Наталья Санькова
Конспект занятия «В гостях у Ставропольских мастериц»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: занятие-путешествие.
Цель: Прививать детям любовь к малой Родине, применяя различные формы народного творчества.
Задачи:
* Развивать у детей художественно-эстетическое восприятие и воображения.
* Учить детей рисовать в технике батика.
* Развивать чувство композиции.
* Формировать навыки работы поэтапно (рисунок, нанесение клея, окрашивание).
* Развивать воображение и творческое мышление.
* Формировать навыки коллективной работы.
* Дать представление о быте казаков, обстановке, посуде.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Ставропольских мастериц“» размещена в разделах
* Рассказать о промыслах и ремеслах жителей Ставрополья.
* Познакомить дошкольников со способами вышивки, используемой населением Ставрополья.
* Создавать веселую, радостную атмосферу совместной деятельности для группы детей дошкольного возраста.
Тип занятия : интегрированное (рисование, аппликация).
Форма занятия : коллективная работа.
Продолжительность: 20-25 минут.
Участники: дети (8 человек).
Возраст детей: 5-6 лет.
Оборудование и материалы:
Бумажные (тканевые) полотенца – 8 шт. ; карандаш – 8 шт. ; краски – 8 шт. ; кисточки 8 шт. ; баночка для воды – 8 шт. ; бумажные салфетки, ножницы – по 8 шт. ; клей; планшет.
Предварительная подготовка:
Объяснение: Техника «Батик» на бумаге.
Пошаговое выполнение узора (набросок, наклеивание, заполнение красками узора) :
1. Нарисовать на бумаге карандашом узор (цветы, листики, линии).2.
2. Смочить лист бумаги мокрым тканевым полотенцем.
3. Разукрасить рисунок на влажном листе акварелью.
4. Пока они не высохли, в серединки лепестков добавить более темный цвет.
5. Нарисовать остальные элементы узора.
6. После высыхания работы край надрезать ножницами.
• Привести примеры узоров в народном стиле.
• Рассмотреть картинки, открытки по теме: народные промыслы Ставрополья
• Иллюстрации к детским книгам по теме: «Малая Родина».
• Репродукции картин художников Ставрополья. Беседы о Родине, Ставропольском крае.
• Стихи о Родине (чтение, заучивание).
• Прослушивание казачьих песен (музыкальный диск «Песни казаков Ставрополья» в исполнении вокальной группы «Раздолье» ДК села Сергиевское).
Методы и приемы работы с детьми:
Беседа, объяснение, рассказ, художественное чтение, слушание казачьих песен.
Структура занятия :
1. Этап. Организационный момент.
В начале занятия воспитатель высказывает добрые слова и пожелания детям. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная активность. 2 минуты.
2. Этап. Основной.
Беседа с детьми о доме гончара. Прочитать потешку «Как у нас в станице». Спросить, как можно собрать кувшин (3 минуты). Продемонстрировать рушники, полотенца, скатерти. Рисование на бумаге в технике батик (15 минут).
3. Этап. Рефлексия.
Что понравилось детям в занятии? Похвалить детей за проделанную работу (2 минуты).
Ход занятия:
Звучат русские народные наигрыши «По улице мостовой».
В группе создан уголок казачьей горницы. В центре стоит стол с лавками, на нем лежит вышитая скатерть. На столе стоит самовар, деревянные расписные ложки, посуда. В углу расположена русская печь. Около нее кровать и детская колыбель. В казачьем наряде выходит хозяйка дома.
Казачка: Здравствуете, гости дорогие! Проходите в горницу. Посмотрите вокруг. Вы, наверное, догадались, куда попали? (в дом казака).
- Вы узнали меня? Кто я? (казачка)
- Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Ведь у нас в станице случилась беда!
Ой, беда, беда, беда!
Помогите, детвора!
Как у нас в станице,
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!
Ребята. Выручайте! Мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не прядут. Не вышивают. Все рушники у нас состарились, а новые некому сделать. Может вы, поможете?
Дети: Да!
Казачка: какие вы добрые ребята. Ну тогда отправляемся в путешествие по нашей станице.
Мы отправимся в дорогу.
Пошагаем мы немного.
Встанем на носочки.
Сядем на пенечки,
Сядем, отдохнем
И опять пойдем.
Ребята, посмотрите, чья же это хата?
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, кто здесь может жить? (гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды).
- А чем он занимается? (делает посуду).
- Из чего делает посуду? (из глины).
