Лазутина Марина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Наша спутница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи и цели:
Прививать интерес к экспериментальной деятельности.
Развивать умение планировать перед собой цель, планировать свою работу.
Рассказать детям о значении воды в нашей жизни.
Учить детей понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Закреплять знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде.
Закрепить понятие того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Познакомить со способом очистки воды
Активизация словаря.
Закреплять в речи слова: фильтр, воронка, превращение, растворимость.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Наша спутница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- рассматривание глобуса;
- проведение экспериментов, опытов;
- беседы о воде, как природном ресурсе;
- экологические игры;
- загадывание загадок;
- чтение стихов, рассказов.
Оборудование: глобус, схемы, наборы для проведения экспериментов на каждого ребенка, аквариум наполненный водой, предметы для эксперимента, воронки, вата для фильтра, мяч.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Дети заходят и садятся на места) Звучит музыка «шум воды». Воспитатель одет в костюм воды.
Я пароходы на волнах качаю
Сады и огороды поливаю.
Чумазых ребятишек умываю.
Я вам нужна, я точно знаю!
В- «Кто же я»?
Д. -Вода.
В- А что такое вода? (Жидкость)
Где встречается вода (В реках, озерах, морях, океанах)
(Показывает детям глобус).
В- Посмотрите сколько много воды на земле.
В- Да, Я волшебница вода! Чего только я не умею делать: брызгаться, плескаться, капать, течь, бежать, по крышам дождем стучать. Я сохраняю жизнь на планете, без меня не может прожить ни одно живое существо.
А что вы, знаете обо мне?
Мы слыхали о воде,
Говорят она везде,
То росинкой оседает,
То сосулькой замирает.
На плите у вас шипит
Паром чайника кипит
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Воспитатель предлагает встать и поиграть.
ИГРА: «Вода бывает разной». Выносится накрытый поднос.
В – А сейчас вы убедитесь, что я действительно волшебница. (Показывает баночку с обыкновенной водой) Это вода в своем обычном состоянии. (переливает) А здесь у меня, что-то очень твердое, прозрачное, очень-очень холодное (показывает детям лед) Когда вода превращается в лед?
Д- Когда вода замерзает.
В- А что произойдет если кусочки льда оставить в комнате?
Д- Они растают и превратятся в воду.
В- А теперь еще одно превращение воды. (Открывает чайник идет пар)
Что это (пар)
Когда вода превращается в пар? (при нагревании воды)
Во что еще может превращаться вода? (Снежинки, роса, град, лед, снег, туман, пар, иней, сосульки) (Схема)
ИГРА: «Для чего нужна вода»
С мячом.
В- Все скорее в круг вставайте, и со мною поиграйте. Отвечайте без труда, для чего нужна вода.
На столах у детей по три прозрачных стаканчика, наполненные жидкостью. В одном стаканчике молоко, в двух других вода.
1. Предлагаю детям взять стакан с водой.
-Что это такое (Вода)
Ребята возьмите подставочку и поставьте на нее стакан с водой. Посмотрите сверху в стакан с водой. Что вы видите (Цветок).
Берем стакан с молоком ставим на подставку.
-Виден ли вам рисунок (нет).
- Делаем вывод: Вода прозрачная она не имеет цвета.
2. Имеет ли вода запах? Нет. (Вода не имеет запаха)
3. А есть ли вкус у воды? Нет. (При помощи языка. Вода не имеет вкуса)
На столах у детей стоят емкости с сахаром и речным песком, накрытые салфетками разного цвета.
Загадка сахар.
4. В руки ложечки берем
Сахар дружно набираем
И в стаканчик опускаем.
Долго, тщательно мешаем.
В результате получаем… что?
(Предлагаю детям попробовать воду.)
В - Какой стала вода на вкус. (сладкой)
Многие вещества в воде растворяются, при этом изменяются свойства воды.
5. Отгадайте что у нас в другой емкости?
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь можешь брать и играть. (Песок)
- Вновь мы ложечку берем, песок в стаканчик насыпаем и опять мы все мешаем. (Дети выполняют)
-Что же происходит? (Вода стала грязной и мутной, песок осаживается на дно)
В- На земле очень много загрязненной воды, которая ни для чего не пригодна. Для очистки воды люди используют разные способы. Давайте и мы с вами попробуем очистить воду. Нам нужен фильтр.
- Из чего можно сделать фильтр (Из марли, ваты.)
-Что же нам может еще понадобиться (Воронка)
(Дети берут воронку, вкладывают в нее фильтр из ваты. Мешаем воду с песком и тихо льем в воронку).
-Что же происходит? ( Воспитатель комментирует: Проходя через фильтр частицы песка остаются на фильтре, а чистая вода проходит сквозь него.)
- Что стало с водой? (Вода стала чистой)
ВЫВОД: Вода стала чистой, но для питья она не пригодна, ее нужно кипятить.
А сейчас мы отдыхаем, и немного поиграем.
ИГРА: «Плывет-тонет»
Если плавает предмет,
Мы в ладони хлопаем,
Ну а если тонет он,
То ногами топаем.
Воспитатель показывает детям различные предметы. Дети должны определить плывет или тонет предмет. Опускаем предметы (мячик, камень, гвоздь, деревянное кольцо, раковина, игрушка пластилиновая) поочередно в аквариум заполненный водой.
Предлагаю послушать стихи о воде:
Вы слыхали о воде,
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Она без запаха, вкуса и цвета.
И всеми учеными признано это.
С любого грязнули,
Всю грязь без труда,
С моет обычная наша вода.
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить
-Берегите воду!
Сюрпризный момент: «Облако»
Дождевое облако превращается в конфетное.