Папки-передвижки

Конспект занятия «Постановка звука з»

Светлана Николаевна Титова
Конспект занятия «Постановка звука з»
▼ Скачать + Заказать документы

Профиль артикуляции звуков

[Г] и [Г’]

Артикуляция для звука г

губы – раскрыты, в нейтральном положение;

зубы – разомкнуты;

язык – кончик языка лежит у нижних зубов, не касается их (при произнесении мягкого звука продвигается ближе к нижним зубам, но т не касается их, передняя и средняя часть спинки языка опущены (при произнесении мягкого приближается к твердому небу, весь язык продвигается вперед, производя смычку, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо (при мягком опускается, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба (при мягком средне-задней);

Публикация «Конспект занятия „Постановка звука з“» размещена в разделах

мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки при произношении звука Г сомкнуты,вибрируют, образуя голос, воздушная струя сабая

воздушная струя – при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом.

Виды нарушений произношения звуков [Г][Г']

-гаммацизм- искажение или отсутствие звука;

-парааммацизм- замена на др звуки, такие как Д,К

Предрасполагающие факторы нарушения произношения данных звуков :

Слишком высокое и узкое твердое небо, что затрудняет образование смычки между ним и языком.

Слабость отдельных групп мышц языка.

Нарушение фонематического слуха.

Постановка звука

Исправление звуков проводится поэтапно. Как правило различают четыре основных этапа:

подготовительный,

постановка звука,

автоматизация звука

в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. к все это помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу, а постепенно, то требуется продолжительное закрепление, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе предлагаются артикуляционные упражнения, направленные на отработку подъема задней части языка.

«ГОРКА» - Рот открыт. Кончик языка уперется в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.

КАТУШКА» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.

Кроме этого, необходимы (особенно при боковом произношении) упражнения на укрепление мышц языка: на подъем передней части и боковых краев языка вверх.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«ЧАШЕЧКА» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов

Постановка звука по подражанию

Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть языка, но не дает образец произношения звука, т. к. ребенок, услышав его, может вернуться к дефектному произношению. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту. Упражнение «Снежинка».

Если ребенок правильно произносит звук «к», то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличий звука г от его глухой пары. При этом очень эффектно приложить руку ребенка к шее и дать ему возможность ощутить.

Вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Постановка с механической помощью

Если с помощью описанных методов, не удастся поставить звук, то следует воспользоваться механическим способом постановки звука. г от д. Звук ставится с помощью зонда (широкого с петелькой на конце) или шпателем. Прежде чем приступить к постановке, надо дать ребенку привыкнуть к зонду. Можно поиграть в игру «Кто сильнее?». Логопед зондом нажимает на переднюю часть языка (на ркай, отодвигая язык назад, ребенок пытается языком вытолкнуть зонд (или шпатель).

Ребенка просят произнести слоги да-да-да. При повторному произнесению тех же слогов нужно нажать шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо да получается дя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо да должно получиться гя. Шпатель продвигается еще глубже и получается чистый г. Затем ребенок произносит звук самостоятельно.

Автоматизация в слогах

ГА — ГА — ГА

ГО — ГО — ГО

ГУ — ГУ — ГУ

Гла - гло - глу – глы

гна - гно - гну – гны

гра - гро - гру – гры

ГЯ — ГЯ — ГЯ

ГЕ — ГЕ — ГЕ

ГИ – ГИ – ГИ

Агл - огл - угл – игл

гво - гву – гвы

где - гдю – гди

Автоматизация звука в загадках и чистоговорках

Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога (гвоздь)

Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (гусеница)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)

Закрепление правильного произношения

звуков [Г] и [Г'] в тексте и во фразовой речи

У нас в зоопарке гиббоны, гепарды,

У нас бегемоты, тигры, миноги, Гиены и гибкие леопарды,

Гориллы и строгие носороги.

По берегу гордые бродят фламинго, Пугливые бегают горностаи, Гуляют гагары, газели, пингвины, Галки летают, кричат попугаи.

Гогочут горластые гуси у луга,

Грачи громко-громко галдят, гомонят.

Гортанно и нежно голубки воркуют,

Грозные грифы строго глядят.

Кругом, как огни, горят на газонах Герань, гладиолусы и георгины,

А в гипсовых, круглых, белых вазонах —

Гвоздики, гортензии и гиацинты.

Дифференциация звуков

Гошка-кошка, гора-кора, корка-горка, гости-гости, игра-икра, Клаша-Глаша, Галина-калина, крот-грот, голос-колос, губки-кубки.

Внуки бабушке ГОРИЛЛЕ

Каждый день цветы ДАРИЛИ!

ИСТОЧНИКИ:

https://logopediya.com/doskoli/articgimnastika.php

Российская Е. Н., Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М. : АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)

Сайт «Педагогическая библиотека» https://www.pedlib.ru/

Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, Кь, Г, [Г'], Х, Хь»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап. Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с]. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С». ТЕМА: ЗВУК «С». ЦЕЛЬ: постановка звука «С». ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Сформировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [С]» Цель: постановка звука «С». Задачи: 1. Формировать у ребенка умение правильно произносить звук «С». 2. Познакомить ребенка с правильной.

Конспект индивидуальной НОД по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии «Постановка звука [Ш]» ТЕМА: ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ш) Цель: Создать условия для постановки звука Ш, для формирования фонетических процессов, закрепления знания по.

Конспект индивидуальной НОД «Постановка звука [р]» Цели: 1) Уточнение артикуляции звука [р]; 2) Совершенствование фонематического восприятия; 3) Развитие общих речевых навыков (дыхание, голос,.

Конспект логопедического занятия «Постановка звука [С]» Конспект логопедического занятия "Постановка звука "с" с использованием здоровьесберегающих (массаж, мимическая гимнастика, дыхательные.

Конспект «Постановка звука [c] ребёнку с дизартрией», с использованием слайд — презентации «Пальчиковая гимнастика с мячиком.» Конспект индивидуального занятия: "Постановка звука [c] ребёнку с дизартрией", с использованием слайд – презентации «Пальчиковая гимнастика.

Конспект занятия «Постановка звука [Л]» Постановка звука [Л] Цели:1. Выработка навыка правильного произношения звука [Л]. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие мелкой.

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения «Постановка звука [С]» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Постановка звука з»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 13:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Постановка звука з»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Титова (УИ 798369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД