МААМ-картинки

Конспект занятия «Русская изба»

Ольга Мищенко
Конспект занятия «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

«В гостях у Марьи Искусницы» (По мини-музею детского сада)

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Русская изба“» размещена в разделах

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, веретено, прялка, лапти, и т. д.);

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями (чугунок, горшок, самовар);

• обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Ход НОД

Звучит спокойная русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме встречает воспитанников в мини-музее.

Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные! Ребята, Давайте пожелаем доброго утра зиме (солнцу, небу, нашим гостям.

Доброе утро, зима (солнце) (руки вверх)

Доброе утро, небо! (руки вверх)

Доброе утро, всем! Руки в стороны

Молодцы, подходите ко мне, получите билеты и займите места согласно билетам. А теперь КОНТРОЛЕР (воспитатель) проверяет, правильно ли все заняли свои места (забирает билеты). Посмотрели на своих соседей и улыбнулись им.

Небось, хотите знать, кто я такая? Зовусь Марьей-искусницей, а это изба моя.

А вы, чьи будете? Откуда вы? (Ответы детей)

Молоды, далекий путь проделали, не поленились ко мне в гости прийти, тогда слушайте мой рассказ:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от вражеских нашествий.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»?

(ответы детей - Старина – это то, что было давно, в то время когда жили наши бабушки и прабабушки, когда нас не было).

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Давным–давно, люди строили себе дома из дерева. Назывался такой дом – изба. А место, где были построены деревянные дома, так и называлось – деревня, от слова дерево, потому что дома были только деревянные.

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома?

(ответы детей)

Правильно. Все мы приходим в свой дом, чтобы спрятаться от непогоды, погреться у огня, отдохнуть, набраться сил. Там нас ждут родные люди, которые нас любят, о нас заботятся.

Посмотрите, перед вами кусочек такой избы, здесь уютно, красиво и называется эта комната горницей, это чистая половина избы, где жили люди.

Ребята, а что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

А как вы думаете, почему печь была главная в избе? (ответы детей).

Молодцы, все правильно сказали.

К печи относились с большим уважением. Без нее не было бы жизни, она занимала основную часть горницы. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. А клал печь – печник. Сначала они были белые, а потом их стали расписывать. В старину как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку греть дом, готовить еду. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду, собранные травы. Место, где спали, называлось полати. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печь использовали вместо бани. Прямо в ней и парились и мылись. Печка — деревенская кормилица.

А вечером когда заканчивали работу, вся семья собиралась, беседовали, рассказывали, как у кого день прошел, пели песни. Особенно в избе хорошо зимой, за окном мороз, вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Дети заберутся на теплую печку, сказки слушают.

А кто из вас помнит, в каких сказка упоминается печка (ответы детей, помогают воспитатели). «Гуси – лебеди, (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей). «По щучьему веленью» (Емеля, разъезжает на печке); «Илья Муромец» (вообще 33 года на печи пролежал). А Баба Яга во многих сказках просто грела свои косточки на печи.

Все в избе все было деревянное, кроме печи. Один угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. А с другой стороны располагалась широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами. Мастерили ложки, плели лапти, вырезали игрушки, посуду и мебель. Другой, назывался красный угол, то есть красивый. Это самое почетное место в доме было. Человек, пришедший в избу, мог туда пройти только с разрешения хозяев. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы.

Ребята, а что это лежит на полу, кто из вас знает? (ответы детей).

Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? (ответы детей).

Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами, особенно зимой.

Посмотрите по сторонам, у меня здесь много интересных предметов, я буду загадки загадывать, а ответы вы найдете в моей избе, а ВОСПИТАТЕЛИ нам помогут, и немного с вами поиграем

Слушайте первую загадку:

1. Ножек четыре,

Шляпок одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья. (Стол)

Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.

Слушайте вторую загадку:

2. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет клетки кладет,

Привяжешь – пойдут,

Отвяжешь – останутся. (Лапти)

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из коры деревьев: липы, ивы, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги и носились мало летом – 4 дня, а зимой 10. Кто из вас их видит у нас?

Передайте и посмотрите на них. Как вы думаете, удобно ли было в них ходить? (Ответы детей).

Слушайте третью загадку:

3. Идет пароход-

то взад, то в перед,

а за ним такая гладь-

ни морщинки не видать. (Утюг)

Верно, это утюг. Для чего он предназначался? А как им гладили? Как вы думаете, ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было. (Ответы детей). Горящие угольки накладывали в специальное отверстие утюга, а затем гладили.

Конкурс «Застегни все пуговицы» (3 человека)

Гладить мы не будем. А вот на рубашках, которые уже отгладили, нужно застегнуть пуговицы.

Слушаем еще загадку

4. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

«Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Конкурс: (Участвуют се дети)

Сейчас я приглашаю вас взять деревянные ложки и поиграть на них, а поможет нам наша Василиса Прекрасная. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»). Как прекрасные вы музыканты. Вот мы с вами и отдохнули, продолжаем путешествие в прошлое.

5. Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.

Верчусь и не потею,

А только все толстею.

А как называется этот предмет? (Веретено)

Для чего оно предназначалось?

С помощью прялки и веретена из шерсти животных пряли нитки, а потом вязали различные вещи. Девочки учились этому с 5 лет, то есть они был как вы.

Конкурс: «Кто быстрее смотает нитку».(4 человека)

Прясть мы не будем, а вот конкурс проведем. Ниточка уже готова. Встаем в пары

6. Спать прилягу на кровать я.

Чем я буду накрываться?

Нежно и тепло обняло

-Спи, - сказало Одеяло

Правильно это одеяло. Но у нас оно не простое, а как вы думаете его можно назвать, из чего оно сшито. Оно сшито из маленьких лоскутков (остатков) ткани, поэтому его и называли лоскутным одеялом.

Конкурс «Мое лоскутное одеяло»

7. Выпускает жаркий пар

Древний чайник (Самовар)

Именно в нем готовили чай - этот вкусный напиток. А как? Кто знает? В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.

Конкурс: «Сбор шишек для самовара». (2 человека)

Двое участников с завязанными глазами собирают шишки со стола в корзинку, ходя вокруг него.

8. А какой напиток любят наши бабушки? (Чай)

Чай в жару нас освежает.

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Сверху на самовар устанавливали заварочный чайник, обычно с травками, заварки, к которой мы сейчас привыкли, еще не было.

Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней, н уже электрический. Наши предки, в отличие от нас пили чай не просто из стаканной и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко, чтобы он быстрее остыл.

Конкурс: Определите на вкус, что добавлено в чай». (6 человек)«

Выбираем себе чашку (Чай с лимоном, чай с вареньем, чай с сахаром, без всего)

Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей)

После трудового дня наши бабушки и дедушки любили надевать свои наряды и отдыхать. Как они отдыхали: играли в разные игры, играли на инструментах и пели частушки

Давайте и мы с вами послушаем их

частушки в записи

Сегодня мы с вами попутешествовали в прошлом и настоящем. На этом наша экскурсия подходит к концу. Что нового вы узнали? Чему научились? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

А напоследок отгадайте загадку и без подарков не останетесь

Маленькое, сдобное,

колесо съедобное.

Я одна его не съем,

подарю ребятам всем, (бублик)

А еще на память о нашей экскурсии мы дарим вам эти раскраски, выбирайте сами.

ДО СВИДАНИЯ, ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба» Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков»Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Конспект ООД в мини - музеи "Русская изба" для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Цель: расширять.

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба» Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, с русской избой. Задачи: Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода,.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская изба»
Опубликовано: 24 января 2023 в 18:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мищенко (УИ 556076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД