Елена Кочергина
Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись доски городецким узором»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(рисование)
Цель:
Создание образа городецкого узора на разделочной доске.
Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, особенностями. Знакомство с русским фольклором и традициями.
Задачи:
-побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строем, элементами композиции и их разнообразием;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Роспись доски городецким узором“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Подготовительная группа
- Темочки
-упражнять в рисовании городецких цветов – розана, купавки; листиков, нанесение оживки с помощью кисти;
-закреплять навык смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка;
-развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
-развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям;
-воспитание у детей интереса и уважения к труду мастеров, создающих красивые вещи, приобщение к народному искусству.
Предварительная работа:
• рассказ воспитателя о истории народных промыслов,
• рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства,
• словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.
Материалы и оборудование:
Наглядно – демонстративное пособие, изделия с городецкой росписью, костюм для Хозяюшки – мастерицы, запись русской народной мелодии, схема последовательности росписи доски городецким узором, краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой; шаблоны разделочных досок для росписи.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
(В начале занятия звучит народная мелодия).
На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в изостудии. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте) «Для ребят подготовительной группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар птицы ввысь летят
И точки чёрно - белые
На солнышке блестят. (Городецкая роспись)
- Правильно (воспитатель достаёт три доски расписанные (разные композицией узоров, а одну без узоров)
Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).
Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).
Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.
- На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.
Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).
- Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.
- Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
В конце непосредственно образовательной деятельности ребята рассказывают стихотворения:
***
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
***
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
***
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем в подвижную игру «Снеговик» (под музыку играют)
Снег руками набираем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз набираем,
Лепим, лепим ком большой.
Лепим ручки, лепим ножки,
Чтобы бегать по дорожке.
Лепим глазки, лепим бровки,
И, конечно, длинный нос.
После игры работы детей вывешиваются на мольберт, рядом с заранее приготовленной выставкой. Все вместе любуются творением.
- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?
Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель:
Спасибо всем, доски на славу удались.
***
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Воспитатель:
Как говорят: «Кончил дело – гуляй смело», вот и мы пойдем на улицу гулять.