Лучший педагог года

Конспект занятия «Теремок» для старших дошкольников (1 фото)

Глонти Елена Николаевна
Конспект занятия «Теремок» для старших дошкольников

Занятие тема: «Теремок».

Должность: воспитатель

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста от 5 до6 лет

Форма: занятие

Тема: «Теремок»

Цель: Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа.

Задачи.

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Теремок“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности. Ее внешним видом и внутренним убранством.

Расширить словарный запас новыми словами: изба, сруб,рубить, конек, крыльцо.

Словарная работа:

Обогащение: Изба, рубить, сруб, конек, крыльцо.

Активизация: изба, народные умельцы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Виды детской деятельности:

-игровая;

-коммуникативная;

- познавательно – исследовательская;

- художественно-эстетическая;

-продуктивная;

-двигательная;

-речевая;

-музыкальная;

-восприятие устного народного творчества.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций ремесел наших предков, предметов быта, устройсва жилища;чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, рассматривание иллюстраций, пособия «В дружбе народов единство России». Дидактическая игра «Какие бывают дома», «Отгадай какое дерево». Строительство домов из модулей и разных видов конструктора.

Используемые методы и приемы:

Игровые:

-сюрпризный момент – детей встречает бабушка Арина, Д / и «Что нужно для работы плотнику?»

Словесные:

-беседа о том какая была Русь в давние времена, как выбирали деревья для строительства домов, использование художественного слова, стихотворения,объяснение; пояснение.

Наглядные:

- видео демонстрации – строительство избы, об украшении домов.

Практические:

-практическая работа: строительство «пластилиновой» избы, украшение ее узорами, приготовление «угощений».

Материал:

Иллюстрации (строительство избы, деревянных домов); картины местных художников о родной природе, деревне; картинки с изображением сосны, ели, березы, осины.

Подготовительная работа:

Прогулки на участке, метеостанции, в парке; рассматривание альбома «Деревянное зотчество», рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

демонстрационное оборудование:

видео презентации – строительство избы, об украшении домов. Иллюстрации деревьев, картинки с изображением инструментов для плотницкой работы ;

раздаточное оборудование:

пластилин, доски для лепки, стеки.

Предполагаемый результат: -Проявляет познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы; поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками

делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками;

проявляет интерес к рассказу педагога;

имеет представление о предметах старинного быта,куханной утвари, ремесле предков, о русской народной культуре;

пользуется диалогической формой речи, использует новые слова в речи;

- принимает активное участие в поисковой и исследовательской деятельности;

- доброжелательно относится к своим сверстникам во время занятия.

Длительность занятия: 30минут.

Мотивация деятельности

Воспитатель-Бабушка Арина (начинает беседу).

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Ход занятия

-Сегодня мы будем говорить о том, как люди жили в старину на Руси. (Уточнить смысл понятия «Русь»).

-Сейчас какое время года на улице?

Дети: Сейчас последний месяц осени- ноябрь.

Совсем недавно еще было любимое время года для всех детей-лето. И если осенью, зимой, весной мы ходим каждый день в детский сад, то на лето, как веселые птицы разлетаются кто куда.

-Скажите, а кто из вас уезжает к бабушке в деревню?

(Ответы детей)

-Да, конечно, вы там купаетесь в речке, ходите в лес за грибами, ягодами. В деревне летом очень привольно и весело.

-А похожи ли деревенские дома -на городские? Чем они отличаются?

Дети: В городе больше многоэтажных домов, а в деревне больше одноэтажных домов.

Воспитатель: В старину люди тоже жили в таких домах. Кто знает, как они называются?

Дети: Избами.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации-вот эти избы.

Рассматривание иллюстраций, краткая беседа.

Воспитатель: Сегодня вы узнаете, как русская изба строилась. Когда-то давным-давно, когда на Руси и городов не было, и нашего города тоже, шумели на земле русской дремучие леса.

А как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли? Водилось в них много зверей. Перечислите, каких?

Дети: В лесах росли дубы, березы, осины, липы и т. д. Водились в лесах разные звери- белки, зайцы, медведи, волки, ежи, лисы, лоси и т. д.

Воспитатель: Росло грибов видимо-невидимо. Может, и про грибы что-нибудь расскажете?

Дети: Грибы тоже разные бывают- опята, шампиньоны, маслята, сыроежки и т. д.

Воспитатель: А ягод! И земляника, и черника, и брусника, и малина. В полноводных реках было много рыбы. Люди старались строить свои жилища по берегам рек. Интересно, почему?

Дети: Чтобы вода была рядом, без воды жить трудно, пришлось бы ее привозить. Рыбу можно ловить не далеко от дома, огород поливать и т. д. Воспитатель: Прежде, чем начать строительство нового поселения, наши предки тщательно выбирали место для него. А уж если выбрали, садились, оседали там.

Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтоб и дети и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березу, потому, что она очень непрочная, быстро гниет. Липа же очень мягкая: из нее игрушки хорощо вырезать или посуду деревянную. А строили избу из сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими. И рубили деревья зимой в сильные морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Из этих деревьев бревна самые прочные. А старое дерево не брали.

А как вы думаете, почему (Рассуждения, предположения детей.)

Воспитатель :Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать свой век спокойно.

Лесов в России много, поэтому, дерево самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в деревянном доме-избе.

В старину на Руси говорили не строить, а рубить избу. А рубить избу - дело не легкое, одному не справиться. Как же люди выходили из положения?

(Рассуждения детей)

Воспитатель : Надумает мужик избу рубить, пойдет по соседям. Зайдет в избу, поклонится хозяевам и скажет: «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на «помочь», избу рубить. На следующий день, чуть солнышко засветит, со всей деревни спешит народ на помощь своему соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения.

Деревья сначала очищали от коры, сучьев. Бревна составляли между собой очень плотно, так, чтобы щелочки не видать. Это делали плотники.

Хотите посмотреть, как это делалось?

(Показ слайдов: Строительство избы.)

Воспитатель: На бревнах проставляли зарубки- порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по бревнышку, перевезти в другое место и собрать.

Все делалось с помощью одного инструмента-топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор- избы не построишь». Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору стесывали, и даже избу складывали, только топор и помогал.

Дидактическая игра «Что нужно для работы плотнику?».

(Выбор картинок с изображением инструментов для плотницкой работы).

Воспитатель: Не случайно на Руси помнят поговорку: «Кончил дело- гуляй смело». Закончат избу рубить помощники, хозяйка всех к столу приглашает, а там уже множество угощений.

Вот так на Руси сложилась добрая традиция помогать друг другу. А получила она название «помочь». Помогали люди друг другу не только избу рубить, но и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать. И эта традиция сохранилась до сих пор. И сейчас люди приходят на помощь друг другу.

Но человеку мало удобства, ему хотелось, и украсить свой дом. Ведь душа, каждого из нас стремиться к красоте.

(Просмотр слайдов об украшении домов).

Воспитатель: Как люди украшали свои дома?

Крыша и небесный свод. Два ее ската сверху соединяются бревном, на конце которого выстругивали голову коня. Получался «конек». Конь, как птица, это древний образ солнца. Скаты крыши очень напоминают крылья. На «причелинах»- волнистый резной узор.

Воспитатель Какой используется орнамент в резьбе?

Дети: геометрический.

Как вы думаете, что обозначает круг? (солнце).

Воспитатель На концах «причелин» - солнышко. Изображение солнца было связано с мечтой о небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорили: «Не хлеб родит, а солнце». Знак солнца сияет-сверкает и на резном «полотенце».

Кто догадается, что обозначает дуга?

Дети: Это радуга.

Воспитатель: Радуга на небе обозначала, что наступило, наконец, желанное лето. Вырезав дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

Воспитатель: Некоторые слова вы слышите впервые. Но если мы вспомним знакомое нам старинное слово «чело», то вы легко запомните и поймете слово «причелина». Стоят избы и как бы хвастаются друг перед другом. Располагались они всегда «лицом» к дороге.

Воспитатель: Понравились вам окна в деревянных избах? Что вы успели увидеть?

Окна-глаза дома. В старину глаза называли «очи», глаз- «око», отсюда и название -окна. Их украшали резными «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов русалок, которые, по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни- значит, хозяева встали, а закрыты- значит, еще спят или их нет дома.

Воспитатель: Ребята, а может вы сами, хотите быть мастерами?

Дети: Да, конечно хотим.

Посмотрите, у каждого из вас есть избушка, попробуйте ее украсить разными узорами.

Звучит народная музыка «Светит месяц», «Коробейники». Дети работают.

Воспитатель: Посмотрите, в начале занятия все избушки были одинаковые. Но вот вы украсили их резными узорами, и теперь, как будто добрые лица смотрят на вас, все разные и очень красивые.

Воспитатель: Если столько избушек собралось вместе, как можно назвать это одним словом?

Дети: Это получилась деревня.

Вот и получилась у нас настоящая русская деревня.

Можно провести обыгрывание смоделированной ситуации. Предложить детям разделиться на две команды- девочки,которые будут готовить угощение) и мальчики -занимаются строительством «пластилиновой» избы.

Воспитатель: Кто у нас сегодня будет хозяином, кто будет строить новую избу себе? Зазывайте соседей на «помочь»!

Далее начинается самостоятельная работа детей. Помощь взрослого по необходимости. По окончании работы предложить всем детям подойти к новым «избам», полюбоваться трудом плотников. Дать объяснение словам «окно», «улица».

Затем все рассматривают угощение. «Работнички» благодарят «хозяюшек».

Раздаются звуки гармошки, приглашающей всех на веселый хоровод и русский перепляс.

Воспитатель: В какую добрую русскую традицию дети сегодня играли?

Дети: Мы звали соседей на «помочь» и строили избы.

Славно помогали друг другу, поэтому и работы получились интересные!

Конспект занятия «Теремок» для старших дошкольников
Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Конспект занятия по аппликации из салфеток для старших дошкольников «Золотая рыбка»Конспект занятия по аппликации из салфеток для старших дошкольников «Золотая рыбка» Цель: Продолжение формирования познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания различных образов, используя.

Детский мастер-класс по пластилинографии «Грибок — теремок» для старших дошкольниковДетский мастер-класс по пластилинографии «Грибок — теремок» для старших дошкольников Пластилин предоставляет широкие возможности для реализации деткой фантазии и творчества. Почему бы не придумать теремок для лесных жителей.

Конспект арт-терапевтического занятия «На лесной полянке» для старших дошкольниковКонспект арт-терапевтического занятия «На лесной полянке» для старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия с использованием авторских арт-терапевтических техник. Жду отзывов.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Теремок» для старших дошкольников
Опубликовано: 2 марта 2024 в 16:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД