми действий героев по ходу повествования (6 мин)

Педагог:

(вызов детей)

По ходу повествования детьми педагог предлагает 2-3 детям изобразить действия героев картины.

ИДП (Сашу, Иру – сначала привлечь к показу, затем к составлению рассказа – учёт особенности связной речи)

-напоминает рассказчику о замене названий героев синонимами.

Дети:

Один ребёнок рассказывает о сороке, другой – о лисе, третий – о зайце с точки зрения прошлого, настоящего и будущего.

Другие дети по предложению педагога имитируют действия героев по ходу повествования.

Педагог:

-Чем вам понравился этот рассказ?

-Почему он получился интересным?

Дети:

-Саша называл зайца по-разному: короткохвостый, косой, длинноухий.

-Дима придумал, как лиса хотела достать сороку.

-Лена рассказала, как сорока стрекотала:

-Лиса идёт!

-Они рассказали прошлое, настоящее и будущее героев.

Заключительная часть (2 мин)

Рефлексия (2 мин)

Педагог:

-Что помогло успокоить героев?

Дети:

-Мы рассказали о них по порядку: что было с ними утром, что днём, а что вечером.

Педагог:

- Что вам помогло сделать рассказ интересным?

Дети:

-Мы называли героев разными словами.

-Мы рассказывали прошлое, настоящее и будущее героя.

Имитация езды на машине (посадка в машину)

Остановка «Группа»

Педагог:

А сейчас машина Времени перенесёт нас домой, в группу. Заводим мотор.

-Остановка: «Группа»

Дети:

- Дрррр

Рассказы детей:

Рассказ о зайце:

Утром заяц проснулся, побежал добывать себе пищу. Увидел лису и прыгнул в кусты. Длинноухий спрятался от неё под снегом, не дышит, дрожит, ждёт, когда рыжехвостая уйдёт. Весь день лисица бегала по следам, не нашла косого. Вечером плутовка ушла, а короткохвостый надрал коры и поскакал к своей маме.

Рассказ о сороке:

Утром сорока – белобока скакала по веткам, искала себе пищу,.

Увидела трещётка зайца и стала громко стрекотать. : - Лиса идёт! Прячься, зайка, в снег! Весь день косой сидел под снегом. Вечером короткохвостый убежал, а сорока полетела к другим сорокам рассказывать, как она зайцу помогла.

Рассказ о лисе:

Утром лиса спала у себя в норе. Когда рыжехвостая проснулась, пошла искать еду, увидела заячьи следы и погналась по следам искать косого. Услышала, что сорока трещит, зайца предупреждает, хотела сороку достать, но трещётку не достать, высоко сидит. Наступил вечер, лисица зайца не нашла, пошла в деревню за курами.

Публикации по теме:

«История о том, как картина в гостях у детей побывала». Проектная деятельность в детском саду ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Аннотация. Для образовательной системы нашей страны во все времена развитие речевых способностей детей всегда имело.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (декабрь) ДЕКАБРЬ 1 «Вот так покатался!» Рассказывание по картине. Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»
Опубликовано: 30 марта 2014 в 06:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Составление творческих рассказов по картине «Бурый медведь. Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Алексеевна Муянова (УИ 205492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД