Получи документы

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет «Как поссорились Март и Февраль»

Светлана Ромашина
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет «Как поссорились Март и Февраль»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спектр"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 5-7 лет

«Как поссорились Март и Февраль»

Составила:

Ромашина Светлана Николаевна

Педагог дополнительного образования

Цель: Формировать у детей представления о весеннем месяце Март как о месяце «пробуждения» природы.

Задачи:

образовательные:

- учить образовывать новые слова;

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет „Как поссорились Март и Февраль“» размещена в разделах

- актуализировать знания о правилах безопасности на весенних водоемах;

- закреплять умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели;

- закрепить названия детенышей животных;

- закрепить очередность весенних месяцев;

- познакомить с народными названиями «Марта»;

- закреплять знание фольклорных произведений: закличек, пословиц, поговорок.

развивающие:

- развивать зрительное восприятие, связную речь детей посредством анализа схематических изображений;

- развивать умение взаимодействовать в подгруппе;

- развивать образное мышление при помощи отгадывания загадок;

- развивать мышление детей посредством решения проблемных ситуаций;

- развивать самоконтроль, взаимоконтроль.

воспитательные :

- воспитывать интерес к народному календарю;

- вызвать эмоциональный отклик на проблемную ситуацию и мотивировать детей на оказание помощи герою;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Используемые методы: наглядный, словесный, игровой.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, игровые технологии.

Материал: фонограммы, презентация, игрушка «солнышко», карточки-модели: Капельник, Протальник, Зимобор, мяч, Модель «увеличение светового дня», мольберт, пазлы «Мост из дерева» и «Мост из льдин», знак «По льду не ходить», «следы» диких животных, картинки диких животных, плоскостные фигурки «солнышки» и «снежинки».

Словарная работа: Капельник, Протальник, Зимобор.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети стоят в кругу:

Педагог:

- Ребята, я всех вас приветствую и предлагаю вам поприветствовать друг друга!

Ребята берут в руки игрушку «солнышко», передавая соседу говорят: «Здравствуй», называя его ласковым именем. Например, «Здравствуй, Настенька. Здравствуй, Сашенька» и т. д.

- Как же стало вокруг светлее и добрее с вашими улыбками!

- Предлагаю вам отгадать загадку:

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (Весна)

Педагог:

- Сегодня я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны. Посмотрите, как все повеселело вокруг, ясных дней все больше.

- Вы рады приходу весны? Я тоже этому очень рада.

- Посмотрите, ребята, нам пришло аудио письмо.

Звучит фонограмма

Здравствуйте, ребята! Я – первый месяц весны - Март. Я так торопился прийти к вам. Так хотел скорее пробудить природу от долгого зимнего сна. Мой верный друг – весеннее солнышко уже готово было обогреть все вокруг, чтобы побежали веселые ручейки, зазвенела капель, растаял снег.

Но вот беда!

Февраль разозлился, не хочет уходить! Не хочет, чтобы весна приходила. Спрятал меня за высокими горами, за далекими долами. Я не знаю, как вернуться к вам и принести с собой весну! Ребята, помогите мне!

Педагог:

Ребята, что же делать? Только мы с вами порадовались наступлению весны, а тут такое случилось! Неужели опять холода! Нужно скорее выручать Март, а то весна никогда не наступит. Как же мы можем ему помочь? (Варианты ответов детей)

Давайте, вспомним все, что знаем о марте. Мы должны доказать, что пришло время марта, а время февраля – ушло! Справимся? (Ответы детей)

- Давайте скажем волшебные слова и отправимся на помощь Марту :

Дети поворачиваются вокруг себя и повторяют слова:

Покружусь, обернусь

На тропинке окажусь.

Все препятствия пройду

Март с весною я верну!

1 станция «Отгадай имя»

На станции мольберт с картинками – моделями (открываются поочередно, карточка с заданием.

Педагог:

Посмотрите, ребята, где мы оказались? Какая-то станция. А вот и задание:

На картинку погляди

И смекалку прояви.

И тогда картинка может,

Имя отгадать поможет.

Дети делятся на 3 подгруппы. У каждой своя картинка-модель, порядок обсуждения определяется загадкой о месяце весны на обратной стороне

(1. март, 2 – апрель, 3 – май)

Педагог:

- Ребята, у каждого из вас картинка на столе. Посмотрите на нее внимательно. Обсудите друг с другом, что она обозначает и как это связано с мартом. И когда придет ваша очередь, вы расскажете всем ребятам, о чем вы узнали из картинки.

