МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

АНАСТАСИЯ ЖЕРЕНКОВА
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ЦЕЛЬ: развивать образность речи, расширять словарный запас детей (введение новых понятий-очаг, кров; фразеологизмов- «спустя рукава», «в поте лица», «не покладая рук»)

ЗАДАЧИ:

-учить составлять короткий рассказ по образцу, передавая эмоционально-образное содержание сказки;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

-развивать умение подбирать определения, сравнения к заданному слову4

-активизировать и обогащать знания детей о животных, их детенышах и домах;

-развивать фонематический слух и речевое внимание;

-воспитывать умение дружить, сопереживать героям сказки;

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: картинки с изображением домов (одноэтажный, многоэтажный, кирпичный, деревянный); картинки с изображением жилищ животных (берлога, дупло, ракушка, нора, скворечник, улей);

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказки «Три поросенка», разучивание индивидуальных стихов с детьми, исполняющими роли поросят и волк; составление рассказа о скворцах.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель собирает детей около себя:

-Ребята, вспомните: о ком мы составляли рассказ на прошлом занятии (ответы детей)

-Верно! О скворце и его семье. Вы интересно рассказывали о личных наблюдениях из жизни скворцов, вспомнили что эти птицы живут (в скворечнике, что их детеныши называются (скворчата, что днем они что делают (плотничают-стучат по дереву, ищут насекомых под корой).Если скворцы живут в скворечниках, то где живете вы? (ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где размещены картинки, изображающие каменный и деревянный, одноэтажный и многоэтажные дома.

-В каком из этих домов вам бы хотелось жить и почему? (ответы детей).

-большинству из вас понравились кирпичные многоэтажные дома с лоджиями и балконами. В таких домах живут многие из вас. Это то место, где вы отдыхаете, играете, встречаете гостей, укрываетесь от зноя и холода. Знаете ли кто-нибудь из вас как еще называют дом?Дом-это ОЧАГ, КРОВ. Откуда появились эти названия? В давние времена, когда древние люди еще жили в лесу под открытым небом и в темных сырых пещерах, когда они не умели читать, возводить-строить дома, им негде было согреться, укрыться от непогоды и врагов-они жгли костры и все вместе собирались у огня-очага. На костре древние люди жарили добычу; огонь давал им свет и тепло, защищал от хищников. Позже, когда люди научились возводить стены, покрывать их крышей-Кровлей, то отсюда появилось еще одно название дома-КРОВ.

-а вы знаете ка строят дома? Покажите какие действия выполняют при строительстве домов? (выкапывают яму, накладывают песок в ведра, замешивают цемент, укладывают кирпичи, поднимаются по лестнице на крышу и т. д.)

Воспитатель обращает внимание ребят на доску, где вывешены картинки с изображением домов (дупло, нора, ракушка, улей, «хатка бобра», берлога, муравейник). Отдельно на доске размещены картинки: белка, лиса, улитка, оса, бобер, медведь, муравей. Педагог предлагает расселить жильцов с детенышами в свои дома, отгадав загадки:

1. «Живет рыжуха не в норе-живет на дереве, в дупле». (белка).

( Воспитатель просит давать полные ответы: «Белка живет в дупле», объясняя свой ответ на загадку и названия детенышей)

2. «Эта хитрая злодейка носит рыжую шубейку. И зайчатинка и птица по ночам ей даже снится» (лиса).

3. «Ее рога ни на кого нагнать не могут страха. Свой домик носит на себе, но она не черепаха» (улитка).

4. «И крылата, и мала-жало есть, а не пчела.» (оса)

5. «не слон, не топор, а вот валит осины. Не плотник, а ставит из бревен плотины.» (бобер)

6. «Он в лесу всю жизнь живет, любит ягоды и мед. Как увидит рыбу-с ходу порыбачить лезет в воду.» (медведь)

7. «Сам мал, незаметно хожу, да больше себя ношу.» (муравей).

-Все ответы верные! Педагог предлагает немного поиграть, но прежде просит воспитанников вспомнить какой звук издают взрослые пчелы- «ЗЗЗЗ», маленькие –«ЗьЗьЗьЗь»;где они живут и чем занимаются теплыми летними днями? Летают и собирают нектар с цветов)-ФИЗМИНУТКА «Пчелы на поляне». Заранее заготовлены и вырезаны летние цветы для физминутки, чтобы во время ее проведения можно было активизировать знания детей названий летних цветов.

2. Воспитатель собирает детей около передвижной кулисы, на которой размещены картинки с домиками поросят: Наф-Нафа, Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа.

-Как вы думаете, чьи это домики? (ответы детей). Из какой сказки они? Сегодня наши «актеры» помогут сами рассказать и показать эту сказку.

К кулисам приглашаются дети, заранее выучившие стихи и роли.

СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ

Воспитатель: «Знакомая сказка к нам в гости пришла, ее показать мы вам рады. Сидите тихонько. Сегодня, друзья, покажут вам сказку ребята. Жили-были три поросенка. Вот однажды осенью собрались они на лесной поляне. Наф-Наф говорит своим братьям:

Наф-Наф: «Эй, поросята, братцы, пора за дело браться. Давайте будем строить дом. Не оставлять же на потом? Нужны всем ТЕПЛЫЕ дома, не за горами уж зима.»

Ниф0Ниф: «Да погоди, еще успеем, мы погулять еще хотим»

Нуф-Нуф: «А раз уж стройку ты затеял, то можешь строить и один».

Наф-Наф «строит дом», показывает имитирующие движения (стучит молотком, пилит и т. д.)

Наф-Наф: «На дверь я ПРОЧНЫЕ ЗАСОВЫ не забуду закрепить.»

Воспитатель: «И построил себе Наф-Наф хороший, прочный дом. А беззаботные Ниф-Ниф и Нуф-Нуф все бегали по лесу, плясали, пели песни и ничего не делали. Но когда уже первый ледок стал по утрам затягивать лужи, решили они строить себе домики».

Ниф-Ниф: «Чтобы долго не возиться мне с постройкой дома я его СЛОЖУ Себе ИЗ ПУЧКОВ СОЛОМЫ.»

Ниф-Ниф выполняет движения, имитирующие постройку своего дома.

Нуф-Нуф: «много прутиков в лесу, я сейчас их принесу (ходит, собирает прутики).Домик из них сложу я быстро, хоть он С ВИДУ НЕКАЗИСТЫЙ, но зато легка работа, а мне трудиться неохота!»

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф: «Ну вот и все! Теперь с тобой плясать мы будем день-деньской!»

Волк: «Ох, и холодно нынче в лесу. Знать,зима уж совсем на носу. Да еще я два дня уж не ел. И, наверное, совсем похудел. А-а-а, молодые поросята, ну, погодите же, ребята! Люблю я вкусно пообедать и поросятинки отведать.»

Волк подходит к домику из соломы и стучит….

Волк: «А –ну, откройте сейчас же дверь!»

Ниф-Ниф: «Нет, уходи, ты- страшный зверь»

Волк: «Ах, так! Ну, братец, берегись! А ну-ка, домик, развались»

Волк дует (картинку переворачивает). Ниф-Ниф убегает в домик Нуф-Нуфа.

Волк: «Открывате сей же час! Съем я вас двоих за раз!»

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф: «Уходи, ты – страшный зверь, не откроем тебе дверь!»

Волк: «Ну, тогда поберегисьб! Ну-ка, домик, развалдись»

Волк дует, домик рушится. Поросята бегут к домику Наф-Нафа.

Воспитатель: «Убегая, волк наткнулся на яблоню и большое яблоко ударило его прямо в лоб. Это помогло поросятам благополучно добежать до домика Наф-Нафа.»

Поросята прибегают к домику брата и стучат:

Ниф-Ниф: «Эй, братец наш, открой скорей, волк почти уж у дверей!»

Наф-Наф открывает дверь, поросята забегают в домик. Волк, потирая ушибленный лоб, подходит к домику.

Волк: «А-а-а, вот удача так удача, теперь уже троих я съем. А ну, быстрее открывайте, проголодался я совсем!»

Наф-Наф: «Дверь тебе мы не откроем, не получишь ничего! Ты оставь всех нас в покое!»

Волк: «Что ж, посмотрим кто-кого!»

Волк дует несколько раз, потом отходит, вытирая пот со лба.

Волк: «Фу-у-у-у, устал сегодня что-то, да и есть уж не охото! Побреду к себе домой, отдохну часок-другой.»

Волк уходит. Поросята выходят из домика.

Наф-Наф: «Серый волк теперь не страшен, не вернется к нам сюда. Мы в просторном доме нашем дружно будем жить всегда.»

-Сейчас попробуем сами коротко рассказать эту сказку. Я буду вам помогать….

-Чем были похожи братцы? Опишите их….

-Чем отличался Наф-Наф от своих братьев? Как вы это поняли?

-как трудились поросята Ниф-Ниф и нуф-Нуф? Как об этом можно сказать? Можно еще сказать, что они работали «СПУСТЯ РУКАВА», то есть, ЛЕНИВО, СОВСЕМ НЕ СТАРАЛИСЬ.

-КАК ТРУДИЛСЯ Наф-Наф? Как еще об этом можно сказать?. «В ПОТЕ ЛИЦА, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК»

-Что делают Ниф-Ниф и Нуф, когда Волк сломал их домики? (УБЕГАЮТ). А как еще можно сказать об этом? (МЧАТСЯ, НЕСУТСЯ)

-Какие домики получились у поросят? Опишите их! (Каменный-прочный, надежный; соломенный-непрочный, неустойчивый, шаткий; из прутиков- с виду неказистый)

-А почему у всех получились разные дома? Кто как работал?

-Чем закончилась сказка? Как бы вы закончили эту сказку, если бы били ее автором?

«Тут и сказке конец, а кто слушал-молодец»

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение английской сказки «Три поросенка» Программное содержание: 1. Учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею. 2. Развивать образность речи детей,.

План самообразования на год (практическая часть 2) «Зимушка – зима» январь 1. Зима -учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью педагога небольшой рассказ по.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 18:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем АНАСТАСИЯ ЖЕРЕНКОВА (УИ 278689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД