Папки-передвижки

Конспект занятия «Уроки человечности» по рассказу Г. А. Черкашина «Кукла»

Ольга Губер
Конспект занятия «Уроки человечности» по рассказу Г. А. Черкашина «Кукла»

Цель: воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции и нравственных ценностей через рассказ Г. А. Черкашина «Кукла»

Задачи:

- продолжить знакомство с одним из произведений о Великой Отечественной войне;

- развитие навыков анализа художественного произведения, творческих способностей учащихся.

-развитие умения работать в команде.

Ход занятия:

Просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»

1. Актуализация.

Публикация «Конспект занятия „Уроки человечности“ по рассказу Г, А, Черкашина „Кукла“» размещена в разделах

27 января 2024 года наша страна отметила 80- летие со дня полного снятия блокады Ленинграда. 900 дней блокады стали жестоким испытанием для жителей города и страшным уроком истории для всего человечества.

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Среди свидетелей в живых остались лишь те, кого называют «дети войны». Геннадию Черкашину в 1941-м было всего шесть лет. Детские воспоминания легли в основу одного из лучших его рассказов о ленинградской блокаде «Кукла», написанном в 1989 году. Это рассказ-притча о том, что война делает с человеком, с его душой. На прошлом занятии мы с вами познакомились с биографией автора, прочитали рассказ «Кукла».Тема нашего занятия : «Уроки человечности в рассказе Геннадия Черкашина «Кукла».

2. Целеполагание

Какие главные слова вы можете назвать в теме нашего занятия? Ответы детей.

Правильно, уроки, человечность.

Как вы понимаете, что такое урок. В словаре Ожегова мы прочитаем: урок- нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. То есть урок-это когда человек чему-то научился, что-то понял, извлек урок из чего-либо.

Как вы понимаете слово человечность, назовите синонимы этого слова. Ответы детей.

(доброта, человеколюбие, сострадание, сострадательность любовь, душевность, отзывчивость, добросердечие, приветливость)- на доске

А теперь назовите антонимы к слову человечность. Ответы детей.

Жестокость, равнодушие, безразличие….

Исходя из темы нашего занятия, давайте сформулируем цели нашего занятия. На какие вопросы мы будем искать ответ? Ответы детей. Может ли кукла преподать какой-то урок, научить чему-то людей? Кукла- игрушка, неодушевленный предмет. Никаких действий она не принимает. Все действия, мысли, чувства- у людей.

Цели занятия (пишем на доске)

1. Проанализировать рассказ «Кукла»

2. Почему именно кукла выступает главным героем книги о Войне?

3. Может ли кукла помочь проявить людям свои человеческие качества, как положительные, так и отрицательные?

Как мы с вами узнаем, что достигли наших целей, по каким критериям это определим, что наша цель достигнута. Ответы детей

Сегодня на занятии мы продолжим размышлять о людях - хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

Работа в парах. Каждой паре карточка с заданием.

1 пара: Девочка

Как появилась кукла у девочки?

Как расстались они?

Опишите встречу девочки и куклы

Чем была кукла для девочки?

Какой стала девочка после войны

2 пара : Мама

Мама во время войны. Какими были отношения между мамой и девочкой?

Почему девочке казалось, что мама о ней забыла? Отношение мамы к кукле

3 пара: Бабушка и дедушка

Отношение в семье дедушки к бабушке. Кем был дедушка? По какому случаю дедом была подарена кукла? Как появилась кукла у неё? Чем была кукла для дедушки и бабушки?

совместно: новая хозяйка квартиры

Опишите хозяйку квартиры. Почему она стала хозяйкой квартиры? Как появилась кукла у неё? Чем была кукла для женщины? Ваше отношение к герою.

Совместно: продавец магазина

Опишите продавца магазина. Как ему удалось выжить в блокаду? Как продавец встретился с куклой? Чем была кукла для продавца? Ваше отношение к герою

3 минуты для подготовки ответа. При ответе можно прочитать цитаты из текста.

Выступление 1 пары

С кем при описании сравнивает писатель куклу? (описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с ребенком: «Они даже спали в одной кроватке…»)

Прочитайте описание куклы. Описывает ли подробности военного ленинградского быта Геннадий Черкашин (нет, он щадит читателя-ребенка, укрывает его от ужасов войны, как делают это и взрослые герои его блокадной сказки – мама, бабушка, дедушка) Он передает их через несколько характерных для того времени картин: чай без заварки под названием «белая ночь»; «уснувший» трамвай на улице и уснувшая навсегда соседка; незнакомая бабушка плачет, уронив в прорубь бидончик…

Давайте послушаем аудио отрывок из рассказа. Как расстались они? Ответы детей.

Опишите встречу девочки и куклы. Ответы детей. Чем была кукла для девочки? Почему девочка так хотела вернуть именно ту куклу, ведь можно было попросить новую? (ценность культурной, семейной памяти). Ответы детей (память о родных людях)-на доске.

Какой стала девочка после войны? Эпизод «Мы опоздали». Рано взрослеют дети, которым довелось столько всего пережить, но как драгоценно это желание дочки утешить маму, несмотря на свое горе, на свою бесценную потерю. Война сделала ее старше, мудрее.

Ответы детей. У куклы есть имя, а у девочки нет. Как вы думаете почему? Ответы детей. Да, это собирательный образ. Ведь таких детей и историй в войну было много.

Выступление 2 пары

Каким образом девочке с мамой удалось выжить в то страшное время (девочку вместе с мамой (директором детского дома) удалось вывезти из осажденного города. Как им жилось в эвакуации? Найдите и зачитайте фрагмент, повествующий об этом. (Нелегко)

Они возвращаются после Победы в свой чудом уцелевший дом, изо всех сил надеясь встретить там бабушку с дедушкой. Но еще одного чуда не случается – они погибли, в доме живут чужие люди, которые продали все их вещи в комиссионный магазин, а маме с девочкой оставлена лишь пустая комната с выбитым стеклом. Им приходится начинать жизнь сначала.)Она очень любила свою дочь, оберегала. Но в детском доме попросила не называть её мамой. Почему( «что другим не было обидно»).

Какое решение принимает мама, чтобы вернуть куклу? Найдите в тексте, прочитайте.

— Я выкуплю её тебе, — сказала мама, когда они поднимались по лестнице. — Жаль, ничего такого у нас нет, что можно было бы продать…

— Мы выкупим её, подожди. Я что-нибудь придумаю. Пусть память о дедушке у тебя останется на всю жизнь.

(Долго и трудно копила деньги на куклу. Очень хотела вернуть «память» о дедушке и бабушке, которые погибли. Можно себе представить, что это значило тогда, сразу после войны. Девочка ни о чем не напоминает, ничего себе не просит, сама готовит маме обед, когда та возвращается домой поздно, без сил. Оказывается, можно быть счастливым, почти ничего не имея, если не получать, а отдавать, надеяться и терпеливо ждать.)Кем была кукла для мамы? память о родных людях. - на доске

Физминутка

Надо отметить, что люди не прекращали заниматься физической подготовкой даже в такое тяжелое военное время. Спорт в блокадном Ленинграде – одно из проявлений исключительной стойкости советских людей. Спорт был призван доказать всему миру, что город борется, существует, живет. Давайте и мы присоединимся ко всем, делавшим в то тяжелое военное время зарядку и выполним физические упражнения.

Выступление 3 пары

Что стало с дедушкой и бабушкой (Оба в блокаду с голода умерли.)

Дедушка-профессор, подарил куклу девочке. Поддерживали друг друга в войну. Остались в блокаду в городе и умерли от голода, похоронены в братской могиле. Информация о Пискаревском кладбище (выступление учащегося).

Пискарёвское мемориальное кладбище. Самое большое в мире братское захоронение. По очень приблизительным оценкам почти полмиллиона человек похоронено здесь. Без имен. Установить их личности крайне сложно. За 75 лет удалось узнать имена только на 12 тысяч человек. В прошлом году еще 60.

Более 500 тысяч похороненных.

На гранитных плитах ни имен, ни фамилий. Только годы. 42-й, 43-й, самые страшные блокадные зимы, когда в изможденном городе погибших хоронили тысячами. Каждый день. На санках и в полуторках привозили тех, кто замерзал и умирал прямо на улице. Вдаль уходят ряды братских могил одна за другой, всего их 186. Уже в январе 1942 года все кладбища Ленинграда были просто завалены телами умерших. Количество погребённых в день составляло от трех до десяти тысяч человек. Из-за высокой смертности был заведен порядок записывать погибших по количеству. Хоронили в огромные могилы-траншеи. Закапывали бульдозером. Гранитная фигура Родины-Матери- в центре мемориала, собирательный образ советских женщин, как символ величайшей боли и несгибаемого мужества жителей города на Неве. И стихи Ольги Берггольц дополняют образ, это посвящение всем, кто не увидел праздника Победы. Давайте вернемся к обсуждению. Кем была кукла для бабушки и дедушки? Куклу берегли как память о девочке. - на доске.

Совместное обсуждение Новая хозяйка квартиры.

Что вы можете сказать о портрете женщины, вселившейся в квартиру? эпизод «Великанша в бархатном халате…». Прочитайте в тексте.

- Переехала в город после блокады. Поселилась в чужой квартире. Куклу и другие вещи продала в комиссионный магазин. Почему она не отдала куклу? Как это характеризует новую хозяйку квартиры? Можно сделать вывод, что она жадная, бездушная, черствая, страшная, нахальная. Кем была кукла для нее? Для хозяйки квартиры – средство получения денег, наживы. Кукла – средство для получение денег Куклу продала и не захотела вернуть хозяйке. Ваше отношение к герою. Ответы детей. – на доске

А теперь мы с вами ответим на вопросы, касающиеся продавца магазина.

Найдите в тексте его описание.

- Постаревший раньше времени, чудом уцелел в блокаду «ел столярный клей».

Очень хотел помочь, вернуть куклу. Как это его характеризует, какой он? Понимающий, сопереживающий, добрый. Чем для него является кукла? Кукла для него товар. - на доске

А теперь давайте посмотрим на замечательные иллюстрации Г. А. В. Траугот. Слайды

Это загадочное, сказочное имя – коллективный псевдоним отца и двух сыновей – Георгия, Александра и Валерия Трауготов. Они тоже пережили блокаду, и их рисунки к «Кукле» показывают жизнь людей во время войны такой, какой она была. И то, о чем ребенок не узнает из текста книги, он «прочтет» из иллюстраций. Уютный довоенный мир, гостиная, где вечерами вся семья собирается вместе под абажуром; нарядная кукла, мерцающее волшебными огоньками сказочно-счастливое детство…А дальше – заклеенные крест-накрест окна; разрушенные дома с обнаженными лестничными пролетами; фашистские самолеты с черными крестами, сбрасывающие бомбы на город; люди с саночками, везущие чайники с сырой невской водой, а порой и завернутые в простынку мертвые детские тельца размером не больше куклы… Но главное – лица. Лица детей и взрослых.

Сильные иллюстрации Траугот передали всю боль задевающего душу текста. Это человеческая трагедия, здесь - безразличие и жестокость.

Рефлексия

Давайте вернемся к целям нашего занятия.

1. Проанализировать рассказ «Кукла»

2. Почему именно кукла выступает главным героем книги о Войне?

3. Может ли кукла помочь проявить людям свои человеческие качества, как положительные, так и отрицательные?

Ответы детей: Каждый герой относиться по-разному к Кукле : (на доске)

для девочки, мамы, дедушке и бабушке – это память о родных, дорогих им людях;

Они относятся к ней с любовью, трепетом, добротой. Хотят сохранить, вернуть её даже во время войны. Значит они добрые по жизни. Положительные герои.

Для хозяйки квартиры – средство получения денег, наживы. Куклу продала и не захотела вернуть хозяйке. Можно сделать вывод, что она жадная, бездушная.

Для продавца кукла – товар, но не просто товар. В нем больше человеческих качеств, чем в новой хозяйке квартиры. Пережил ужасы войны, остался добрым, хочет помочь вернуть куклу.

Делают вывод: через отношение человека к игрушке, предмету (Кукле, человек может раскрыть свой характер. Все характеры героев раскрываются через отношение к Машеньке

Оказывается, вещи могут быть ценны не сами по себе, а благодаря памяти о человеке.

-Какими мы должны быть (неравнодушными, милосердными, мужественными, выносливыми, бескорыстными, честными, не быть эгоистами).Семья героев – дружная и добрая. Они думают не только о себе. Мама дарит старушке бидончик для воды, заботится о детях-сиротах в детдоме, а после блокады работает в Доме пионеров. Даже куклу они не берут с собой, чтоб в машину взяли еще ребенка. Они стараются поддерживать друг друга, не терять чувство юмора (пьют кипяток «белая ночь» вместо чая).

Кукла дорога памятью. О дедушке, довоенной жизни, счастье. Кроме того, мать хочет порадовать настрадавшуюся маленькую дочку. Но кукла им не досталась. Происходит другое: ребенок жалеет взрослого, утешает, поддерживает. Рассказ учит сопереживать, оставаться человеком в любых испытаниях, быть честным, стойким, любить близких и Родину – большую и маленькую.

Почему рассказ называется «Кукла»? (учащиеся высказывают свои мнения, и мы делаем вывод, что эта кукла не просто образ вещи, игрушка, это символ: символ ушедшей довоенной культуры, символ счастливого детства, символ человечности, символ времени). Как вы думаете, не потерял ли рассказ своей актуальности? Ответы детей.

Как вы думаете, если бы автор рассказа был доктором, а его произведение – лекарством, отчего оно могло бы излечить современное поколение? Про что мы не должны забывать? Книга Черкашина – это попытка разбудить сердца человеческие, растопить лед глухоты, сделать все, чтобы помнили павших, чтобы сердце не было как камень. Этот рассказ учит человечности, помогает стать добрее, честнее. Читать такие произведения нужно, чтобы память о тех страшных днях продолжала жить в нашей памяти, чтобы зло не повторялось, чтобы добра вокруг становилось больше. Самооценка «Мишень».

Взаимооценка. Оцени соседа по парте. Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на занятии.

Ты мог бы работать лучше.

Спасибо за работу на занятии.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_7ip3a.pptx | 5788,87 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированной ОД по рассказу Е. Чарушина «Медведь — рыбак»Конспект интегрированной ОД по рассказу Е. Чарушина «Медведь — рыбак» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки чарующего лета»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки чарующего лета» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Физическая культура», «Ребенок и общество» в старшей группе по теме «Уроки.

Конспект занятия для детей 3–4 лет «Уроки бережливости гнома Эконома. Береги воду!»Конспект занятия для детей 3–4 лет «Уроки бережливости гнома Эконома. Береги воду!» Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» для воспитанников 3 – 4 лет по теме "Уроки бережливости Гнома Эконома. Береги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Уроки человечности» по рассказу Г. А. Черкашина «Кукла»
Опубликовано: 28 мая 2024 в 13:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Уроки человечности» по рассказу Г. А. Черкашина «Кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Губер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. День памяти и скорби. Передвижка «День памяти и скорби»

22 июня мы чтим память о трагическом дне начала Великой Отечественной войны. Расскажем детям, как это было.

20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД