Ермакова Юлия
Конспект занятия по рисованию «Украшение полотенца мордовским узором»
▼ Скачать + Заказать документы
«Украшение полотенца мордовским узором»
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента
• Учить передавать колорит мордовского орнамента : элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрических фигур по мотивам народной вышивки.
Задачи:
Образовательные: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве мордвы.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Украшение полотенца мордовским узором“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского орнамента.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к культуре и творчеству мордовского народа.
Материал:
• Карточки с элементами мордовского орнамента;
• Кукла в мордовском наряде;
• Вышитые мордовским узором полотенце, костюмы, макеты посуды.
• Заготовки для росписи;
• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки;
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций мордовской вышивки, орнамента. Чтение мордовских сказок. Разучивание стихотворения М. Филатовой «Мордовия моя»;
Словарная работа:
• Названия элементов орнамента: «крест», «галочки», «ромб», «елочка», «квадрат с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
Материал:
• Карточки с элементами мордовского орнамента;
• Кукла в мордовском наряде;
• Вышитые мордовским узором полотенце, костюмы, макеты посуды;
• Заготовки для росписи;
• Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки;
Ход занятия.
I Вводная часть:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, скажите в какой стране мы живем?
Дети: - В Росси.
Воспитатель: - А как называется наша республика. Правильно. Мордовия. Столица Мордовии город Саранск.
Воспитатель: - Ребята послушайте стихотворение М. Филатовой «Мордовия моя»,
Воспитатель зачитываем детям стихотворение
Воспитатель: ребята, красивое стихотворение?
- Ребята, к нам занятие пришла гостья.
(кукла в национальном мордовском костюме)
II Основная часть.
1. Беседа о мордовском костюме
Воспитатель: - Посмотрите, какое у нее красивое платье с красивым орнаментом. Поэтому по орнаменту можно определить, к какому народу относится произведение искусства. Как вы думаете, в какой национальный костюм одета наша гостья?
Дети: - Кукла одета в мордовский национальный костюм.
2. Рассматривание элементов мордовского орнамента.
Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим элементы мордовского орнамента. (воспитатель обращает внимание детей на расставленные карточки с деталями мордовского орнамента). – В мордовском орнаменте присутствуют такие элементы, как «галочки», «кресты», «ромбы», «квадраты с продленными сторонами», так же «восмиконечная звезда», «ступеньки» и многие другие элементы.
Воспитатель: - А еще, ребята,есть зигзаг, с-образный узоры.
(Выставляются на доску названые элементы орнамента (карточки)
Воспитатель: - Ребята, каждый элемент в мордовском орнаменте имеет свое значение:
- Ромб – символ изобилия, плодородия.
- Зигзаг – символ воды.
- с-образные фигуры символизируют птиц.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, на каких предметах могут встречаться эти элементы орнамента?
Дети: - На одежде, посуде, игрушках, салфетках, полотенцах.
3. Рассматривание предметов домашнего обихода Мордвы. Значение символики Мордовского орнамента.
Воспитатель: - Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов : бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим одежду куклы.
Воспитатель: - Расцветка мордовской вышивки включает в себя в основном два цвета:
- красный – символизирует любовь, красоту, здоровье,
- черный – нейтральный цвет,
Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.
Воспитатель: - А сейчас, давайте отдохнем и нарисуем в подарок нашей гостье полотенце с мордовским орнаментом.
Физминутка
«Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вдох и выдох – улыбнитесь
Потихонечку садитесь.
4. Украшение макетов полотенец мордовским узором.
Воспитатель: - А теперь давайте пройдем за столы и приступим к украшению полотенец. Узор расположен по краям полотенца.
III Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились полотенца.
Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах?
Дети: - «ромб», «треугольник», «крест».
Воспитатель: - Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна. Все ваши полотенца получились яркими, красивыми. Всем спасибо!