Елена Бритвина
Конспект занятия по теме «Дни воинской славы. Бородинское сражение: 210 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
Задачи: Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению;
Развитие интеллектуальной компетенции детей;
Расширение и активизация словаря.
Публикация «Конспект занятия по теме „Дни воинской славы, Бородинское сражение: 210 лет“» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Ход занятия.
- Ребята вы уже знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападения врагов. Ведь Россия – страна богатая, красивая, и очень многие хотели бы владеть ею. И сегодня мы с вами поговорим о войне 1812 года. О знаменитом Бородинском сражении.
Предлагаю детям закрыть глаза и включаю к прослушиванию отрывок Торжественной увертюры «1812 год» П. И. Чайковского,
(В это время разложить репродукции Бородинской панорамы, портреты : Наполеона Бонапарта, М. И. Кутузова, Барклая.)
Воспитатель: ребята,отгадайте загадку, она поможет догадаться, где мы с вами сегодня побываем.
Здесь родился и живешь, уезжаешь - скучаешь, как зовут это место, знаешь? (Родина)
Воспитатель: Ребята, а что значит для вас Родина? (Ответы детей) Это место, где мы родились, где живут наши родные.
Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку «Богатырская наша сила» Дружно встали 1-2-3 мы теперь богатыри!
Присаживайтесь на стульчики и мы начинаем.
В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия эта была очень сильной.
Но когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась против Наполеона. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. Конечно, у них не было оружия. Тогда они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить французов.
Когда люди уходили из какого-нибудь города, селения, они сжигали свои дома и имущество, чтобы французам негде было жить, нечем было питаться.
Воспитатель: Как вы считаете, легко ли было людям в это время? (Ответы детей)
(Воспитатель показывает портрет М. И. Кутузова). Главным командующим русскими войсками был храбрый, талантливый маршал. Солдаты хорошо его знали и любили.
Воспитатель: А теперь посмотрите на этот макет ( Заготовки к макету делали вместе с детьми: вырезали и раскрашивали лошадей, лепили солдат русской и французской армии, лепили из пластилина пушки, ядра, имитацию взрывов)
. Что вы видите? Дети: Бой, битва, сражение.
Воспитатель. Почему вы так думаете? Дети. Сражаются две армии.
Воспитатель. Да, воины одной армии одеты в зеленые мундиры, а воины другой – в синие. Как вы думаете, когда происходило это сражение? Дети. Давно, нет танков, самолетов., а есть конница.
Воспитатель. Как вооружены солдаты?
Дети. Есть ружья, пушки.
Воспитатель. Да, солдаты, вооруженные ружьями – пехотинцы; солдаты, стреляющие из пушек – артиллеристы.
Воспитатель: Кутузов с нашей армией остановился возле села Бородино (вблизи нашего города - Можайска, где и произошло самое известное сражение той войны - Бородинское.
Ребенок 1: И вот нашел большое поле: Есть разгуляться, где на воле! Построили редут.
Чуть утро осветило пушки
и леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Ребенок 2: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Воспитатель: Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Это было тяжёлое сражение! Только тёмная ночь остановила бой.
Наполеон сказал: “Это сражение было самое страшное из всех моих сражений, здесь я увидел, что русские непобедимы!»
Воспитатель: Потери были очень большие и чтобы сохранить жизнь русским солдатам, Кутузов приказал отступить войскам и сдать Москву французам, чтобы потом, собравшись с новыми силами ударить по врагу.
Приближалась зима, а французы оказались к ней не готовы. И пришлось им оставить Москву и отступить. Голодные и холодные брели они по русской земле. А русская армия набралась сил, ударила по врагу и победила его.
(Звучит музыка «Россия Гром победы» (Екатерининский императорский марш).
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно.
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
День 8 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт.
Воспитатель: Ребята, почему французская армия потерпела поражение? (Ответы детей)
У Кутузова были помощники – талантливые маршалы и генералы. Воспитатель показывает портреты П. И. Багратиона, Михаиила Богдановича Баркла й-де-То лли) Их именами во многих городах названы улицы, в нашем городе в честь генерала Петра Ивановича Багратиона (раненного в ходе Бородинского сражения) и М. И. Кутузова названы станции метро. Да, ребята, русские люди всегда защищали своё Отечество, свою Родину! Их помнит Россия, их помнит народ.
Воспитатель: Давайте проведем военную разминку, чтобы быть такими же сильными, быстрыми, ловкими.
Эстафета «Кавалерийское соревнование». (Дети делятся на две команды, скачут на лошадках (гимнастических палках) и передают эстафету своим командам)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Чтобы нам вернуться обратно, вспомним пословицы и поговорки о Родине и воинской славе.
Игра «Доскажи словечко». (Нет ничего краше, чем Родина наша. Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за неё постоять. Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет).
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? О каком историческом событии мы с вами узнали? С кем мы познакомились?
- Я предлагаю пополнить наш Патриотический уголок новыми экспонатами – макетом Бородинского сражения. И я надеюсь, что в ваших сердцах останется память и чувство гордости за наш непобедимый народ, за нашу великую страну!