Получи документы

Конспект занятия по социальному развитию: «Любовь к земле родится в сердце!»

виктория ладыгина
Конспект занятия по социальному развитию: «Любовь к земле родится в сердце!»

Познавательно-экологическое путешествие. Знакомство дошкольников с бытом и укладом жизни первых славянских поселений, традициями и обычаями древнерусской культуры наших предков- славян.

Программное содержание

1. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, к своим родителям, близким.

2. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков-славян.

3. Дать понятие красоты родного края, познакомить детей с различными лекарственными свойствами ягод, трав и листьев.

Публикация «Конспект занятия по социальному развитию: „Любовь к земле родится в сердце!“» размещена в разделах

4. Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть обрядовые праздники и значение берегинь. Рассмотреть разные формы одежды русских славян. Познакомить детей с естественными красителями холста: листья дуба, черника, цветки липы, ежевика.

Ход занятия

Воспитатель:

-Мы с вами стоим перед домом наших далеких предков-славян. В доме никого нет, но вход охраняет главный хранитель рода, а зовут его Дид. Посмотрите рядом с ним лежит клубок. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев. Давайте и мы с вами последуем этому обычаю. (Дети входят).

Воспитатель:

- Когда вы входили, вы заметили что-то необычное?

Дети:

- Дверь была открыта, низкая дверь, высокий порог.

Воспитатель:

- Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей. Давайте теперь подумаем для чего делали высокий порог?

Дети:

- Для того, чтобы холодный воздух зимой не проник в дом, т. к. он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, т. к. он поднимается вверх.

Воспитатель:

- Вход в дом делали обычно с южной стороны. Ели мы станем спиной к двери, мы узнаем, с какой стороны ставили печь. "Без печи изба - не изба", - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил эти сказки Баюнок. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?

Дети:

- "По щучьему веленью" и т. д.

Воспитатель:

- Давайте заглянем на печь. Что вы здесь видите?

Дети:

- Сушатся грибы, травы.

Воспитатель:

- В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.

Воспитатель:

- Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево. Вы узнали эти деревья?

Дети:

- Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые дрова. Мы их узнали по запаху.

Воспитатель:

-Куда же закатился наш клубок? Наверное, это Прокуда шалит. Давайте его поищем. (Дети находят).

Воспитатель:

-Вот наш клубок, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком. Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела ее спорились и ладились,ей в этом помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы?

- Дети:

- Шерсть, клубок, веретено, кудель.

Воспитатель:

- Веретено и кудель нужны для того, чтобы из шерсти домашних животных прясть пряжу. Шерсть каких животных для этого использовали?

Дети:

- Козы, овцы.

Воспитатель:

- На какое слово похоже слово "веретино"?

Дети:

- Вертеться.

Воспитатель:

- Правильно. Давайте попробуем это сделать (вертят, не получается).

- А чтобы веретено вертелось быстро и долго, на него одевали пряслицу. На какую детскую игрушку теперь стало похоже веретено?

Дети:

- На юлу.

Воспитатель:

- Когда нить была готова, для чего могли ее использовать?

Дети:

- Из толстых ниток вязали, из тонких - ткали ткань.

Воспитатель:

- Из ткани затем шили одежду. Как вы заметили, в доме нет шкафов. Хранили одежду в сундуках. Давайте с вами заглянем в сундук (достают рубаху).

- Одежду обязательно украшали вышивкой или тесьмой. И эти украшения служили оберегами. Какие детали одежды украшали?

Дети:

- Воротник, подол, рукава.

Воспитатель:

- Славяне украшали одежду не только оберегами. Они научились красить ткань. И использовали для этого природные красители. Вы их, наверное, узнали.

Дети:

- Шелуха лука, лист березы, ягоды черники и т. д.

Воспитатель:

- Из этого готовили отвары и в них опускали ткань (дети красят ткани).

Воспитатель:

- У вас испачкались руки. Нам надо их помыть. Где мы можем это сделать (подходят к рукомойнику).

- В домах славян не было водопровода, и для мытья рук использовали рукомойник и лохань с водой. Давайте заглянем в лохань. Что вы там видите?

Дети:

Видим свое отражение. Это похоже на зеркало. (Дети моют руки).

Воспитатель:

- Как я уже говорила, славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая- нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощенье было главным на столе. Черная гора, всем мила.

Дети:

-Хлеб.

Воспитатель:

- Давайте с вами вспомним, как хлеб приходит к нам на стол.

Дидактическая игра "Как хлеб пришел на стол".

Воспитатель:

- Ранней весной землю пахали, удобряли, боронили, а потом сеяли зерна ржи и пшеницы. (дети разбегаются по залу и садятся).

- Что нужно для того, чтобы эти зерна проросли?

Дети:

- Им нужно солнце, вода, воздух, земля.

Воспитатель:

-Что делали из зерна?

Дети:

- Из него делали муку. Из муки пекли ароматный хлеб.

Воспитатель:

- Давайте отведаем и мы этого свежеиспеченного хлеба. (дети едят хлеб).

Воспитатель:

- Нам пора покидать этот гостеприимный дом. Но наши предки славяне были не только хорошими хлебопашцами и ткачами. С другими ремеслами мы с вами познакомимся в другой раз.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — величайшее богатство на земле» Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, познание истоков возникновения хлеба, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Конспект познавательного занятия в младшей группе «Солнце — источник жизни на Земле»Конспект познавательного занятия в младшей группе «Солнце — источник жизни на Земле» Подготовила:Татьяна Барунцова Конспект познавательного занятия в младшей группе «Солнце - источник жизни на земле» Цель: - Дать детям.

Конспект занятия-беседы «Мама — это ангел на земле»Конспект занятия-беседы «Мама — это ангел на земле» Цель: Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям. Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Голуби — символ мира на земле»Конспект занятия по аппликации в средней группе «Голуби — символ мира на земле» Цель: формирование представления о голубе, как символе мира. Задачи: Образовательные: познакомить детей с символикой мира, о важности.

Конспект занятия по социальному миру «Зимние забавы»Конспект занятия по социальному миру «Зимние забавы» Конспект НОД «Зимние забавы» во второй младшей группе Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.

Конспект занятия по валеологии «Как работает наше сердце»Конспект занятия по валеологии «Как работает наше сердце» Цель : Познакомить детей с работой и назначением сердца Материал к занятию : презентация «Как работает наше сердце», интерактивная доска.

Модель занятия по социальному миру «Наша страна-Россия» Программное содержание: Формирование патриотических чувств, первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице. Развивать.

Конспект занятия по социальному окружению в старшей группе «Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Конспект занятия Беседа о вербном воскресенье. Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна.

Художественное творчество «Вечная любовь на земле — это любовь к маме!» (подготовительная группа)Художественное творчество «Вечная любовь на земле — это любовь к маме!» (подготовительная группа) Я портрет рисую мамы Акварелью на листе. И, пускай, портрет без рамы, И, пускай, не на холсте. Удалось не всё в портрете, Но для мамы.

Стенгазета «С заботой о птице любовь к родной природе родится!» в рамках природоохранной акции «Покормите птиц зимой»Стенгазета «С заботой о птице любовь к родной природе родится!» в рамках природоохранной акции «Покормите птиц зимой» Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по социальному развитию: «Любовь к земле родится в сердце!»
Опубликовано: 1 июня 2021 в 12:54
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД