Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Жители леса»

Нина Шарафутдинова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Жители леса»

Шарафутдинова Н. А.

Воспитаталь МАДОУ

Детский сад «Берёзка».

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи,

грамматическому строю, звукопроизношению.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• расширить знания детей о диких животных, их детёнышах, о

месте проживания;

• активизировать словарь по теме;

• учить отвечать на вопросы;

• учить составлять описательный рассказ используя план - схему;

• закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР „Жители леса“» размещена в разделах

• упражнять в употреблении предлогов «на», «за», «между», «под»;

• упражнять в составлении предложений с предлогом «в»;

Коррекционно-развивающие задачи :

развивать восприятие, внимание, память, мышление на материале

описательных загадок, формировать мелкую моторику,

координацию речи с движением.

развивать зрительное и слуховое восприятие тактильных

ощущений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание

помочь.

Оборудование:

Телеграмма, предметные картинки (лиса, волк, медведь, заяц, белка, лось, взрослые дикие животные и их детёныши, их жилища, карточки с мордами и хвостами, панно «Лес», мнемотаблица (схема) по теме «Дикие животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», фланелеграф, мешочек с угощениями, корзина с шоколадными орешками.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят полукругом на ковре: упражнение на дыхание гласные звуки (а, у, и, о) с элементами биоэнергопластики.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Кто там?

Входит почтальон Печкин с телеграммой.

Почтальон: Это я почтальон Печкин принёс вам телеграмму.

Воспитатель: Спасибо тебе почтальон Печкин.

Дети получают телеграмму.

Телеграмма: «Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал –

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!».

Жители леса.

Воспитатель: Что же произошло в лесу с жителями леса.

Дети: решают отправиться в лес на помощь. Обсуждают на чём поедут.

Воспитатель предлагает поехать на лошадке.

Артикуляционная гимнастика: упражнение «лошадка», «кучер».

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.

На полянке появляется старичок – Лесовичок.

Лесовичок: Вы кто такие? Зачем приехали?

Дети: мы приехали в лес помочь жителям леса!

Лесовичок: А вы знаете кто живёт в лесу?

Дети: Дикие животные!

Лесовичок: А почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу и строят себе жилище.

Лесовичок: Какие вы смышлёные ребята!

А, загадки вы умеете отгадывать?

Я, вам загадаю загадки. Если вы их отгадаете, то я вас пропущу в лес!

Лесовичок загадывает загадки.

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса)

Летом серый, а зимой белый. (заяц)

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (белка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной. (медведь)

Дети отгадывают загадки и проходят на полянку.

Воспитатель: Ну вот мы и оказались в лесу, только в лесу надо вести себя тихо, спокойно. В лесу нельзя шуметь…

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между ёлкой и пеньком и т. д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди даёт задание.

Воспитатель: Азалия возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Эльдар возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Тимур, возьми животное, которое спряталось около куста. И т. д.

Образование притяжательных прилагательных от существительных:

Дидактическая игра: «Чей хвост, чья голова?».

На фланелеграфе за ёлочками спрятаны рисунки частей тела диких животных (хвосты, уши, лапы). На втором фланелеграфе – изображение диких животных, у которых этих частей не достаёт. Дети должны взять изображение частей тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Чей это хвост у тебя? (У меня лисий хвост, беличий хвост). Чьё ухо у тебя? (У меня медвежье ухо, заячье ухо… Молодцы, вы правильно назвали части тела животных.

Составление предложений с предлогом «в»

Воспитатель: Какие это животные? (Лесные, дикие). Где живут эти животные? (В лесу). Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

Игра: «Кто где живёт».

На столах у детей предметные картинки. На столе у воспитателя – пособие с изображением жилищ животных.

Воспитатель: Где живёт медведь? (В берлоге). Где живёт волк? (В логове). Где живёт белка? (В дупле). Где живут лиса, ёж? (В норах). Где живёт заяц? (Под кустом).

Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт.

Воспитатель: Вот вы и расселили всех животных по своим домикам. А, сейчас они хотят поиграть с вами.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо – скок, влево – скок - прыгают на двух ногах

Вправо – влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

Выставляются картинки животных. На доске мнемотаблица (схема) рассказа о животных.

Воспитатель: Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живёт. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение, как называются его детёныши, чем питается. И что делает зимой.

Ребёнок выбирает себе животное о котором будет рассказывать, надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нём, передавая интонацией голос животного.

Ребё нок: Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, сплю в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова. Сильные лапы, маленький хвостик. Детёныши – медвежата. Я люблю есть мёд, малину, корешки, зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют ещё два ребёнка.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз – ладошка, два – ладошка (показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку – зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке – шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке – рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику – яблоко,

Мишке – медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Развитие тактильных ощущений :

Дидактическая игра: «Подарки от зверей».

Воспитатель предлагает детям найти под ёлкой чудесный мешочек, в котором находятся подарки для зверей. Дети должны на ощупь отгадать, что лежит в мешочке, и сказать, для кого этот подарок. Например, орехи для белочки… в чудесном мешочке лежат орехи, морковь, капуста, бочонок мёда, яблоки, ягоды.

Появляется старичок-Лесовичок.

Лесовичок: Какие вы молодцы! Всё знаете о диких животных! И в лесу не шумели! А за это я вам приготовил угощение.

Дети получают корзинку с волшебными орешками. Сматывают нитку с ореха и в руках остаётся шоколадный орех.

Дети благодарят старичка-Лесовичка и лесных жителей за угощение и возвращаются в детский сад на «лошадке» артикуляционное упражнение.

Публикации по теме:

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Жители леса»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 16:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД