Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С — Ш»

Олеся Демина
Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе

«Дифференциация звуков С - Ш»

Цели: а) образовательные:

- уточнить правильную артикуляцию звуков [с], [ш] с опорой на зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие;

- закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [с], [ш];

- предупредить речевые ошибки в письменных работах обучающихся;

б) коррекционно-развивающие :

Публикация «Конспект занятия по развитию речи во 2 классе „Дифференциация звуков С — Ш“» размещена в разделах

- развивать концентрацию внимания, объём памяти, мелкую моторику кистей рук, фонематический слух, фонематическое восприятие;

- расширять словарный запас;

в) воспитательные:

- воспитывать аккуратность;

- умение слушать собеседника, работать в коллективе.

Оборудование:

Ход занятия

1. Орг. момент:

А) - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

- Доброе утро, ребята! (Дети хором «Доброе утро!»)

- А теперь повернитесь к своему соседу и скажите «Доброе утро!» ему и нашим гостям.

Б) - А теперь, ребята, посмотрите на парту. Перед вами лежат коврики. Подвиньте их к себе.

Потрогайте. Какие эти коврики на ощупь? (шероховатый, негладкий, колючий, ребристый).

- А теперь с помощью этих ковриков мы с вами сделаем небольшую зарядку для наших пальчиков ( движения: гладим, как котенка (под спокойную музыку, стряхиваем мусор с коврика (на себя, от себя, играем на пианино (под музыку, «пальчики – зайчики» (под энергичную музыку).

- А теперь нарисуем пальчиком на коврике солнышко.

Молодцы, дети!

В) - А сейчас мы с вами сделаем зарядку для наших губ и язычка. Для чего мы ее делаем? (чтобы красиво говорить).

- Возьмите зеркальца, которые лежат у вас на краю парты. Начинаем.

Г) - ну и конечно нам нужно сделать зарядку для наших ушек. Чтобы они могли хорошо слышать все звуки. (Различить голоса животных, звуки окружающей среды).

- Молодцы, ребята!

Раздается стук в дверь.

- Ребята, мне показалось, или кто – то действительно стучится в дверь?

- Пойду, открою.

- Ой, ребята, к нам гость!

Вбегает скоморох. Пляшет, вертится, крутится. Учитель останавливает его.

У: - Постойте, постойте! Вы кто?

С: - Я шкоморох! А зовут меня Шашка!

У: - Кто, Кто?

С: - Шкоморох Шашка!

У: - Вы что – нибудь поняли, ребята? Напиши, пожалуйста, на доске, как тебя зовут.

Скоморох пишет на доске печатными буквами без ошибок «Скоморох Сашка».

У: - Ну теперь – то понятно.

С: - А что до этого непонятно было? (обращаясь к детям) Ребята, я что, какую – то ошибку допустил? Какую?

(Заменил звук [с] на звук [ш]).

С: - А я всегда так говорю… Вот и думаю, почему это никто меня с первого раза понять не может! Может быть, вы поможете мне исправиться?

У: - Ну что, дети, поможем нашему гостю исправить свою ошибку? (Да)

- Присаживайся, Саша, на свободное место и поработай вместе с нами.

Д) Работа с таблицами.

- Ребята, сейчас каждому я дам вот такую карточку. Что там написано? (Цифры и буквы).

- Ваша задача: найти все буквы и выписать их на строчку под табличкой. Затем из этих букв нужно составить слово. Запишите это слово на второй строчке. Если вам понадобится помощь, поднимите руку. (Скомороху тоже выдается карточка).

Слова, которые должны получиться: слон, сова, стук, сумка, сом;

шапка, шаг, шум, шуба, шарф.

После того, как дети выполнят задание:

- А теперь каждый по очереди выйдет к доске. На столе у меня лежат слова. Выберите те слова, которые у вас получились, и прикрепите их на доску.

- Ребята, А как мы с вами можем поделить эти слова на две группы? (по первому звуку).

- Итак, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (звуки [с] и [ш]).

2. Уточнение артикуляции.

- А сейчас возьмите зеркальца и вслух произнесите звук [с]. Как мы его произносим? (Зубы и губы как заборчик, язык упирается кончиком в нижние зубки и поднимается горкой).

- А теперь проверим, глухой звук или звонкий. Положили руку на «моторчик» в горлышке. (Глухой).

- А теперь давайте послушаем этот звук. На что он похож? (Варианты детей)

- А еще этот звук похож на то, как свистит чайник, когда в нем кипит вода. (Прикрепить на доску картинку кипящего чайника).

