МААМ-картинки

Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)

Елена Дорошенко
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)

Цели

• Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.

• Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.

• Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд, как заботятся о птенцах.

• Формировать гуманное отношение к птицам.

Материал :

Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы›; книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.

Предварительная работа

Публикация «Занятие по экологии „Весенние заботы птиц“ (старшая группа)» размещена в разделах

Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова», «Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел»,«Воробьи», «Аист»; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет»,Г. Снегирев «ІІесная речка››; В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Люля», «Синичкин календарь››; З. Воскресенская «Петя-пересмешник» М. Алыбаев «Как

птицы спасли дуб», М. Горький «Воробьишко» В. Астафьев «Стриженок Скрип». Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны; беседа «22 марта - праздник птиц».

Ход занятия

Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок,

звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.

Педагог. Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?

(Ответы детей.)

Голос из окна:

- Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы.

группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлосн. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Педагог. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки,тряпочки, соломинки?

( Ответы детей: птицы строят гнезда.)

Педагог. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы - это я,

Карлсон, который живет на крыше.

Педагог. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали много интересного о них.

Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Педагог. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.

(Дети берут по две картинки птиц и называют их.)

Педагог. Какие бывают птицы? (Зимуюшие и перелетные)

Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :

Перелетные: грач, дрозд, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки.

Зимующие: воробей, синица, голубь, ворона, оляпка, клёст, дятел, сорока, галка.

Дети выставляют птиц и рассказывают о них.

Вопросы детям:

- Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

- Чем они питались?

- Как мы им помогали?

-Чем заняты птицы сейчас?

- Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Педагог. Почему улетели на юг перелетные птицы?

(Зимой им нечего есть.)

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они

здесь родились.)

Педагог. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну.

(Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах. Спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (Дети топают)

Карлсон. Что неправильно?

( Дети: мухи.)

Карлсон.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! (Дети топают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы. (Дети топают)

прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки.

Педагог. Карлсон, а ты знаешь, какая птица, какой дом строит?

Дети, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у них все разные, называются они. (гнездами).

Игровое упражнение «Чьё гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнёзд и 6 птиц. Ребёнок должен разложить всех птиц по своим гнёздам. Затем каждый ребёнок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.

«Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких карнизов. Соломинки, травинки, листья для гнёзд они ловят прямо на лету во время ветра.»

«Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».

«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом травинками.

Педагог. А сейчас выберите тот материал, из которого построено гнездо, и положите рядом с гнёздышком. Сейчас многие птицы сидят в своих гнёздах и высиживают птенцов. Чем кормят птицы своих птенцов?

Карлсон. Я знаю - их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

Педагог. Ты неправ, Карлсон. Ребята сейчас тебе покажут картинки и расскажут, какая птица, чем выкармливает своего птенца.

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».

Дети берут картинки и по очереди рассказывают, что нарисовано и что они знают о птицах и птенцах.

Вопросы детям:

- Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?

- Чему учат птицы птенчиков?

Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы - наши помощники».

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.

Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.

Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я много нового и интересного узнал о птицах, Мне пора. До свидания.

Публикации по теме:

Занятие по познавательному развитию «Перелетные птицы» в подготовительной группе Занятие по познавательному развитию детей. Тема: «Перелётные птицы». Программные задачи: 1. Обобщить знания детей об изменениях в жизни.

Перспективное планирование кружка «Юный эколог» в подготовительной группе (апрель-май) Сентябрь-март Апрель 1 неделя: Весенняя экскурсия в лесопарк. Цель: Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)
Опубликовано: 12 января 2015 в 21:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД