Эльвира Тимралеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Деревья и грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обобщить знания о деревьях и грибах; формировать навыки использования «слов – помощников» для описания предметов; продолжить работу по образованию относительных прилагательных и составлению рассказов по серии картин.
2. Развивать речь, память, мышление.
3. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к выполняемой работе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: „Деревья и грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Оборудование: магнитофон, таблица-схема «Времена года», бумажные листочки (рябиновые, берёзовые, колокольчик, картинки грибов : лисички, сыроежки, рыжики, грузди, боровик, два конверта, картинки: берёза, рябина; серии картин «Ёжик», «Прогулка в лес», фишки.
Занятие проведено в виде игры «Счастливый случай»
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть в одну занимательную игру. Игра эта называется «Счастливый случай».
II. Вступительное слово логопеда.
- Ребята, а как вы понимаете значение этого названия «Счастливый случай»?
(Благоприятная пора, подходящий момент, время, случай, нужный момент)
- У нас с вами сейчас благоприятная пора и нам обязательно должно повезти.
Итак, мы начинаем игру «Счастливый случай».
III. Деление на команды. Выборы капитанов.
- Давайте разделимся на 2 команды.
- Ребята, какое у нас сейчас время года? (Осень)
- Какие признаки осени вы знаете? (Солнце светит, но греет мало, часто идут дожди, люди стали одевать теплее, с деревьев опадают листья….)
- Посмотрите, у вас под ногами рассыпаны листья. Поднимите каждый по одному листочку.
- Катя, с какого дерева у тебя листок? (С берёзы)
- Как по-другому мы можем сказать, какой это листок? (Берёзовый)
- А у тебя, Андрей? (С рябины)
-Какой это листок? (Рябиновый)
- А теперь все посмотрите на свои листочки: у кого рябиновые листья объединяются в одну команду и ваша команда называется…. (Рябинка)
- У кого берёзовые листочки, садитесь напротив команды «Рябинка». Ваша команда называется …. (Берёзка»)
Выборы капитанов команд.
IV. Проведение игры.
1 Гейм «Только вперёд»
-Я буду задавать каждой команде вопросы. Члены команды должны правильно и быстро отвечать. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Как только услышите звон колокольчика, вопросы закончились.
- Первой начнёт отвечать та команда, которая правильнее и быстрее ответит на вопрос;
- Как по-другому можно назвать дубовую рощу? (Дубрава)
Вопросы первой команде.
1. Какой гриб дружит с березой? (Подберёзовик)
2. У какого дерева лист похож на звезду? (У клёна)
3. О каком дереве говорят : «Никто не пугает, а вся дрожит) (Об осине)
4. Назвать одним словом: опята, лисички, мухоморы… (Грибы)
5. Назвать часть дерева, которая находится под землёй. (Корень)
Вопросы второй команде.
1. Какой гриб дружит с осиной? (Подосиновик)
2. Плоды какого дерева можно «повесить на уши»? (Берёзы)
3. О каком дереве говорят : «Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок?» (Лиственница)
4. Назвать одним словом: «Тополь, осина, берёза, ель…» (Деревья)
5. Назвать части деревьев, на которых растут листья. (Ветви)
Подведение итогов 1 гейма.
2 Гейм «Слушай внимательно»
- Сейчас я прочитаю стихотворение «Палочка - искалочка.»
- А вы должны внимательно послушать и потом ответить на вопросы:
1) Сколько видов грибов нашли дед с внуком в стихотворении?
2) Какие это грибы? Назовите их.
Слушание стихотворения.
Лес развесил свой навес, охраняет тайны лес.
Ходит дед среди дубравы, раздвигает палкой травы.
Рядом с ним любимый внук. Дед-грибник мальчишку учит.
- Это, внук, не палочка, а грибоискалочка.
- Что ж она напрасно рыщет, а грибов совсем не ищет?
Может, здесь их вовсе нет?
- Что ты, - дедушка в ответ. –
Палкой хвою потревожь – и лисичку там найдёшь.
Сыроежки погляди, сами встали на пути –
Все такие разные, синие и красные.
Ночью дождь прошёл косой, вымыл лица им росой.
А вон, видишь, там, где пень, - рыжик с шапкой набекрень… -
Тут же дедушка рукой показал на дуб густой:
- А в ту сторону пойдёшь, грузди может быть найдёшь.
Тотчас внук нырнул под куст, закричал оттуда: - Груздь!
Вот ещё, четыре! Пять! Не могу всех сосчитать.
И большие, вон какие шапки все у них кривые…
На грибы наш лес богат… Что ж ты внук опять не рад?
- Грустно мне, что мы пока не нашли боровика.
Боровик грибам всем гриб. Ну хотя один найти б.
Дедушка взглянул вокруг: - Поищи-ка лучше, внук.
Видишь мох горбом в тени, ну-ка, палкой ковырни.
В тот же миг раздался крик: - Тут огромный боровик!
Тут их целая семья! Ох, и палочка твоя!
- Какая команда быстрее и правильно ответит на первый вопрос отвечает на второй, если правильно ответит, зарабатывает фишку, если нет, тогда право ответа переходит другой команде.
Подведение итогов 3 Гейма
3 Гейм «Ты мне, я тебе!»
Командам раздаются конверты с изображением гриба : боровика – одной команде и берёзы – другой. 1-ая команда не показывая картинку 2-ой и называет её признаки «слова - помощники». 2-ая команда должна назвать что изображено на картинке.
(Это гриб - он красивый, хитрый, вкусный, низкий, с коричневой шляпкой, съедобный, «пузатый» и т. д.) За правильный ответ команда получает фишку.
И наоборот 2-ая команда называет признак, 1-ая команда угадывает.
(Это дерево – оно стройное, белое, ветвистое, высокое и т. д)
4. Гейм «Смотри и думай!»
Перед каждой командой в свободном порядке выкладываются серии картин. Перед командой «Рябинка» - «Ёжик», перед командой «Берёзка» - «Прогулка в лес».
Задание: разложить картинки в правильном порядке, чтобы получился рассказ. Составить рассказ. На выполнение задания дается 1 минута. После обсуждения капитан команды составляет рассказ.
При подведении итогов учитываются: воспроизведение всех основных смысловых звеньев, расположенных в правильной последовательности; грамматически правильное оформление рассказа с адекватным использованием лексических средств.
5 Гейм «Дальше, дальше»
Этот гейм выиграет та команда, которая назовёт больше деревьев. Команды по очереди называют деревья.
Подведение итогов гейма.
V. Итог игры.
Награждение игроков.
Литература: А. Деружинский «Палочка -искалочка» Минск. 1974