Ирина Хантимерова
Занятие по экспериментальной деятельности «Лаборатория маленьких академиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Для активизации мышления дошкольников,необходимо использовать проблемно-поисковый метод обучения.
Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность
Программное содержание :
-Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Лаборатория маленьких академиков“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Обогащать и уточнять знания детей о воздухе, о воде и о их свойствах.
-Активизировать речь и обогащать словарь детей
-Развивать познавательную активность детей
-Воспитывать дружеские взаимоотношения
Ход занятия.
(группа оборудована в научную лабораторию)
Дорогие ребята, сегодня наше занятие необычное. Мы с вами окажемся в лаборатории маленьких академиков. А наш друг Знайка поможет нам ответить на многие интересующие нас вопросы.
Входит Знайка :-Здравствуйте уважаемые коллеги.
- Да, да именно коллеги, вы не ослышались. Ведь именно вам предстоит провести сегодня провести увлекательные и занимательные опыты.
Воспитатель : - Готовы юные академики?
Дети : - Да.
В-ль: Для начала отгадайте загадку
В морях и реках обитает,
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать.
На землю падает опять.
(вода)
В-ль: Ребята, вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах.
Знайка: Ну что, приступим?
Дети : Да!
Знайка: Изучаем свойства воды.
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ЦЕЛЬ: Узнать качества воды - запах.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, стаканчики, духи, капли валерианы
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА
Предложить детям стаканчики с водой. В один стакан с водой добавить капли валерианы. в другой капли духов. Понюхали стаканчики. Там где была, вода запаха не было. А остальные пахли духами и валерианой.
ВЫВОД: Вода запаха не имеет
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ: формирование представления о том, что вода не имеет формы.
МАТЕРИАЛ: ёмкости различной формы.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА: предложить детям налить воду в одну из ёмкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем из этой ёмкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась её форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.
Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.
ВОДА ПРОЗРАЧНА
ЦЕЛЬ: формировать представление о том, что вода прозрачна.
МАТЕРИАЛ: стаканчики, ложечки,молоко.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА : перед детьми стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
В-ль : Интересно правда ребята.
Знайка :Хорошо теперь узнаем свойства воздуха
Опыт Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Знайка: Мы с вами узнали свойства воды и воздуха. А теперь я покажу несколько занимательных опытов
Опыт. «Подводная лодка из винограда»
Возьмем стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросим в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
Знайка: Ребята по этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Опыт «Танцующая фольга»
Нарежем алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками. Проведем расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать"
Знайка: Ребята это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Опыт «Волшебная монета».
Попроси своего друга взять одну из монет, сжать ее в руке и, немного подержав, положить на стол. А теперь попробуй отличить ее от других. Потрогай все монеты: та, которую держал твой друг, будет самой теплой.
Знайка: Металл быстро нагревается и сохраняет тепло.
В-ль : На этом тайны не заканчиваются. Утром когда я шла в детский сад,почтальон передал мне письмо для вас, но оно какое-то странное. В конверте чистый лист.
Знайка : Кажется я знаю что делать (проводит опыт)
«Секретное письмо»
Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Знайка прочти нам послание.
Знайка: Удачи! Новых открытий. Шерлок Холмс.
В-ль : Ребята, благодаря нашему другу Знайке мы многое узнали. Будем экспериментировать и в будущем