Светлана Проплёткина
Конспект занятия. Творческая мастерская Музыка в живописи. И. Левитан «Большая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: ХЭР, ПР
Возраст детей: 5 – 6 лет
Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты (природы, музыки, поэзии)
Предварительная работа:
Слушание музыкальных произведений:
- П. И. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
- А. Вивальди «Зима»
- Э. Григ «Весной»
Разучивание стихотворений:
- «Заметает пурга белый путь…» С. Есенин;
- «Гонимы вешними лучами…» А. С. Пушкин
Публикация «Конспект занятия, Творческая мастерская Музыка в живописи, И, Левитан „Большая вода“» размещена в разделах
- Животные Африки, жарких стран. Конструирование, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И.И., художник
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Оборудование и материалы:
- Экран
- Проектор
- Ноутбук
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. Встают в круг.
Музыкальный руководитель:
Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться: «Доброе утро». Доброе утро – солнцу и птицам, Доброе утро – радостным лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, любите ли вы чудеса?
Дети: Да?
Музыкальный руководитель: Хорошо. Сегодня я предлагаю вам самим принять участие в создании чуда. Согласны?
Дети: Да.
Муз. П. И. Чайковский «Танец феи Драже»
Музыкальный руководитель: Присаживайтесь.
Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В разноцветном, расписном. Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней, Не спугните нам его.
Ребята, вы узнали эту мелодию? (ответы детей) Правильно, это одна из самых «волшебных» мелодий. Итак, вы готовы к волшебству?. Начнём.
Знаете ли вы, ребята, что картины умеют говорить? (ответы детей) Рассказ по картине мы умеем составлять. Сегодня вы убедитесь в том, что картины умеют говорить. А знаете ли вы, что картины могут звучать? (ответы детей) Картине надо только немного помочь в этом. Наше сегодняшнее чудо в этом и будет заключаться: мы поможем картине заговорить и зазвучать.
На экране картина И. Левитана «Большая вода»
Музыкальный руководитель: Перед вами картина И. Левитана «Большая вода». Какое время года изображено на ней? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Совершенно очевидно, что на картине изображена ранняя весна. Но о картине мы поговорим чуть позже. А пока вспомним, что мы с вами сегодня волшебники. Мы легко можем переместиться во времени. Какое время года предшествует весне? (ответы детей) Правильно, зима. Совсем недавно была зима. Ребята, опишите, пожалуйста, какая была эта зима?
(ответы детей)
Муз. А. Вивальди «Зима»
Ребёнок:
Заметает пурга белый путь. Хочет в мягких снегах потонуть. Ветер резвый уснул на пути; Ни проехать в лесу, ни пройти.
Музыкальный руководитель: Это стихотворение написал поэт С. Есенин. Ребята, вы обратили внимание, как поэт в четырёх строчках передал и образ метели и затишье, покой в природе? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Музыку, которая звучала, вы должны были узнать. (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Правильно, Прозвучала музыка П. И. Чайковского «Зима». Очень характерная музыка. Мы сразу представили себе лютую холодную снежную зиму…
Но, на смену зиме всегда приходит ….
Дети: Весна.
Музыкальный руководитель: Конечно. И что же происходит в природе с приходим весны. (ответы детей)
Муз. Э. Григ «Весной»
Ребёнок:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Музыкальный руководитель: Прозвучало стихотворение А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – мастер русского слова. До чего красиво он описал приход весны… Слушая стихотворение великого поэта, мы представляем живую картину…Одновременно звучала музыка (вспомните, пожалуйста, название музыкального произведения) … (ответы детей) … Правильно, пьеса Э. Грига «Весной». Мы услышали звук капели, журчанье ручейка, впадающего в реку… И вот воды прибывает всё больше и больше. Река разливается во все стороны…
Именно этот момент изобразил И. Левитан на картине «Большая вода». Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Что вы на ней видите?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Вы говорите всё правильно. И вот оно, обещанное чудо! Всё, о чём мы с вами говорили записано на бумаге. И, конечно же, звучит чудесная музыка.
Муз. П. И. Чайковский «Март»
Музыкальный руководитель: Ещё совсем недавно была зима. Лютая холодная. С вьюгами и метелями. Стояли трескучие морозы. Зима была снежная, всё было завалено огромными сугробами. Всё было белым-бело…
Но, пришла долгожданная весна. Всё чаще стало выглядывать солнышко. Начали капать сосульки. Снег начал таять. Побежали ручьи.
Ручейки впадают в реку. Вода в реке сильно прибывает, и река выходит из берегов. Вода затапливает луга, леса и даже селения. Такую воду называют большая вода.
Всё это изобразил великий русский художник-пейзажист Исаак Левитан на своей картине «Большая вода». На картине изображено весеннее половодье. Вода голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья. Это затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них виднеются русские красавицы - березы.
Вдали видны затопленные крестьянские дома. Издали они похожи на две пустые лодки, к которым никак не подобраться.
На переднем плане изображена одинокая лодка, причалившая к берегу. Наверное, на ней люди перебираются на другой берег.
Солнце на картине не изображено. Кажется, что оно прячется за облаками. Но присутствие солнышка чувствуется во всём: картина вся пропитана светом. И хотя
ещё чувствуется холод, ещё пуста и сыра земля, но всё готово к пробуждению. Совсем скоро прилетят перелётные птицы. На ветвях деревьев набухнут почки, распустятся первые листочки. Весна вступит в свои права.
Несомненно, что Исаак Левитан – великий художник и патриот Русской земли. Надо обладать огромным талантом, чтобы так проникновенно и тонко изобразить приход весны.
Мы прослушали пьесу «Март» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»… Всем известно, что картины пишет художник, музыку – композитор. Это два разные вида искусства. Но, так как мы сегодня волшебники, у нас получилось соединить их вместе. И они дополнили друг друга.
Итак, ребята, мне кажется, чудо у нас с вами получилось. Наша картина заговорила. И рассказала она нам не только о том, что на ней изображено, т. е. о большой воде, но и о том, что этому предшествовало: о снежной зиме. Мы с вами услышали чудесную музыку, которая полностью соответствует характеру увиденного и услышанного. У П. И. Чайковский «Зима» - слышится вьюга, у Э. Грига «Весной» - журчат ручьи, у П. И. Чайковского «Март» - природа, как будто замершая в ожидании пробуждения. Чудо удалось?
Дети: Да!