- Смотрите. Ребята, я нашла, разбитый кувшин. Давайте поможем гончару склеить его? Соберем осколки. (дети выполняют).
Практическая работа детей. Звучат казачьи песни.
Казачка: Молодцы, все справились. Продолжим путь.
Вместе с казачкой дети переходят в другую часть группы, повторяют прибаутку.
Мы отправимся в дорогу.
Пошагаем мы немного.
Встанем на носочки.
Сядем на пенечки,
Сядем, отдохнем
И опять пойдем.
Казачка: Мы подошли к хате наших мастериц-вышивальщиц. Заходите, ребята!
- Вы догадались, чем занимаются наши искусницы? (вышивают узоры).
- Кто-нибудь из вас знает, как называются эти красивые изделия? (рушники). Искусство вышивания всегда славилось на Ставрополье. Вышивкой украшали одежду, предметы домашнего обихода: рушники, скатерти, занавески. Для этого мастерицы использовали разные рисунки-орнаменты. Орнамент может быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи.
Очень любили наши предки изображать птиц – символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов, считается символом мудрости. Узор растительный был не менее популярен на Ставропольской земле.
- Посмотрите, ребята какие растения вышиты на рушниках? (калина, василек, рябина – символы любви, виноградная лоза – долголетие).
Из геометрических фигур (ромбов, треугольников, квадратов, прямоугольников). Из них можно составить очень красивые узоры.
Чаще всего использовался красный цвет (цвет солнца, тепла, красоты) и черный. Позже стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.
- А как вы думаете всякий узор можно назвать орнаментом? (Нет, не всякий узор-орнамент. В орнаменте рисунок должен повторяться).
Дети рассматривают примеры орнаментов на изделиях.
- Если мы вышьем цветок, солнышко и птичку – это будет орнамент. (Нет потому, что мы взяли все по одному, предметы не повторяются).
- Еще надо сказать о том, что в старину одежду с вышивкой считали оберегом. Такая одежда оберегала людей от злых духов. Видите, как сложно вышивать! Но я уверена – вы справитесь! У нас вместо ткани для рушников листы плотной бумаги. Давайте вспомним технологию рисования «батиком».
Дети рассаживаются по местам. Педагог повторяет пошаговое выполнение узора.
Техника «Батик» на бумаге.
Пошаговое выполнение узора (набросок, наклеивание, заполнение красками узора) :
1. Нарисовать на бумаге карандашом узор (цветы, листики, линии).2.
2. Смочить лист бумаги мокрым тканевым полотенцем.
3. Разукрасить рисунок на влажном листе акварелью.
4. Пока они не высохли, в серединки лепестков добавить более темный цвет.
5. Нарисовать остальные элементы узора.
6. После высыхания работы край надрезать ножницами.
- И так что же мы будем вышивать на рушнике? (дети выбирают орнамент, рассказывают о своей предстоящей работе). А вот вышивку мы будем делать не на ткани, а на бумаге в технике «батик» красками. И для всей станицы получатся красивые новые рушники. А если нашим мастерицам понравятся наши работы. то и они нас поддержат. Ребята надевайте фартуки, садитесь на рабочие места.
Практическая работа.
- Начинаем работу.
Казачка помогает воспитанникам наводящими вопросами. Ободряет детей. Тихо звучит фоновая музыка из репертуара в исполнении вокальной группы «Раздолье» ДК села Сергиевское.
- Какой орнамент ты выбрал? (растительный, животный или геометрический)
- Какие цвета нам понадобятся? (красный, черный, синий, зеленый)
Казачка: Все ребята закончили. Какие замечательные рушник у вас получились. Спасибо вам, ребята. Вот какие вы молодцы. Вы сделали жителям нашей станицы новые рушники, узнали какие мастера у нас живут на Ставрополье. Какими ремеслами они занимаются, что умеют делать.
Вы запомнили? (Гончары делают глиняные горшки, а вышивальщицы вышивают одежду и предметы быта.
- За то, что вы помогли мне ребята, я вас благодарю. А вот чем вы отгадайте. Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый… (хлеб)
Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком!
Люди говорили: «Хлеб – всему голова», «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб да вода – молодецкая еда». У нас живут и работают самые лучшие пекари. Они испекли этот замечательный хлеб. Его я вам хочу подарить.
Выносит каравай.
Спасибо вам, ребята! А нам пора обратно в детский сад. Где вы на обед отведаете мой подарок.