- А определить очередь нам помогут загадки на обратной стороне каждого изображения.

1. Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Написал нам месяц. (Март)

2. В ночь — мороз,

С утра — капель,

Значит, на дворе … (Апрель)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

- Назовите теперь, кто будет первым обсуждать свою картинку, кто вторым, кто третьим? (Ответы детей)

- Почему именно в таком порядке? (Ответы детей)

Обсуждение модели «Капельник»

Педагог:

- Что здесь изображено?

- Откуда капают капли весной?

- Как называется это явление природы?

- Что нужно, чтобы началась капель?

- Какое название марта, связанное с капелью, можно придумать? (Предположения детей)

- Вот и в народе давным-давно март назвали «Капельник». Давайте повторим вместе это слово.

Обсуждение модели «Протальник»

- Что изображено на картинке? (Проталины)

- Как получаются проталины? (Ответы детей)

- А как можно назвать март, глядя на эту картинку? (Предположения детей)

- Люди любили март издавна и поэтому придумали ему не одно имя. Еще они назвали март «Протальник». Повторим вместе.

Обсуждение модели «Зимобор»

- Ребята, а как можно связать эту картинку с мартом? (Предположения детей)

- Какой вид спорта здесь изображен? (Борьба)

- А с чем же может бороться март? (с морозами, с зимой)

- Как вы думаете, какое название придумал народ марту, который борется с зимой? (Предположения детей)

- Народ придумал марту название «Зимобор». Давайте вместе скажем.

Все картинки-модели помещаются на мольберт.

Педагог:

Вот, ребята, сколько имен у марта! Сколько яркого и теплого приносит март в жизнь природы!

А сейчас я предлагаю вам немного размяться и превратиться в веселые капельки весенней капели. Становитесь в круг и повторяйте движения за мной.

Музыкально-ритмическая игра «Капельки»

Педагог:

Весной все в природе не такое как зимой. Давайте поиграем в игру

«Что зимой, а что весной?»

Дети стоят в кругу, педагог кидает мяч и произносит признаки зимы, а ребенок, поймавший мяч должен назвать этот признак «наоборот» для весны.

- Зимой погода холодная, а весной…

- Зимой идет снег, а весной…

- Зимой мы надеваем шубы, а весной….

- Зимой река замерзает, а весной….

- Зимой солнце светит, но не греет, а весной…

- Зимой растения спят, а весной…

- Зимой мало птиц, насекомые спят, а весной…

Педагог: ребята, какие вы молодцы! Очень хорошо знаете признаки весны.

Педагог:

- Ребята, в марте есть еще один особенный день. Посмотрите, как он выглядит.

Педагог демонстрирует детям «модель увеличения светового дня» : круг разделен на две равные половинки – черную и белую)

- Чем похожи половинки круга? (Одинаковый размер)

- А чем они отличаются? (Цветом одна-черная, другая – белая)

- Как вы думаете, что обозначает черная половинка? (Ночь)

- А что обозначает белая половинка? (День)

- На самом деле эти две половинки одинаковые. Значит, в тот день, о котором я говорю, день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случается 21 марта, это день весеннего равноденствия. С этого дня день будет прибывать, а ночь убывать, становиться короче. Посмотрите, как это будет. (Демонстрация модели)

- Что было длиннее до 21 марта – день или ночь?

- А что короче?

- Какие дни будут теперь у нас?

- А ночи?

День весеннего равноденствия бывает только в марте, и это еще одна из примет и особенностей марта (помещает модель на мольберт).

Дети произносят волшебные слова:

Покружусь, обернусь

На тропинке окажусь.

Все препятствия пройду

Март с весною я верну!

2 станция «Переправа»

Ребята оказываются перед декорацией «Река с льдинами». Перед декорацией части моста: в одной коробочке «изо льда» в другой коробочке «из дерева».

Педагог:

- Ребята, лед сломался, а нам нужно перебраться на другой берег, к Марту. Как же нам быть? Что мы можем сделать? (Дети, предлагают построить мост)

- Предлагаю Вам разделиться на 2 команды, и каждая построит свой мост.

Ребята собирают напольный пазл «Мост»

- Как здорово! Молодцы, ребята! Построили замечательные мосты. Давайте поскорее перейдем на тот берег.

Педагог сам первым пытается вступить на «ледяной мост», сомневается, правильно ли поступает…

- Ребята, а вы уверены, что можно переходить по этому мосту реку? Что-то я боюсь. (Ответы детей)

- В чем будет наша ошибка, если мы пойдем по льду? (Ответы детей)

- Чем опасен весенний лед? (Он хрупкий, ломается, можно провалиться в холодную воду)

Воспитатель располагает на мольберт запрещающий знак

«По льду не ходить!»

Ребята проходят через реку по «деревянному мосту».

3 станция «Лесные жители»

На ковре перед ребятами лежат «следы» диких животных

Педагог:

- Посмотрите, ребята чьи-то следы. (Ребята предполагают зачем животные приходили к воде)

Д/и «Чей след?»

Дети подбирают картинки следов к соответствующим картинкам животных; Задача: правильно назвать. Например, у волка следы волчьи, у зайца следы заячьи, у лисы следы лисьи и т. д.

Педагог:

- Видите, потихоньку начинают просыпаться после зимы лесные жители. У некоторых даже детеныши родились.

Д/и «Кто у кого родился?»

Задача: назвать детеныша животного; употребить в родительном падеже существительные единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята).

У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). У ежихи - … (ежонок, ежата).

У волчицы - … (волчонок, волчата). У белки - … (бельчонок, бельчата).

Физкультминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Ветки согнули, снег отряхнули –

Деревья встречают весну.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Руки сложили назад. Руки вверху, качаются из стороны в сторону

Руки согнуты в локтях, встряхивают ими.

Машут «крыльями»

Присели, руки за спиной в «замке»

Слышна фонограмма колыбельной. На экране изображение спящего Марта

(аналогично герою сказки 12 месяцев)

Педагог:

- Ребята, посмотрите, вот мы и добрались до Марта! А он все спит. Сильно заморозил его Февраль. Давайте позовем солнышко, пусть оно растопит лед, согреет его своим теплом.

Дети произносят закличку солнышку.

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Звучит музыка пробуждения и на экране изображение: Март просыпается, поднимают головки подснежники, с веток слетает снег, журчит ручеек.

Март (фонограмма) : Спасибо Вам, ребята, что разбудили меня! Без вас весна бы не наступила! Мне пора согревать землю теплом. До свидания!

На экране картинка Марта сменяется картинкой Февраль (аналогично герою сказки 12 месяцев)

Педагог:

Ребята, вы молодцы! Выручили Март. Давайте теперь, чтобы Февраль не расстраивался, объясним ему, почему сейчас наступило время Марта.

Дети перечисляют по моделям на мольберте приметы наступившего времени года, читают знакомые пословицы о марте. Вспоминают, что было хорошего зимой (игры, забавы, праздники)

Февраль (фонограмма) : понял я, что неправ был. Задержался в природе. Спасибо Вам, ребята. (Уходит, исчезает с экрана)

Педагог:

Ребята, я предлагаю Вам произнести волшебные слова и вернуться в нашу группу.

Покружусь, обернусь

и снова в группу я вернусь!

Педагог:

Ребята, Март и Февраль что-то Вам оставили.

Педагог показывает детям снежинки и солнышки

- Кому сегодня было интересно, кто не испытывал трудностей в выполнении заданий, возьмите солнышко. А кому сегодня было трудно, задания показались сложными, выбирайте снежинку.

Педагог беседует с детьми, выбравшими снежинку. Отрабатывает с детьми трудные моменты.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Спасите реку!»Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Спасите реку!» Тема: Экологическая сказка. Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Возраст: 4-5 лет.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На бабушкином дворе» Цель:создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних животных. Задачи: дать первоначальные представления об их.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На птичьем дворе» Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних птицах. Задачи. Уточнить представление о домашних птицах:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес» Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе. Задачи: - формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в страну Осень» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе путешествия по стране Осени. Задачи: помочь увидеть многоцветие осени; учить.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль-март Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март (В. В. Гербова)Тема недели «Неделя здоровья»Занятие 1 ТемаОбучение.

План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по природе родного края.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Знакомство со свойствами почвы» Занятие «Знакомство со свойствами почвы» с детьми средней группы. Задачи: Формировать у детей интерес к опытнической работе, продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет «Как поссорились Март и Февраль»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 12:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет «Как поссорились Март и Февраль»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ромашина (УИ 78573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД