Тамара Фурсова
Конспект занятия с элементами детского экспериментирования «Человек без огня не живет ни единого дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Рубрика: Занятия с детьми
Фурсова Тамара Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Колокольчик» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»
Конспект с элементами детского экспериментирования
«Человек без огня не живет
не единого дня»
Образовательные:
- Дать детям знания о легковоспламеняющихся предметах.
Публикация «Конспект занятия с элементами детского экспериментирования „Человек без огня не живет ни единого дня“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
-Показать, как быстро загораются предметы из разных материалов.
- Формирование знаний о средствах пожаротушения.
-Закрепление и уточнение знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности.
Развивающие:
- Развитие умений быстро и чётко действовать во время пожара.
- Развитие логическое мышления, памяти, внимания.
-Расширение словарного запаса: огнетушитель, воспламеняющиеся предметы, пожарная сигнализация.
Воспитательные:
- Воспитание у детей чувство ответственности за свои поступки.
- Личного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности.
-Уважения к труду пожарного.
Предварительная работа
Экскурсия в пожарную часть, чтение художественной литературы, проведение викторин, загадывание загадок, беседы на тему «Огонь друг или враг», «Спички детям не игрушка»; рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала по пожарной безопасности.
Материалы и оборудование
Словесные игры: «Это я, это все мои друзья», «Доскажи словечко», Д / и «Назови правильно», бенгальская свеча, подсвечник, парафиновая свеча, вода, песок, земля, шесть ёмкостей для воды, песка и земли, огнетушитель, красный воздушный шар, комнатное растение, иллюстрации о причинах возникновения пожара, бумага, вата, ткань, деревянная палочка, гвоздь, монета, спички, сухое горючее, плакат «Правила поведения при пожаре».
Непосредственно – образовательная деятельность.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому все должны знать, как правильно вести себя в различных ситуациях. А вот о чем мы будем говорить – узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка об огне.
Он таким бывает разным –
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и ещё же,
Олимпийским быть он может.
Воспитатель:
Ребята, огонь может быть добрым и злым. Добрый огонь приносит людям добро, а злой – беду. Поэтому очень важно умело и бережно обращаться с огнём. Я вам сегодня расскажу и покажу, как можно защититься от пожара, потушить пожар и какие правила пожарной безопасности нужно знать.
Ребята, а сейчас послушайте историю про маленькую искорку.
Давным-давно в стране, которой теперь нет на карте, придумали палочку – зажигалочку. Палочка умеет разбрасывать вокруг себя серебряные брызги. Это – бенгальская свеча.
Опыт 1. «Палочка- зажигалочка»
Показываю детям бенгальскую свечу и зажигаю её. Обращаю внимание детей на летящие искры. Многие думают, что это холодный и не опасный дождь. На самом деле от одной искорки может произойти пожар.
Дети, нас окружает много разных предметов. Сейчас мы проведем опыт и посмотрим, как быстро загораются предметы, сделанные из разных материалов.
-Ребята, вы знаете предметы, которые могут легко загореться? (ответы детей).
- Дети, а как это может случиться?
- Давайте, с вами проверим, какие предметы легко и быстро загораются.
Опыт 2. «Свойства предметов при воздействии огня».
Подношу к пламени свечи полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подношу к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага, вата и ткань. Подношу к огню монету и гвоздь – они не горят, но сильно нагреваются (при опускании в стакан с водой, шипят).
- Ребята, а что может произойти, если вы потрогаете горячий гвоздь или монету?
Дети: можно обжечься.
- Действительно, можно обжечься.
- Значит, вокруг нас много предметов, которые легко загораются.
Вывод: опыт показал, что быстрее всего загораются бумага и вата. Дерево тоже горит. Гвоздь и монета сделаны из металла и поэтому не горят, но могут быть опасны при сильном нагревании.
- Ребята, когда я подносила к свечке разные предметы, вы почувствовали неприятный запах?
- Мы недолго чувствовали этот запах. А представьте, что будет, если произойдёт настоящий пожар. Запах будет настолько сильным, что можно даже задохнуться.
Что нужно делать в этой ситуации?
Предполагаемые ответы детей:
-Выбегать из помещения и звать на помощь.
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».
Я читаю стихи, а вы если не делаете так, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?
Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом?
Кто соседской детворе объясняет во дворе
Что игра с огнем недаром завершается пожаром?
Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,
Загорелся старый угол, еле сам живой ушел.
Кто пожарным помогает - правила не нарушает
Кто пример для всех ребят? (это я)
Ребята, а если вдруг в нашем детском саду будет пожар, как мы об этом узнаем?
Дети: включится пожарная сигнализация или услышим свисток.
Что вы будете делать дальше?
Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.
Ребенок читает стих.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с пожаром.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
Начинаем отдыхать (потянуться)
Спинку бодро разогнули, (расправить плечи, выпрямиться)
Руки кверху потянули! (поднять вверх прямые руки)
Раз и два, присесть и встать, (приседания)
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперёд нагнуться (наклоны вперёд)
Раз и два – назад прогнуться (наклоны назад)
Вот и стали мы сильней
Здоровее и смелее(2-3 раза).
Воспитатель:
С огнём человек может справиться. Чтобы узнать, чем люди тушат огонь, мы проведём следующий опыт.
Опыт3. «Чего боится огонь?»
Поджигаю горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую заливаю окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпаю песком, четвёртую накрываю тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращаю внимание на комнатное растение и подвожу детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод: опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю, плотную ткань.
А чем еще можно потушить пожар?
Загадка.
Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).
Что такое огнетушитель? Я вам сейчас покажу огнетушитель, а вы запомните, что пользоваться им могут только взрослые. Огнетушителем тушат большой огонь, в нем находится особая пена.
Дети, отчего может возникнуть пожар? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин)
Ребята, а чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди).
- Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску)
А теперь я хочу предложить вам игру «Доскажи словечко».
1. Упал на пол уголек-
Деревянный пол зажег
Не смотри, не жди, не стой
А залей его (водой)
2. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками).
3. Если младшие сестренки
Зажигают дома спички
Что должны вы предпринять
Сразу спички (отобрать.)
4. Если вдруг пожар возник
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре …. (сообщить)
5. Если хочешь ты гулять
Вскачь не надо убегать
Закрывая в доме дверь
Все ли выключил? (проверь.)
6. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)
Воспитатель:
Ребята, так кто же тушит пожары? Каким должен быть пожарный?
Дети: храбрый, смелый, отважный, мужественный.
А сейчас давайте послушаем песню о пожарных.
- Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.
Д/ игра «Назови правильно»
На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (01, 02, 03, 04, при этом дети стоят спиной к столу. По очереди каждый из детей поворачивается, берет любую карточку и становится на свое место, держа её перед собой (передней стороной к себе). После того, как все выбрали карточки, дети поворачивают карточки с номером телефона и рассказывают какую экстренную службу нужно вызывать по этому номеру.
Заключительная часть. Рефлексия.
Упражнение «Резервный круг»
Воспитатель: А теперь подведем итог.
- Скажите, ребята, вам понравилось занятие?
-Что вы узнали нового, интересного?
Предполагаемые ответы детей:
- Мы узнали много нового. Узнали, что огонь бывает добрым и злым.
- Также мы узнали, предметы, которые могут легко загораться и чем их можно потушить
-Запомнили правила поведения при пожаре.
- Выучили номера экстренных служб.