Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство. Первоначальные знания о шахматах»

Наталья Самохина
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство. Первоначальные знания о шахматах»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 города Белева Тульской области»

Конспект занятия

дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Шахматы и дети»

в подготовительной группе

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в шахматное королевство, Первоначальные знания о шахматах“» размещена в разделах

на тему «Путешествие в шахматное королевство».

Подготовила : воспитатель

Самохина Н. М.

Белёв, 2021 г.

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;

Образовательная: познакомить детей с историей возникновения шахмат, учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам;

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Образовательная область: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование и материалы: презентация «Легенда создания шахмат», комплекты настольных шахмат, мешочек с шахматными фигурами для игры «Волшебный мешочек», разрезные картинки с изображением шахмат для игры «Собери картинку», листы в клетку для математического диктанта, ручки, белые поля с черными квадратами и черные поля и белыми квадратами для игры «Белые и черные поля».

Ход:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправится в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справится только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Садитесь вокруг меня и послушайте легенду

2. Легенда ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Посидел падишах на троне закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!»

Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!»

Думали - думали ничего не могли придумать мудрецы.

И вот, достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.

И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Вот такая легенда. Понравилась вам ребята?

Теперь мы узнали откуда пришла игра. Кто и для чего ее придумал. Игре вот уже 2 т лет а правила не поменялись и до наших времен.

Жители шахматного королевства любят внимательность, точность и порядок. Давайте пройдем к столу и посмотрим что там интересного для нас приготовили жители королевства.

Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Посмотрите еще раз на наш экран. Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки

3. Игра «Белые и черные поля» необходимо состроить шахматное поле, с помощью черных квадратов на белом листе и белых на черном.

Молодцы шахматное поле готово. Можем сыграть в партию? (Нет. Нужны шахматные фигуры)

4. Игра «Чудесный мешочек».

Фигуры ещё спят. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим. Достаем по очереди из мешочка

Вот его величество – Король! Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями, что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и на слонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два.

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Ребята, расставьте фигуры на поле по местам.

5. Игра «Найди ошибку» :

На в досках расставлены фигуры неправильно. Необходимо найти ошибки.

6. Игра «Собери картинку». Следующее задание, собрать фигуру и назвать ее.

5. Физкультминутка Проводится игра «Доскажи словечко».

Сделай паузу в игре,

Доскажи и покажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,

А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -

Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

6. Игра «Нарисуй фигуры по шифру».

Я узнала, что в королевстве есть заколдованная фигура, чтоб ее расколдовать необходимо ее нарисовать. Рисовать будем с помощью шифра. Возьмите листы, ручки, найдите удобное место за столом. Начинаем с точки.

1 клетка вправо, 6 клетка вниз, 2 клетка влево, 2 клетка вниз, 7 клеток вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 6 клеток вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх 1 влево, 4 клетки вниз.

Все справились! Молодцы! Что получилось? (Ладья)

Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!

7. Заключительная часть.

Итог "Блиц – опрос». Быстро задаю вопрос, вы быстро отвечаете.

- Родина шахмат? (Индия).

- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).

- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).

- Сколько полей на шахматной доске? (64).

- Сколько фигурок в шахматах? (32).

- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).

- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).

- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два)

Вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству.

Публикации по теме:

«Путешествие в Королевство Математика». НОД по математике в подготовительной группе«Путешествие в Королевство Математика». НОД по математике в подготовительной группе Цели: развитие способности к анализу, сравнению, обобщению. Образовательные задачи: 1. Закреплять у детей умения считать в пределах 10,.

Сценарий «Путешествие в страну Знания» (ко Дню Знания) ЦЕЛЬ: формирование положительной мотивации к учебной деятельности. ЗАДАЧИ: развивать внимание, мышление, память ребят; создать эмоционально.

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство»Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в математическое королевство» Тема: «Путешествие в математическое королевство» Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в королевство Математика» Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в королевство «Математика» Программное содержание: Обучающие задачи: •Обучать.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: - Выявить умение различать характер музыки одного жанра.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство»Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство» Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки,.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24» г. Рязани Литвинова.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические.

Организация НОД детей в подготовительной группе «Путешествие в королевство Математики» Задачи : - развитие у детей познавательных интересов; креативности мышления каждого ребенка путем составления и решения арифметических задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство. Первоначальные знания о шахматах»
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 20:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство. