Татьяна Халява
Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
организованной образовательной деятельности:
«Коммуникация (развитие речи)»,
«Познание (познавательно – исследовательская деятельность)»
в подготовительной к школе группе
Публикация «Пересказ рассказа Л, Толстого „Кувшин и галка“, Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка»
Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимующие птицы»; пополнить грамматический строй речи.
Развивающие задачи : развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, память, общую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, умения работать в группе, приобретение детьми опыта коллективной деятельности.
Используемые материалы: картинки зимующих птиц для каждого ребенка, коврограф, плоскостные фигурки – галка, кувшин, камешки. Прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер.
Предварительная работа: знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательного рассказа о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц; разучивание подвижной игры «Снегири».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Ожидаемые результаты: у детей будут сформированы навыки пересказывания текста.
Ход занятия:
I. Организационный момент: воспитатель предлагает детям встать в круг, взять друг друга за руки и сказать: «Встаньте дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся»
Воспитатель предлагает детям присесть за столы и рассмотреть картинки.
На столах у каждого ребенка лежат картинки с изображением зимующих птиц.
II. Основная часть:
1. Игра «Отгадай по описанию птичку».
( цель: развитие связной речи - описательные рассказы). Несколько детей рассказывают о своей зимующей птичке в форме загадки, называя, какого размера и цвета птичка, какое у нее оперение, где она живет и чем питается.
Другие дети отгадывают, о какой птице идет разговор.
2. Дидактические игры.
«Назови ласково» ( цель: упражнение в словообразовании). Игра проводится с мячом. Ребенок бросает мяч, называет птицу, а поймавший возвращает мяч, называет птицу ласково.
Воробей- воробушек, галка-…., снегирь-, синица-…
«Исправь ошибки». ( цель: согласование прилагательного с существительным). Воспитатель предлагает детям исправить допущенные «ошибки».
Черный галка – черная галка, белый сова –, серое голубь -, снегирь клевала -, сорока сидел на заборе - ….
3. Физминутка «Снегири»
(воспитатель предлагает детям выполнить упражнения)
Вот на ветках, посмотри, (4хлопка руками – «крылышками» по бокам
И 4 наклона головой)
В красных майках снегири. (4 хлопка руками – «крылышками» по бокам
И 4 наклона головой)
Распустили перышки, (часто потряхивают руками –
«крылышками», опущенными вниз.
Греются на солнышке.
4. Знакомство с рассказом «Кувшин и галка» Л. Толстого.
Рассказ воспитателя детям, что галка – одна из самых умных птиц. Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Из всех испытуемых птиц только одна галка встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля.
Чтение рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке никак было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить. (на коврографе по ходу чтения вывешиваются картинки герои рассказа и «предметов- участников» текста – птица Галка, кувшин и камушки)
Беседа по прочитанному тексту.
5. Повторное чтение рассказа. По окончании чтения текста задаются детям вопрос: «Как вы думаете, почему галка смогла пить?»
Выслушиваются ответы детей.
6. Моделируется ситуация (проводится с детьми эксперимент)
В прозрачную мерную чашку (кувшин) наливается вода. Отмечается ярким маркером уровень воды в чашке. Предлагается детям представить, что они галки. Дети по очереди кидают камешки в чашку. Они видят, что вода действительно поднимается.
Итоговый вопрос: «Почему галка смогла пить?» (ответ детей)
7. Традиционная работа по пересказу текста.
Воспитатель задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Кто главный герой рассказа? (Галка)
Где стоял кувшин с водой? (Во дворе)
Почему галке нельзя было достать воду? (Была вода только на дне)
Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин)
Смогла галка попить? (Да, галка смогла напиться воды)
Пересказ детьми текста с вывешиванием на коврографе фигурок героев сказки и «предметов – участников» текста. (Пересказ 3-4 детей.)
III.Рефлексия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, о чем говорили, что им понравилось, какие игры запомнились? Понравился ли опыт, который они проводили?
Поблагодарить детей за активное участие на занятии.