Тоже проделываем со звуком [ш] + картинка шипение змеи.

3. Музыкальная физминутка (проводится совместно со скоморохом).

- Ребята, вы должны будете внимательно слушать нашего гостя, и если он совершит какую – нибудь ошибку, то вы должны будете ее исправить. А еще вам нужно повторять все движения, которые Саша вам будет показывать.

- Штавим ноги на сырине плеч (Ставим ноги на ширине плеч);

- Наклоняемша вперед (Наклоняемся вперед);

- Наклоняемша назад (Наклоняемся назад);

- Наклониться каждый рад!

- Руку поднимаем вверх! (потрясти кистью руки);

- И другую тоже! (потрясти двумя руками);

- А теперь все вместе хлопаем в ладосы (в ладоши);

- Делаем саг влево (Делаем шаг влево);

- Делаем саг вправо (Делаем шаг вправо);

- Молодцы, ребята! Браво!

- Сею нужно нам размять (Шею нужно нам размять, раз, два, три, четыре, пять!

- А теперь пора шадиться (садиться) и занятие продолжать.

4. Игра «Топ – Хлоп»

- А теперь немножко поиграем. Я буду говорить разные слова, а вы хлопать в ладоши тогда, когда услышите в слове звук [с] и топать ногами, если услышите звук [ш].

Слова: ссора, Москва, шалаш, Света, Миша, Маша, Катя, капуста, шнурки, кошка, дверь, санки, шляпа, стройка, макушка, кукушка, салат, космос, вертолет, коса, мушка.

- А теперь задача усложняется. Посмотрите на экран. Будут появляться картинки, а вы хлопайте в ладоши тогда, когда в слове будет звук [с] и топайте ногами, если будет звук [ш].

Картинки: собака, шапка, солнце, мышка, космонавт, машина, автобус, пылесос, веник, стул, тетрадь.

5. Работа с индивидуальными карточками.

А) - А теперь мы с вами выполним следующее задание. У меня есть карточки. Но в них допущено много ошибок. Ваша задача: исправить все ошибки.

• Индивидуальная работа с Илюшниковым Н. (из песка «высыпать» буквы С,Ш. Затем дать облегченный вариант карточки).

- Итак, ребята, какие ошибки нашли вы в своих карточках? (Перепутаны буквы С и Ш).

Б) Игра «Разгадай - ка» (по парам).

- А сейчас каждому из вас я раздам вот такие листочки с заданиями. Внимательно на них посмотрите. Что вы на них видите? (ребусы).

- Ваша задача: разгадать ребусы и из слов, которые получатся, составить предложение.

После выполнения задания провести звуковой разбор предложений, которые получились у ребят.

Вариант 1: Сшила Сашка рубашку.

Вариант 2: Сварила Маша вкусную кашу.

Вариант 3: Шла Саша по шоссе.

6. Домашнее задание

– А дома вам нужно будет выучить эти скороговорки и на следующем занятии их рассказать.

7. Итог

- Итак, ребята, о каких звуках мы говорили?

- Чем отличаются эти звуки? (произносятся по – разному).

- А чем они похожи? (они оба глухие).

- А ты, наш дорогой гость, понял, что эти звуки совершенно разные?

- Так как же тебя зовут? Произнеси, пожалуйста, свое имя правильно.

- Ребята, как вы думаете, помогли мы нашему гостю?

8. Рефлексия:

- А теперь, дети, посмотрите на доску. Кто там изображен? (скоморохи)

- Правильно. Только у них чего – то не хватает. (Колпаков).

- А колпаки лежат у вас на партах. По два колпака у каждого.

- Итак, если вам на сегодняшнем занятии удалось все, то вы наденете на скомороха красный колпак. А если вы считаете, что сегодня вам удалось не совсем все, то наденьте колпак синего цвета.

- А теперь за вашу хорошую работу я хочу наградить вас небольшими призами.

- Спасибо вам, ребята! До свидания!

Публикации по теме:

Куб для дифференциации звуковКуб для дифференциации звуков Куб для дифференциации звуков на занятии по развитию речи. После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией.

Перспективный план кружковой работы «Говорим правильно» Подготовила учитель - логопед Макарова Е. М. МБОУ "СОШ № 2 МО "Ахтубинский район" Цель: Развитие речевого слуха, речевого внимания, речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С — Ш»
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 16:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД