Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию детской инициативы «Секреты сундучка домовёнка Кузи» (17 фото)

Юлия Адамова
Конспект занятия по развитию детской инициативы «Секреты сундучка домовёнка Кузи»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) на тему «Секреты сундучка домовёнка Кузи»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (мир человека, мир природы, «Речевое развитие».

Формы организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Публикация «Конспект занятия по развитию детской инициативы „Секреты сундучка домовёнка Кузи“» размещена в разделах

Цель: создать условия для развития познавательного интереса и познавательной активности детей, стимулирования речевой активности, принятия детьми решений, выражений своих чувств, мыслей.

Задачи: Образовательные:

1. Познакомить с историей возникновения вещей и трудом людей по изготовлению этих вещей.

2. Закрепить представления детей о результатах деятельности людей через историю вещей (появление и совершенствование).

3. Учить детей рассуждать в процессе беседы, задавать вопросы, сравнивать с существующей действительностью, ориентироваться в проблемных ситуациях.

4. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, выводы.

Развивающие :

1. Способствовать развитию внимания, памяти, образного и логического мышления.

2. Развивать любознательность, познавательную активность, моторику рук.

Воспитательные:

1. Продолжать формировать уважение к человеку труженику, результатам его труда.

2. Воспитывать интерес к культуре, традициям, обычаям, быту русского народа.

3. Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Материал:

Демонстрационный: сундучок с предметами быта : веретено, прялка, деревянные, металлические спицы, крючок для вязания, вязанные носки, пуховый платок, вязанные салфетки; ткань, рубель, валёк, угольный, чугунный, электрический утюги; лапти: детские и взрослые, кукольные; гладкая и необработанная рубанком доски, деревянный рубанок.

Раздаточный:

1. Серия сюжетных картинок «Что сначала, что потом» («Как появились носки из шерсти, лапти из бересты», 2 ватмана;

2. Парные картинки с изображением материала и изделия из него, предметов быта в старину и современных;

3. Клубки с размотанными шерстяными нитками в корзине, кудель (обработанная шерсть для прядения);

4. Перчатки для работы с рубанком;

5. Картинки с изображением грустного и весёлого домовёнка Кузи.

Оборудование: 2 видеописьма с заданием домовёнка Кузи, дидактическая видеоигра «Угадай часть целого».

Структура занятия :

1. Организационный момент. Загадка про домовёнка Кузю.

2. Видеописьмо с заданием от домовёнка Кузи.

3. Дидактическая игра «Парные картинки».

4. Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?» (рубель, валёк).

5. Рассказ воспитателя «История утюга» с показом разных видов утюгов.

6. Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?» (веретено, прялка, рубанок).

7. Физ. минутка «Здороваемся как в старину».

8. Мастер – класс «Сматываем нитки в клубок», «Учимся прясть пряжу», «Строгаем доску».

9. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (лапти).

10. Продуктивная деятельность детей в подгруппах:

• Д/и «Что сначала, что потом?» («Носки из шерсти»);

• Д/и «Что сначала, что потом» («Лапти из бересты»).

11. Дидактическая игра «Угадай часть целого».

12. Видеописьмо домовёнка Кузи с домашним заданием.

13. Анализ занятия детьми. Рефлексия.

Словарная работа: расширять и активизировать словарь детей по теме «История вещей». Активизировать в речи слова: веретено, лапти, самовар, рубель, валёк, лапти, рубанок, прялка и др.

Методические приемы:

1. Наглядный (просмотр видеописьма, рассматривание предметов быта, иллюстраций, картинок).

2. Игровой (игровая ситуация, видеоигра, дидактические игры, упражнения, разгадывание загадки.

3. Словесный (рассказ воспитателя, беседа с детьми, обсуждение проблемных ситуаций, объяснение, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение, анализ занятия).

4. Практический (совместное выполнение физ. минутки с детьми, самостоятельная деятельность детей в подгруппах за столами: работа с картинками, мастер - класс).

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети стоят в кругу).

Воспитатель: я загадаю вам загадку, слушайте внимательно. «Его никто не видел. Говорят, живёт этот хозяин в доме за печкой. Добрый озорной бывает, дом охраняет и оберегает. ( Ответ детей: домовой). Каким вы его представляете? ( Ответы детей: красивый, добрый, маленький). Раньше в старину на Руси люди верили в существование домового. Представляли его в виде маленького человечка. Домовой - добрый дух, который защищает дом, людей, животных от всего плохого, оберегает их покой и мир. На стол ставили еду (хлеб, воду, приглашали домового поесть. Если, что-то терялось в доме, люди говорили: «Домовой, домовой, поиграл – отдай». Когда переезжали из дома в дом, приглашали домового словами : «Домовой, домовой, иди со мной». Сегодня нам пришло видеописьмо от домовёнка Кузи. Давайте посмотрим, что в письме. (Дети садятся стульчики, воспитатель показывает на экране видеописьмо).

Видеописьмо домовёнка Кузи.

Здравствуйте, ребята! Я принёс для вас сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нёс я его в подготовительную к школе группу. Если вы дружные, умные, находчивые, тогда это задание для вас. Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, читать книги. Поэтому я приготовил для вас задания, думаю, что вы с ними справитесь! В сундучке, я собрал самое интересное. Загляните в него - и вы узнаете о предметах старины».

Воспитатель: сундучок, сундучок, открывай свой бочок!

Дидактическая игра «Парные картинки»

Воспитатель открывает сундучок, достаёт парные картинки.

Воспитатель: ребята, Кузя приготовил парные картинки, но они перепутались! Помогите разобрать их по парам, и объясните, почему вы так думаете!

Дети подходят к столу, выбирают картинку с предметом, ищут себе пару, и объясняют, почему они так считают. Воспитатель уточняет, что общее в парных картинках: материал – вещь из него, предмет старины – современный предмет.

Береста – короб; войлок – валенки; глина – кувшин; нитки – половик; самовар – чайник; доска стиральная – стиральная машина.

Конспект занятия по развитию детской инициативы «Секреты сундучка домовёнка Кузи»

Воспитатель: молодцы, ребята, помогли Кузе собрать картинки в пары! Теперь у него порядок

Дети садятся на стульчики.

Дидактическая игра «Угадай, что это за предмет»

Воспитатель достаёт из сундучка рубель и валёк, показывает детям.

Воспитатель: домовёнок Кузя, подарил какой - то старинный предмет, но не сказал, как он называется, как им действовать и для чего он служит. Что вы думаете об этом?

Дети рассматривают рубель и валёк и рассуждают, что это может быть. Делают вывод, затрудняются с правильным ответом.

Воспитатель: представьте, что электричества нет. Как бы вы погладили вещи без электричества?

Рассказ воспитателя «История утюга»

Воспитатель: давным - давно, когда ещё не было вас, не было ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду, они её отжимали, встряхивали и вешали сушить. После сушки бельё аккуратно складывали и клали под что – нибудь тяжёлое, но ждать приходилось долго – несколько дней.

Демонстрация экспонатов воспитателем.

Воспитатель: и тогда, придумали вот такое устройство. Рубель - толстый деревянный брусок с рифлёной поверхностью и валёк. Посмотрите, как гладили много веков назад наши предки. Бельё туго наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань, передвигали палку с бельём. (Показ воспитателем). Кто из вас хочет попробовать так погладить бельё? (1 – 2 ребёнка выходят пробуют погладить).

Фото «Секреты сундучка домовёнка Кузи»

Воспитатель: удобно гладить бельё таким способом? Чем не удобно? (Ответы детей - бельё тяжело каждый раз наматывать и разматывать, остаётся много складок). Воспитатель достаёт из сундучка угольный утюг.

Воспитатель: потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить тяжёлый предмет, к тому же горячий. И придумали такой утюг. Посмотрите, крышка открывается, а внутри – пусто, как шкатулка, в которую что-то кладут. Что же можно положить в этот утюг? (Рассуждения детей). Вы правильно догадались: такой утюг нагревался угольками. Их клали в шкатулку, закрывали крышкой, он нагревался и потом им гладили вещи. Если угольки затухали, им размахивали, через отверстия попадал воздух, и они разгорались снова. Попробуйте, поднимите его! (1-2 ребёнка пробуют погладить угольным утюгом ткань, определяют удобно или нет). Как вы думаете, удобен такой утюг? Почему? (Ответы детей – утюг тяжёлый, всегда под рукой должны быть горячие угли, углями можно обжечься, они быстро остывают, от углей пачкалась одежда). Воспитатель достаёт из сундучка металлический утюг.

Воспитатель: угольный утюг был неудобен, и люди придумали утюг из тяжёлого металла. Его ставили на печку и ждали, пока он нагреется, а потом гладили. Такой утюг тоже был неудобен. Скажите, почему? ( Дети рассуждают: тяжёлый, нагревался только тогда, когда печка горячая).

Конспект занятия по развитию детской инициативы - фото

Воспитатель берёт со стола электрический утюг и показывает детям.

Воспитатель: поэтому, когда появилось электричество, люди, догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Сегодня у всех дома есть такой утюг. Как работает электрический утюг? (Дети рассказывают). Воспитатель предлагает погладить этим утюгом. Дети пробуют гладить ткань холодным утюгом.

Воспитатель: тяжело было гладить бельё электрическим утюгом? Скажите, каким утюгом легче всего погладить одежду? Какие меры предосторожности надо соблюдать при глажении белья? Что общего у всех утюгов? ( Ответы детей: заострённый носик, гладкая подошва, ручка, надо нагревать). Чем они отличаются? Как вы думаете, почему у утюгов заострённый носик? Молодцы, ребята!

Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?»

Воспитатель достаёт из сундучка веретено, спрашивает, что это, дети рассуждают.

Воспитатель: веретено – выточенная палочка, украшенная узором. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Её изготовляли сами рукодельницы из шерсти, пуха. Долгими зимними вечерами на столе горела свечка – ведь электричества ещё не было. Чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся. Для чего нужна пряжа? (Ответы детей - чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи). Воспитатель показывает прялку, спрашивает, что это, для чего необходима, дети рассуждают.

Воспитатель: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено. Есть пословица «Не велико веретено, а всех одевает оно». Прясть веретеном, очень трудная работа, поэтому позднее изобрели прялку. Такой прялкой прядут шерсть на носочки, варежки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества, её клали в колыбель девочки. Обычно жених дарил прялку девушке новую, сделанную и украшенную своими руками.

Воспитатель достаёт из сундучка рубанок, спрашивает, что это, для чего необходим, дети отвечают – рубанок.

Воспитатель: рубанок – это плотницкий инструмент. Им мужчины строгают доски, чтобы поверхность была гладкая, без шероховатостей. Посмотрите, какая эта доска гладкая, она обработана рубанком, струганная.

Воспитатель: сейчас мы немножко отдохнем!

Физминутка «Давайте поздороваемся!»

Дети встают в круг.

Воспитатель: ребята, вы знаете, как раньше здоровались? с какими словами входили в избу? (ответы детей). В старину входили в дом с поклоном и здоровались с поклоном со словами «Здравствуйте, люди добрые!», «Мир вашему дому!». А хозяева приглашали: «Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу!», «Проходите, дорогие гости, садитесь на скамьи дубовые, будьте как дома!», «Милости просим!». Ребята, как вы думаете, что означают эти слова? Почему гость в избу обязательно с поклоном в избу входил? (Ответы детей - пожелания хозяевам, чтобы все были здоровы, никаких ссор в семье не было, чтобы никакие беды не приключались, чтобы в доме было всё мирно, с поклоном русские люди всегда выражали свое уважение к хозяевам). Давайте, тоже поздороваемся, как в старину на Руси здоровались!

Дети проговаривают слова и кланяются с поклоном, затем садятся на стульчики.

Игровая ситуация «Научимся ремеслу».

Воспитатель: давным – давно, люди на Руси занимались ремёслами, много трудились, были мастерами своего дела. Хотите, ненадолго оказаться в прошлом, поучиться новому ремеслу у мастера? Повернёмся вокруг себя и произнесё м слова: «Вокруг себя обернись и в прошлом окажись!».

Дети поворачиваются вокруг себя, в это время входят 2 мастерицы в сарафанах и мастер в рубахе, кланяются. Дети в ответ.

Воспитатель: вот, привела к вам ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь у вас поучатся!

Фото №1 Конспекты занятий

Мастер – класс по подгруппам «Сматываем нитки в клубок»,

«Учимся прясть пряжу», «Строгаем доску»

Мастерицы: не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее!

(1 Мастерица достаёт из корзины клубки разного цвета и показывает девочкам, они рассматривают).

1 Мастерица: посмотрите, как шерстяные нитки сматывают в клубки, какие они круглые и плотные. А этими клубки у меня размотались. Помогите мне смотать пряжу в клубочки! (Девочки пробуют сами сматывать нитки в клубки, складывают в корзину).

Фото №2 Формы организации детей фронтальная групповая индивидуальная Фото №3 Публикация Конспект занятия по развитию детской инициативы Секреты сундучка домовёнка Кузи размещена в разделах Конспекты занятий Фото №4 Задачи Образовательные

2 Мастерица сидит у прялки и прядёт пряжу, показывает, как прядут пряжу прялкой, расчёсывают шерсть чёсками, девочки рассматривают.

Фото №5 Познакомить с историей возникновения вещей и трудом людей по изготовлению этих вещей Фото №6 Закрепить представления детей о результатах деятельности людей через историю вещей появление и совершенствование Фото №7 Учить детей рассуждать в процессе беседы задавать вопросы сравнивать с существующей действительностью ориентироваться в проблемных ситуациях

2 Мастерица: хотите сами попробовать прясть пряжу? (Дети пробуют прясть).

Мастерицы: спасибо, милые мои, хорошие, за помощь!

В это время Мастер показывает мальчикам, как нужно строгать рубанком доску. Мальчики надевают перчатки, пробуют строгать с мастером.

Продолжать учить делать простейшие умозаключения выводы Способствовать развитию внимания памяти образного и логического мышления Развивать любознательность познавательную активность моторику рук Воспитательные

Воспитатель: спасибо, Вам, Мастера, за учение уму – разуму!

Мастера: а нам пора с вашего двора. (Прощаются, уходят).

Игровое упражнение – обсуждение «Угадай, что это за предмет?»

Воспитатель достаёт из сундучка лапти, спрашивает, что это, дети отвечают - лапти.

Воспитатель: лапти - старинная обувь, их плели из лыка, бересты, обычно мужчины. Носили лапти и взрослые, и дети. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут. Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах. (Достает из сундучка лапти разного размера). Можно сплести лапти любого размера и носить их с тёплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель предлагает померить лапти 2 -3 детям.

Фото №8 Продолжать формировать уважение к человеку труженику результатам его труда

Воспитатель: Давайте рассмотрим лапти и подержим в руках. Какие они? (Ответы детей - лёгкие). Теперь попробуем примерить и походить в этой необычной обуви. Ну как, удобно? Скажите, чем хороша эта обувь, а чем плоха? (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, вы заметили, лапти очень лёгкие, мягкие, ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. Материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. Но эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей. До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти – пятеро лаптей плести». Лапти намокают.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для 2 -х команд).

Воспитатель показывает носки и лапти.

Воспитатель: домовёнок Кузя приготовил для вас игру «Что сначала, что потом?» Нужно выполнить задание. На тарелочках на столах лежат картинки. Вы должны разделиться на 2 команды, выбрать капитана. Внимательно рассмотрите картинки, обсудите и разложите правильно на ватмане в окошечки по порядку, что сначала, что потом. 1 команда выполняет задание «Как получился носок из шерсти».

Фото №9 Воспитывать интерес к культуре традициям обычаям быту русского народа

2 команда «Как получился лапоть из бересты».

Фото №10 Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым

Воспитатель: затем приклейте картинки. Капитаны расскажут действия по порядку, что сначала, а что потом.

выполняют задание в командах. Капитаны выходят к доске и рассказывают. (Шерсть у овцы стригут – моют - расчёсывают – прядут – вяжут – готовые носки. Бересту срезают с берёзы – сушат – режут на полоски – сматывают в клубки – плетут лапти – готовые лапти).

Воспитатель: Молодцы, обе команды, хорошо справились с заданием!

Игра «Угадай часть целого».

Воспитатель: Кузя хочет поиграть с вами в игру «Угадай часть целого». Я покажу вам часть предмета старины. Если вы угадаете, что это, то увидите весь предмет целиком. Воспитатель показывает на экране часть предмета, дети рассматривают и угадывают, воспитатель нажимает мышкой, появляется весь предмет целиком.

Ведро с крючком - коромысло с вёдрами, ворот с ведром - колодец, горнило с чугунком - печка, клавиши - гармошка, лошадь с упряжью - лошадь с телегой, краник - самовар, труба - изба.

Видеописьмо домовёнка Кузи с домашним заданием.

«Спасибо, ребята, наигрался я с вами сегодня. Я даю вам последнее задание, оно будет домашнее. Спросите ваших родителей, а также бабушек и дедушек, какие предметы старины у них были в детстве и сохранились ли до сих пор. А я убедился, что вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. На прощанье хочу дать вам совет – русские народные пословицы, запомните их: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Дело мастера боится». Ну, всё, мне пора идти, владения свои обходить, порядок наводить, ваш покой оберегать. До свидания, ребята!».

Анализ занятия детьми. Рефлексия.

Воспитатель: молодцы, ребята, справились со всеми заданиями! Наше познавательное занятие заканчивается. Я приготовила для вас картинки с портретом домовёнка Кузи на память. Если вам понравилось занятие, было интересно, вы узнали для себя что – то новое, заинтересовались, то возьмите себе картинку с весёлым домовёнком! А если вам было трудно выполнить какое – то задание, не понравилось что -то, испытывали затруднения, то возьмите картинку с грустным Кузей. Какой вывод сегодня вы для себя сделали? (Дети выбирают картинку, подводят итоги).

Публикации по теме:

«День рождения домовёнка Кузи». Конспект НОД (младший дошкольный возраст) Цели занятия: • Формировать представление о богатстве народной традиционной культуры, и учить с любовью относиться к наследию русского.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!» Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия». Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты.

Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты красавицы березы»Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты красавицы березы» Тема: «Секреты красавицы березы» Цель: Закреплять и уточнять знания детей о природе родного края, углублять знания о его богатствах. Развивать.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Конспект НОД «Секреты Кока-колы» Конспект «Секреты Кока-колы» Актуальность: Дошкольники активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Кто-то однажды сказал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию детской инициативы «Секреты сундучка домовёнка Кузи»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 13:22
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД