Елена Воронцова
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».
Цель занятия : формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация» :
· Закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С];
· Продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слов односложной слоговой структуры на материале слов со звуком [С]
· Закреплять умение определять местоположение звука [С] в словах,
Публикация «Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
· (начало, середина, конец, делить слова на слоги;
Закреплять умение дифференцировать понятия: гласный – согласный; твердый - мягкий; звонкий - глухой звук.
Коррекционно-развивающие задачи:
Образовательная область «Коммуникация»
совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;
развивать фонематическое восприятие.
Образовательная область «Здоровье»
продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;
совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
Образовательная область «Социализация»
совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Образовательная область «Физическая культура»
Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Образовательная область «Музыка»
Развивать общую музыкальность детей (ладовысотный слух, чувство ритма).
Коррекционно-воспитательные задачи:
Образовательная область «Социализация»
воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;
воспитывать навыки культуры поведения.
Индивидуальная работа:
Следить за четкостью произнесения звука С в словах у Мелании П., Леши И.
Оборудование:
- демонстрационный: буквы А, О, И, У, С; замок красного цвета для гласных букв, замок синего цвета для согласных букв, «слоговой» поезд, картинки со звуком «С» : лиса, сорока, сом; игрушка собачка, ноутбук.
- раздаточный: фишки красного и синего цветов, «звуковые» дорожки, листочки с пластилином, семечки арбуза, изображения колокольчиков, изготовленные из картона и желтого оракала.
Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы по данной теме, изготовление демонстрационного и раздаточного материала.
Предшествующая работа с детьми: закрепление понятий «гласные», «согласные» буквы, закрепление понятий «буква», «звук».
Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:
1. Проблемная ситуация: Как помочь букве С.
Фонетическая ритмика.
Игровая мотивация «Путешествие детей.
Магнитофонная запись «Песенка паровозика».
Игра «Слоговой поезд».
Звуковой анализ слова «Сом».
Динамическая пауза.
Сюрпризный момент «Встреча с собачкой».
Игра «В начале, в середине, в конце».
Гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика.
Выкладывание букв.
Анализ деятельности.
Ход специально организованного обучения грамоте :
1. Вводная часть.
Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Логопед раздает детям половинки букв А, О, У, И, С.
Логопед: Каждому из вас я раздала половинку от буквы. Вам нужно сесть на тот стульчик, где находится вторая половина вашей буквы. Дети ищут вторую половинку на стульях и садятся.
Логопед:- Ребята, посмотрим, какие буквы у вас получились. Саша, подойди, пожалуйста, ко мне. Скажи, какая буква у тебя получилась?
Саша: Буква А.
Логопед: Правильно. Теперь найди здесь такую же букву и прикрепи ее на доску. Садись.
(Опрашивается каждый ребенок. На доске буквы: А, О, У, И, С)
Логопед: - Как вы думаете, какая буква здесь лишняя?
Дети: - Буква С.
Логопед: - Почему?
Дети: Потому что это согласная буква.
Логопед: Я согласна с вами. А остальные буквы?
Дети: Гласные.
Логопед: А почему вы думаете, что они гласные?
Дети: Потому что их можно пропеть.
Логопед: Где живут гласные буквы?
Дети: В красном замке.
На доске появляется красный замок.
Логопед: - Как вы думаете, в каком замке живет буква С?
Дети: В синем замке.
Логопед: - Ой, а замка для нашей буквы С нет. Наша буква заблудилась.
Ребята, поможем букве С отыскать свой замок?
2. Основная часть.
Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со буквой «С», чтобы отыскать замок для нашей буквы С.
Логопед:- «Произнесем вместе звук С, и посмотрим как работают наш язычок и губы, когда мы произносим звук С? (вместе с детьми произносим звук С, индивидуальная работа с Меланией П., Лешей И.
Фонетическая ритмика.
И. П. : стоя, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением, при одновременном произнесении звука [СС…. ] Движение слегка напряженное, плавное, длительное.
Логопед: Мы отправляемся в путешествие.
Логопед: - Вот и первая остановка.
3)Игра «Слоговой поезд»
Логопед: Посмотрите, какой сказочный поезд здесь. В нем едут волшебные картинки. Картинки нечаянно перепутали свои вагоны. Картинкам нужно помочь найти свой вагон. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых один слог, во втором вагоне с двумя слогами, в третий – с тремя слогами.
Слова-картинки: сорока, лиса, сом.
Логопед: Ребята, назовите пожалуйста самое короткое слово в этом поезде.
Дети: «Сом».
4) Задание на звуковой анализ слова.
Логопед: А теперь садитесь за столы.
- Я предлагаю вам рассказать какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.
-Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)
- Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)
Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)
Саша, назови звуки по порядку.
- Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!
5) Динамическая пауза.
Детям раздаются по две карточки (колокольчик и зачеркнутый колокольчик) Включается музыка, дети танцуют. Как только музыка выключается, логопед называет звук. Дети поднимают соответствующую карточку (если звук звонкий – карточку с колокольчиком, если звук глухой - карточку с перечеркнутым колокольчиком).
Логопед: Вы слышите? Кажется, кто-то плачет. Я выйду, посмотрю.
Это умная Собачка След. Она пришла по нашему следу, чтобы помочь нам отыскать замок для буквы С.
7) Гимнастика для глаз
8) Выкладывание буквы С из семян арбуза
Логопед: «Вот и отдохнули наши глазки. Попробуем вместе построить букву «С» из пальцев рук.
«Пальцы рук в полуовале
Перед собой направим вправо.
Полукруг, ну просто класс!
Получилась С у нас.»
Логопед: «Вот и получилась буква С
Выкладывание буквы С из семян арбуза. Я предлагаю вам выложить букву из семян арбуза по контуру».
Дети выкладывают. Логопед просматривает букву каждого, хвалит детей за старание.
Логопед:- Посмотрите, пока вы выкладывали, собачка След отыскала новое задание.
6) Игра «В начале, в середине, в конце».
определить, где находится звук С в слове на картинке: в начале, середине или конце. Возьмите картинку, объясните Собачке следу, где находится звук С, и положите картинку к нужной схеме.
Дети выполняют задание.
Логопед: Вот мы с вами и собачкой Следом отыскали замок для нашей буквы С.
8) Итог занятия.
Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового узнали? Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Ребята, а теперь нам с вами пора возвращаться из нашего путешествия обратно в детский сад.