Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Ой да матрешки!»

Ирина Демкина
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Ой да матрешки!»

Конспект занятия

в подготовительной группе по декоративному рисованию:

«Ой, да матрешки

Составил и провел воспитатель Демкина И. В.

Интеграция областей:

«Художественно – эстетическое развитие» (декоративное рисование); «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром, элементарные математические представления, конструирование); «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Задачи:

- продолжаем знакомить детей с техникой декоративного рисования;

- воспитывать интерес к художественному творчеству;

- познакомить детей с наиболее известными матрешками (семеновская, загорская);

- закрепление прямого счета;

- деление целого на две равные части;

- составление картинки по образцу (пазлы);

- побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя;

- способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, двигательной активности детей, внимания;

Словарная работа:

- обсуждение декоративной росписи;

- ответы детей на вопросы воспитателя;

- словесная игра (пальчиковая гимнастика) «Мы ребята – мастера» (по методике «Расскажи стихи руками»).

Предварительная работа:

- НОД «Народные промыслы»;

- составление описательных рассказов;

- декоративное рисование;

- просмотр иллюстраций, картин, фотографий, репродукций по художественному творчеству;

- чтение художественной литературы;

- отгадывание загадок;

- д/и: «Составь картинку», «Собери пазлы», «Лото – «Мастера искусств».

Методы:

- наглядный;

- словесный;

- игровой;

- практический.

Оборудование к занятию:

- много разных деревянных матрешек;

- плоскостные самодельные матрешки;

- самодельные пазлы – матрешки;

- принадлежности к рисованию (гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, кисточки, ветошь, стаканчики с водой, картонные матрешки с белыми фартуками и косынками) для каждого ребенка.

Ход НОД:

Матрешка не только живописное и

скульптурное произведение народного промысла,

это еще и истинная душа России.

(автор неизвестен).

Восп.: Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас гостей! Поздоровайтесь.

А это – наши дети, самые лучшие на свете!

Они очень любят играть и рисовать.

Они весело смеются и просят вас улыбнуться.

Давайте улыбнемся друг другу.

Восп.: Ребята, а кто мне скажет, что такое СУВЕНИР? (Ответы детей. Подарок на память. Купить сувенир для родных. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города. Выставка сувениров).

Восп.: Вот сегодня мы отправимся с вами на одну интересную выставку (подходим к заранее готовой «выставке», которая накрыта простыней для отгадывания).

А теперь отгадайте, что за сувенир на выставке:

Это яркая игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрешка).

Восп.: Да, ребята, это МАТРЕШКА (открываю простынь). А как ты догадался (лась, что это матрешка? (отв.)

Да тут не одна! Ребята, давайте рассмотрим и опишем матрешку.

Какая она? (дети берут по одной в руки и описывают: красивая, яркая, нарядная, расписная и и т. д.).

А из чего делают матрешки? (ответы детей, из дерева).

Значит, какие они? (ответы детей, деревянные).

Давайте обсудим, как расписаны, какие узоры присутствуют на одежде матрешек (завитушки, волнистые линии, цветы, листья, целые букеты и т. д.)

А теперь, присаживайтесь, я вам расскажу одну очень интересную историю.

Сегодня матрешку знают во всем мире, и стала она символом нашей страны, русским сувениром.

Когда – то, давным – давно, сто лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный лысоватый старичок с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий, внутри

которого помещалась вся его семья. И звали его Фукурума (показ фото – Фукурамы).

Фукурама

Игрушка очень понравилась нашему художнику Сергею Малютину, и он решил сделать такую же для русских детей. Изготовить из дерева он заказал токарю Михаилу Звездочкину. Так появилась розовощекая девочка, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Почему игрушку назвали матрешкой, да потому, что имя Матрена было самым распространенным на Руси. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым интересным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. Так родилась в старинном русском городе Загорске, а ныне этот город называется Сергиев Посад первая русская матрешка.

Вот как появилась у нас в России МАТРЕШКА.

А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Для этого мы с вами поделимся на две равные команды. Что значит равные? (ответы детей, одинаковое количество человек в команде). Сколько нас? Кто посчитает? (делимся). Одна команда собирает пазлы вот этой матрешки (показ Семеновской матрешки, другая команда – (показ Загорской матрешки). Пазлы можно собирать как на столе, так и на полу, расстелив белые простыни, для лучшей видимости и двигательной активности детей.

После того, когда дети составят матрешек, восп. спрашивает: Чем отличаются эти матрешки друг от друга? (ответы детей, росписью, цветом, фартуками, платками и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с самыми знаменитыми матрешками (показ картонных матрешек).

Я – Загорская матрешка

Всех на свете краше!

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр (или завод) по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.

Из города Семенова

Я в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых

В подарок принесла.

Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров (заводов) по росписи матрешек. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.

Восп.: Молодцы, ребята!

Какие они обе красивые и нарядные!

Ну а сейчас, я приглашаю вас в мастерскую матрешек. Проходите, пожалуйста (подвожу детей к столу, где заранее приготовлено все для художественного творчества – вода в стаканах, гуашь, акварель, кисти, ветошь, фломастеры, карандаши). Показываю картонных одинаковых матрешек в ярких раскрашенных платьях, но у которых белые фартуки и белые платки.

Восп.: Матрешки очень красивые, но чего – то им не хватает (ответы детей, белые фартуки, платки). Давайте их украсим. Но сначала мы должны подготовить наши пальчики к работе.

Проводится физминутка.

Мы ребята-мастера (указать жест на себя).

Молотком тук-тук стучали (постучать кулаком о ладошку)

Гвозди долго забивали (указательным пальцем по ладошке)

Получалось как-то криво (рукой показать кривую).

Отпилили мы красиво (поступательные движения ребром ладони).

Зачищали шкуркой долго (потереть ладонь о ладонь).

Покрывали лаком стойким (потереть пальцами о ладонь).

Верх узором украшали (указательным пальцем очертить узоры в воздухе).

Посмотреть гостей позвали (поманить ладошками на себя).

А давайте раскрасим фартуки и платки каждый по своему, чтобы отличить матрешек – сестричек друг от друга. Усевшись за стол, можно обсудить, какие элементы росписи будут использовать дети (цветы, листочки, точки, завитки, тычки, волнистые линии, букеты).

Готовые работы можно добавить на «выставку» сувениров или украсить раздевалку.

Конечно, в первую очередь матрешка — сувенир, образец народного творчества, памятник русской культуры, но не стоит забывать, что в этой с виду незатейливой забаве скрыт широкий потенциал для раннего развития ребенка. Помимо культурного воспитания, малыш может научиться на примере матрешки различать понятия: «большой-маленький», «больше-меньше», «половина-целое», «старший-младший»; развить мелкую моторику, играя с половинками маленьких матрешек; постичь логику правильно собранной куклы; научиться выстраивать ряды по убыванию и возрастанию. С матрешками можно играть в сюжетно-ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для них можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрешку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Для малыша постарше можно загадать загадку: какие матрешки ели на обед фасоль, а какие гречку. Пусть ребенок определит это по звучанию насыпанных внутрь матрешек круп. Матрешки также помогут ребенку освоить прямой и обратный счет, выучить основные цвета, части лица человека. Можно дать матрешкам имена и наделить их разными чертами характера, разыгрывая с ними разнообразные бытовые сценки. Матрешки могут помочь запомнить дни недели и месяцы., если, например, каждой матрешке дать имя соответствующее дню недели или месяцу.

Играя с детьми, не забудьте о фольклоре. О матрешках сложено немало песен, сочинено много стихов.

Используемые источники:

http://d31mv.ru/opyt-raboty/item/56-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2

http://kidsmi.ru/nemnozhko-o-matreshke/

Публикации по теме:

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе. «Дымковская роспись».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе по теме: «Городецкая.

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в средней группе «Веселая ярмарка» Цель: закрепление пройденного материала по теме «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» Задачи: 1. Обучающая: Продолжать.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Украшение свитера» Конспект по Декоративному рисованию в средней группе «Украшение свитера» Джубанова Вера Програмное содержание: Закреплять умение детей украшать.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской, Семеновской и Полхов.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Украшение бурок саамскими узорами». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Украшение бурок саамскими узорами». Цель: 1. Учить детей составлять на бурках.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкие узоры» Программное содержание: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.

Конспект занятия в первой младшей группе по декоративному рисованию «Нарядная скатерть» Конспект занятия по декоративному рисованию в 1 младшей группе Тема «Нарядная скатерть» Воспитатель Багуль Е. Ю. Образовательная область:.

Открытое занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе «Пасха» Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха. Задачи: расширять кругозор детей, продолжать знакомить их.

План-конспект по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Бело-синее чудо Гжели» Цель: Способствовать формированию у детей представлений о декоративном народном творчестве - Гжель Задачи:Обеспечивать условия для закрепления.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Ой да матрешки!»
Опубликовано: 6 сентября 2017 в 17:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник народной песни.
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект к тематическому развлечению «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление дошкольников с художественной...
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....