Ирина Чалая
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуки [ш]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей четкому произнесению слогов, слов со звуками «ж» и «ш»; развивать фонематический слух, упражнять в различение звуков на слух.
Оборудование: картинки на звуки «ш» и «ж», мяч, картинки с изображение жука и мяча.
Ход занятия
- Ребята, послушайте внимательно скороговорки и скажите, какой звук встречается чаще всего:
1) Тише, мыши, кот на крыше.
(Звук Ш)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуки [ш]-[ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2) Жук жуку жужжал: «Ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу…»
(Звук Ж)
- Итак, сегодня мы поговорим с вами о звуках «ш» и «ж»
Воспитатель спрашивает у детей, как шипит змея? А как жужжит жук? Чем отличаются эти звуки (один звук произносится тихо (без включения голоса, а другой звонко).
- Ребята, давайте поиграем в одну игру. Я буду называть звуки «ш» или «ж», а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звук «ж»; поднимите руку вверх – звук «ш» :
Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж,Ш
- А теперь поиграем в игру «Наоборот» (с мячом).
- Я буду называть слог или слово, а вы будете заменять звук «ш» на звук «ж».
ша-ша – жа-жа шаль – (жаль)
шо-шо – (жо-жо) Луша – (лужа)
аша-аша – (ажа-ажа)
- А теперь замените звук «ж» на звук «ш» :
Жу-жу – (шу-шу) жар – (шар)
Жи-жи – (ши-ши) жить – (шить)
Ужу – ужу – (ушу-ушу)
- Перед вами лежат картинки на звуки «Ш» или «Ж», назовите их, четко выделяя звуки.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
1. Если слышишь в слове «ш» - шар покажи.
2. Если слышишь в слове «ж» - жука покажи.
Воспитатель произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, тишина, шиповник, жук, ужин, шашки.
б) Пальчиковая гимнастика.
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами»
- Я буду произносить чистоговорки, а вы повторять за мной. Слушайте внимательно, четко произносите.
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
Шу-шу-шу – я флажком машу, машу.
Ша-ша-ша – вот флажок для малыша.
Жа-жа-жа – я нашел ежа.
- Прослушайте стихотворение и назовите все слова на звук «ш», затем на «ж»
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
(С. Есенин)
Если дети затруднились повторить задание.
Заучивание загадки:
Кому нужны иголки для шитья, а кому – для житья?
Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня изучали?
Чему мы учимся на занятиях по развитию речи?