Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента

Михайлова Наталья
Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента

Конспект занятия по теме: «Согласование слов в категории рода"

использованием регионального компонента)

Цель: Упражнять в практическом использовании категории рода; закрепить умение согласовывать существительные, глаголы, прилагательные, местоимения в роде; определять родовую категорию. Обогащать словарный запас именами прилагательными. Развивать память, внимание, мелкую моторику, языковое чутьё.

Оборудование: картинки со словами «он», «оно», «она»; предметные картинки; таблицы со словами, со стихотворением, индивидуальные карточки.

Ход занятия:

Орг. момент.

Сядет тот, кто назовёт слово во множественном числе (логопед показывает предметные картинки – дети называют их и изменяют: петух – петухи, лампа – лампы, весло – вёсла).

Гимнастика для глаз.

-Логопед обводит мячом в воздухе различные фигуры – дети, не отрывая глаз от мячика, двигают только глазами.

-Логопед просит «нарисовать» глазами буквы а, о, у, и.

Пальчиковая гимнастика.

«По лесенке».

Мы по лесенке шагаем Мы по лесенке шагаем

И ступенечки считаем. И ступенечки считаем.

Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.

(вверх) (вниз)

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, попеременно меняем. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Работа по согласованию слов в роде.

«Рифмованные упражнения».

На доске таблица с категориями рода (нарисованы примеры).

Логопед предлагает вспомнить категории рода (мужской, женский и средний род).

Женский род, помню я, то, про что скажу – моя:

Моя ручка, моя тучка, и тетрадь моя.

Средний род – оно, моё – моё окно, село моё.

-Ребята, прежде чем начать занятие, я хочу предложить вам такой способ работы: вы бросаете «волшебный кубик» с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, какой номер выпадет, под таким номером и выполняем задание.

Дети по очереди бросают кубик и выполняются задания.

Задание № 1 «Покажи соответствующую карточку».

• У детей карточки со словами: он, оно, она.

• Логопед показывает предметные картинки.

• Дети поднимают соответствующую карточку.

Картинки: собака, олень, колесо, радуга, солнце, кукла, арбуз, гриб, матрёшка, яблоко, облако, телефон, чум, нарта, небо.

«Поселить» эти слова в 3 домика (записать слова в 3 столбика по родам). Логопед раздаёт карточки с тремя нарисованными домиками.

• Ребята, в первый домик «поселим» слова, которые соответствуют слову он (олень, аркан, гриб, телефон, чум).

• Во второй домик - слова, которые соответствуют слову она (собака, радуга, матрёшка, нарта).

• В третий домик – слова, которые соответствуют слову оно (колесо, солнце, яблоко, небо, облако).

Задание № 2 «Работа со стихотворением».

На доске записано стихотворение, дети читают его.

Лес не мой, а наш, общий.

Земля не моя, а наша, общая.

Стадо не моё, а наше, общее.

• - К выделенным словам лес, земля, стадо подберите слова он, оно, она. (Например, лес – это он).

• Давайте определим род этих существительных.

• Лес – мужской род, земля - женский род, стадо - средний род.

• Ребята, придумайте слова среднего, мужского и женского родов.

Задание № 3 «Назови признаки».

Логопед вывешивает на доску таблицы со словами.

- Ребята, к этим словам необходимо подобрать слова-признаки, правильно согласовывая их в роде.

Таблица № 1 Таблица № 2

Ромашка селёдка

Роза по цвету малина по вкусу

Одуванчик лимон

Василёк лук

Таблица № 3

Мяч

Сумка

Зеркало по материалу

Вилка

Шапка

- Ромашка – белая, лимон – кислый, зеркало – стеклянное.

- Переходим к следующему заданию.

Задание № 4 «Что подходит?»

В этом задании необходимо подставить к каждой тройке прилагательных существительное, подходящее по смыслу.

- Яркое, ласково, весеннее (солнышко);

- высокий, стройный, рогатый (олень);

- мягкий, тёплый, пушистый (шарф);

- ловкая, хитрая. Рыжая (лиса);

- весёлая, прыгучая, запасливая (белка);

- сочное, красное, душистое (яблоко);

- дальняя, трудная, незнакомая.

Между заданиями проводится физминутка.

Задание № 5 «Работа со стихотворением».

Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске.

Тихо в тундре,

Тонкий, робкий,

В лужах стынет

Из-за самой дальней горки

Солнце рыжее встаёт.

Ответьте на вопросы:

- Какой лёд? (Лед – тонкий, синий, робкий). Как понять слово «робкий»? Значит – не крепкий, хрупкий.

- Какая горка? (Горка – дальняя).

- Какое солнце? (Солнце – рыжее).

• Определите род этих слов.

• А как можно ещё охарактеризовать горку, лёд, солнце?

• Запишите эти словосочетания в тетрадь.

Задание № 6 «Составь словосочетание».

• Работа по карточкам.

• На карточках изображены бабочка и три цветка. От бабочки отходят три запутанные линии к разным цветкам. Нужно поочерёдно соединять бабочку с цветками и составлять словосочетания, правильно согласовывая их в роде.

- Ребята, составленные словосочетания прочитаем вслух:

- лесной – край, поляна, озеро;

- широкий – простор, улица, поле;

- золотой – зуб, серьга, кольцо;

- синий – небо, лента, цветок;

- родной – село, город, страна.

- Лесной край, лесное озеро, лесная поляна.

Составьте с этими словосочетаниями предложения и запишите их в тетрадь.

Итог занятия.

• В конце занятия мы проверим, как вы усвоили материал игрой «Собери портфель».

• На доску вывешиваются три портфеля, на них написано «он, она, оно».

• Необходимо разложить тетрадки со словами: животное, олень, медведь, север, ремень, тетрадь, яблоко, ружьё, небо, работа, дело, чтение, дорога, врач, река, трава.

• Сосчитайте, сколько получилось слов в каждом портфеле.

Публикации по теме:

Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента Республики Татарстан Cборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента Авторы: Федорова Ирина Николаевна, Васильева.

Логопедическое занятие в старшей группе «Зелёный цвет. Согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Тема: "Зелёный цвет. согласование имён прилагательных с существительными женского рода" Цели и задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя» Конспект занятия НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Казачья еда, я люблю тебя!».

Конспект занятия с использованием регионального компонента «Уголь-богатство Кузбасса» Конспект занятия в подготовительной группе «Уголь – богатство Кузбасса» Цели: 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять.

Конспект занятия с учетом регионального компонента «Путешествие по Ставропольскому краю» для детей 6–8 лет Задачи: Познавательное развитие: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство,.

ООД «В гости к бабушке и дедушке» с использованием башкирского регионального компонента Задачи: Образовательные: Ознакомить с традициями и обычаями башкирского народа: приветствие, провожание; приглашение в гости; познакомить.

Праздник «Осенины нынче на Руси» с использованием регионального компонента Под р. н. мелодию выбегают двое детей. 1 ребенок: Собирайтесь, гости дорогие! Старые да малые! Весь люд честной В наш дом большой! 2 ребенок:.

Реализация проектной деятельности с использованием регионального компонента республики Башкортостан Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов,.

Сценарий праздника с использованием национально-регионального компонента «Юбилей детского сада»Сценарий праздника с использованием национально-регионального компонента «Юбилей детского сада» Звучит песня "Песня счастья", дети заходят в зал. 1. Песня "Привет" (Подготовительная группа) Доброе утро, уважаемые зрители, дорогие гости.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Украсим платочек красивым узором» Цель: учить составлять узор из кружков на салфетке квадратной формы. Задачи. Образовательные: - учить предварительно выкладывать на квадратном.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента
Опубликовано: 23 января 2018 в 20:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....
Педагогический проект «Мы растем здоровыми»
Информационная карта проекта Продолжительность проекта краткосрочный, 1 месяц ( июль) Вид проекта информационно-творческий Тип проекта познавательно-игровой...