Ирина Черкашина
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Растение-живое существо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить обобщенное представление детей о растениях (растение - живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле и в воде; для их роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).
Закрепить знания о классификации растений: деревья, кусты, травы.
Выяснить, как дети понимают необходимость растений для человека и животных.
Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Растение-живое существо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: игрушка Незнайка, схема «Развитие и рост растений», Д\И «Как растёт растение», семена (кукурузы пшеницы, подсолнечника, бархатцев, крылатки клена, репейник); мяч.
Предварительная работа: наблюдения за особенностями внешнего вида растений; серия опытов «Растения – живые», посадка растений, длительные наблюдения за их ростом и развитием, составление рассказов о растениях и т. п.
Ход занятия
1. В группу к детям приходит Незнайка. Приносит искусственный цветок.
Незнайка. Посмотрите, какой красивый цветок я вырастил. У него есть стебелек, листочки, даже цветок – это живое растение.
Дети (смеются). Это неживое растение. Это искусственный цветок.
Незнайка. А… Я все понял: если есть цветок, значит растение неживое.
Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке понять, что растения – такие же живые существа, как и мы.
2. Незнайка. Мы умеем ходить, растём, пьём, едим, а где у растения рот!
Воспитатель. А вот тебе расскажут об этом ребята, и поможет им вот эта схема. Дети объясняют Незнайке, какие растения бывают (кусты, деревья, травы, как растения двигаются, растут, питаются, и что необходимо для их роста и развития.
Незнайка. У всех живых существ есть дети, а у растений их нет.
Воспитатель. Ошибаешься, и у растений есть детки – это семена! (Демонстрирует схему развития растений).
Растения размножаются семенами, семена вырастают и превращаются во взрослое растение, на нем появляется цветок, затем плод, а в нём созревают семена и так бесконечно. Семена бывают разные по размеру, по цвету, по форме. (Дети рассматривают разные семена на подносах). Ребята, семена каких растений вы узнали? (Дети называют)
Физкультминутка.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья.
Воспитатель. Растения, как хорошие родители, тоже заботятся о своих детках семенах. Например, клён, найдите его крылатки на подносе, вспомните - мы во время ветра видели, как кружатся и далеко летят на своих крылышках семена клёна. Эти крылья нужны чтобы семена улетели подальше от взрослых деревьев, потому что в тени взрослых деревьев так трудно расти молодым растениям. Вспомните, у каких ещё растений есть подобные приспособления.
Дети. У одуванчика есть парашютики.
Воспитатель. Правильно, а репейник, например, отрастил на своих семенах вот такие липучки (показ образца, семена цепляются за нашу одежду, шерсть животных и путешествуют, находят себе хорошие места для произрастания. Есть такое растение, бешеный огурец, созревая его плоды взрываются и семена улетают очень далеко.
Незнайка. А, теперь все понял! (Берёт карточки Д\И «Как растёт растение» и выставляет элементы модели наоборот, в неправильной последовательности: семечко проростком – корнем – вверх, листьями в землю, перепутаны стадии роста: плод прежде цветка.)
(Дети исправляют ошибки, объясняя каждую стадию роста, его последовательность и направленность).
Воспитатель. Ты всё понял, Незнайка?
Незнайка. Я всё понял, и даже вспомнил, что деревья умеют плакать, я видел, как плачет берёзка весной, когда у неё ломают веточки.
Воспитатель. Да деревья тоже умеют плакать, потому что они живые существа, им тоже бывает больно! Ребята, а мы сможем прожить без растений? Почему? (Дети отвечают) Если мы будем любить, уважать растения, правильно за ними ухаживать, то они нас отблагодарят и подарят свои вкусные и полезные плоды.
3. Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру «С чьей ветки детка?»
Р\И «С чьей ветки детки?» Воспитатель бросает мяч и называет любой плод (яблоко – яблоня, жёлудь – дуб и т. д., дети называют соответствующее растение).