Елена Захарова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе.
Задачи:
- формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его обитателям;
- закрепить знания о правилах поведения в лесу;
- закрепить и систематизировать представления детей о лесе: разновидности лесов и его структуры, растительного и живого мира;
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Путешествие в наш лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширить и активизировать словарный запас детей, воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях.
Материал: Для картины «Наш лес» - заготовки для аппликации (старичок-лесовичок, небо, трава, деревья, кустарники, лесные цветы, грибы, насекомые, птицы, животные, белые листы для черчения, клей-карандаш, рамка из бумаги.
Оборудование:
- экологические карточки для закрепления правил поведения в лесу,
- ноутбук для видео картинок разновидности лесов,
- конверт с письмом от старичка-лесовичка, медали за правильные ответы,
- магнитофон или ноутбук для игры «Угадай, чей голос», - голоса птиц,
- обучающие карточки «Грибы и ягоды» для дидактических игр «Грибная грамота» и «Ягодка в лукошко»,
- листья деревьев для дидактической игры «Узнай, с какой ветки эти детки».
Предварительная работа:
- чтение рассказа «Что такое лес?» Ю. Дмитриева,
- беседа на тему: правила поведения в лесу, о бережном и гуманном отношении к живой природе леса и его обитателям,
- разучивание стихотворений «10 заповедей от тетушки Совы», поговорок о лесе,
- рассматривание иллюстраций.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Часть первая
Звучит музыка «Звуки леса».
Воспитатель. Мальчики и девочки, у нас сегодня не простое занятие, а путешествие. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Послушайте музыку!
Дети отвечают.
Воспитатель. Не просто на природу, а в лес! В нашей местности нет леса, но мы вместе создадим картину своего леса, где сможем с вами путешествовать. Но сначала давайте вспомним пословицы и поговорки про лес и природу.
Дети рассказывают:
- Рощи да леса – всему свету краса;
- Лес и вода – брат и сестра;
- Растение – земли украшение;
- По лесу ходи – под ноги гляди.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А что нужно знать тем, кто хочет отправиться в лес? Все ли помнят «Правила друзей леса» – правила поведения в лесу?
Дети рассказывают по очереди стихи «Десять заповедей» правила поведения в лесу (во время чтения стихов дети показывают карточки с правилами поведения в лесу):
Десять заповедей от тётушки Совы
Заповедь первая.
НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!
Заповедь вторая.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.
Заповедь третья.
НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!
Заповедь четвёртая.
Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
Заповедь пятая.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Заповедь шестая.
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Заповедь седьмая.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Заповедь восьмая.
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Заповедь девятая.
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
Заповедь десятая.
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
Воспитатель: Умнички! Вот теперь мы сможем правильно гулять по лесу. А для этого нам надо его нарисовать. Ребята, давайте вспомним, кто помогал художнику из рассказа «Что такое лес?» рисовать картину?
Дети: Старичок-лесовичок.
Воспитатель: Правильно. Ой, ой, посмотрите, кто это тут выглядывает из-под холста (воспитатель достаёт карточку старичка-лесовичка).
Дети: Старичок-лесовичок.
Воспитатель: Мальчики и девочки, Лесовичок хочет нам помочь правильно нарисовать картину «Нашего леса». Ну что, начнем? Давайте вспомним, что в первую очередь нарисовал художник?
Дети: (отвечают и приклеивают на картину деревья) художник нарисовал сначала деревья.
Воспитатель: Правильно. Художнику очень понравилась картина, которую он нарисовал, и довольный ушел. Но когда вернулся к ней, что он увидел?
Дети: Одни сухие стволы.
Воспитатель: Да, художник очень расстроился, но тут появился старичок-лесовичок и помог ему. Что подсказал лесовичок художнику?
Дети: Нарисовать еще кусты, траву, цветы (дети приклеивают на картину кустарники, цветы).
Воспитатель: Правильно. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. Почему?
Дети: Потому что художник не нарисовал грибы.
Воспитатель: Верно! Но лес все равно продолжал чахнуть. Что же такое?
Дети: Художник забыл нарисовать насекомых.
Воспитатель: Да, когда нарисовал насекомых, лес как будто сразу ожил. Но что же он увидел через некоторое время на своей картине?
Дети: Художник заметил, что все пропало: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля.
Воспитатель: Почему же так получилось?
Дети: Насекомые съели весь лес, нужно нарисовать птиц.
Воспитатель: Молодцы, но когда художник нарисовал птиц, что подсказал ему еще Лесовичок?
Дети: Лесовичок подсказал нарисовать жабу, ящерицу, лягушку и еще разных зверей.
Воспитатель: Правильно! Что сказал лесовичок, когда увидел картину художника?
Дети: Лесовичок сказал, что теперь это настоящий лес и здесь он будет жить.
Воспитатель: Ой, а где наш Лесовичок, нет его? Он, наверное, пошел помогать другим деткам создавать свой лес. Посмотрите, а что это лежит у нас на столе? – конверт. Старичок оставил нам письмо! На конверте написано: «Детям из группы №…». Сейчас мы его прочитаем!
Письмо Старичка-лесовичка
Дорогие мои друзья! Ваш лес один из самых красивых во всем мире! Я очень доволен вашей работой. Но чтобы лес продолжал вас радовать, необходимо запомнить на всю жизнь важное правило. Надо всем, и маленьким деткам, и взрослым людям, беречь все живое: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животных. Ведь если что-то одно исчезнет, то пропадет, зачахнет весь лес! Берегите лес!
На прощанье вам, друзьям леса, я приготовил медали «Защитнику природы», которые вы сможете получить от воспитателя за каждый правильный ответ в играх.
Будьте внимательны и сообразительны. Ваш Старичок-лесовичок!
Воспитатель: Смотрите, ребята, а тут еще и загадки нам оставил Лесовичок. Давайте отгадывать! (Воспитатель загадывает загадки, дети здесь и во всех играх за правильные ответы получают медаль.)
Загадки:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
Черная заплатка и белая заплатка на березе скачет. (Сорока)
Иглы при себе носит, а шить не умеет. (Еж)
Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Белка)
Воспитатель: Умнички, на все загадки вы знаете правильный ответ. Ребята, давайте немного отдохнем, в этом нам поможет физкульт-минутка.
Физкульт-минутка:
«Звери, быстро просыпайтесь,
На зарядку собирайтесь». (Педагог произносит текст и хлопает в ладоши, дети встают и идут по кругу, взявшись за руки.)
Звери делают зарядку,
Звери делают зарядку - (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)
Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи, руки свободно опущены.)
Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)
Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)
Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)
Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)
Присед, (Присед.)
Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)
Всем спортсменам
Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая получилась у нас картина! Давайте отправимся путешествовать в наш лес! (Заиграл сигнал из ноутбука.) Но что это такое? А это наш компьютер что-то хочет у нас спросить?
Часть вторая
Видео-слайд «Виды леса».
Воспитатель поочередно показывает на ноутбуке картины: хвойного, лиственного и смешенного лесов, а дети отвечают.
Воспитатель, показывая хвойный лес, спрашивает, какие деревья растут в этом лесу? Лес, где ели растут, называется ельником. Здесь всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечные лучи.
Показывая сосновый бор, говорит: ого, а у этих деревьев даже верхушек не видать! Маленькие сосенки изо всех сил, наперегонки, тянутся вверх – к солнцу и свету. Вот почему в сосновом бору все деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колоны стоят, а на них ковер наброшен.
Показывая лиственные леса, тоже уточняет: посмотрите, ребята, - вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Лес, в котором растут дубы, называется дубовой рощей, здесь осенью часто можно увидеть диких кабанов. Ведь желуди - это их любимое лакомство.
А вот лиственный лес, в котором растут одни березки, - это березовая роща.
Воспитатель: Мальчики и девочки, давайте мы немного пофантазируем: посмотрите на наш лес. Видите, в лесу как бы несколько этажей, как в многоэтажном доме. Вот верхний этаж – самые высокие деревья (сосны, дубы). Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа). Затем идут кустарники (орешник, калина, боярышник). А нижний этаж – травы, грибы, ягоды.
Часть третья
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, какой у нас лес? Знаете ли вы, что у каждого дерева есть свои детки? Давайте представим, что дерево - это мама, а детки - это листочки, у дерева очень много деток! Попробуем все вместе определить, от какого дерева этот малыш?
Дидактическая игра «Узнай, с какой ветки эти детки?»
Воспитатель на столе выкладывает листья с разных деревьев, и дети называют, какому дереву принадлежат листья.
Часть четвертая
Воспитатель: Но вот, ребята, посмотрите: мы вышли с вами на большую поляну, а тут грибов да ягод видимо-невидимо. Давайте насобираем грибов и ягод полные лукошки, но для этого разделимся: мальчики собирают съедобные грибы, а девочки лесные ягоды.
Для мальчиков: Игра «Грибная грамота». Мальчишки собирают съедобные грибы и говорят их названия.
Для девочек: Дидактическая игра «Ягодка в лукошко». Девочки собирают лесные ягоды, при этом на карточках не только лесные, девочки должны правильно выбрать ягоды и сказать их названия.
Воспитатель: Молодцы, давайте мы сейчас с вами вот на этой поляне поиграем в еще одну очень вам знакомую игру.
Часть пятая. Подвижная игра «У медведя во бору»
(Звучит музыка: голоса птиц.)
Воспитатель: Ух, еле убежали от этого медведя! Но послушайте, дорогие мои, как красиво и звонко поют птицы в лесу!
Давайте попробуем отгадать по голосу птицу.
Дидактическая игра «Угадай птицу по голосу».
(включается запись голосов птиц: синички, кукушки, сороки, дятла, соловья, совы).
Воспитатель: Как же здесь хорошо и красиво. Послушайте, я сейчас вам прочту стихотворение С. Маршака «Праздник леса».
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Мачты и реи –
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль –
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Легкие крылья
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Чащу, где бродят
Барсук и лиса.
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые
Дятлы стучат.
Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Лист, на который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень,
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
Подведение итогов
Воспитатель: Друзья мои, нам пора возвращаться из леса обратно в детский сад. Но с нами навсегда останется картина «Нашего леса», и мы в любую минуту мысленно сможем путешествовать по нему. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы лучшие друзья леса, потому что знаете все правила поведения в лесу, были осторожными, внимательными и сообразительными и получили много медалей. Спасибо вам большое!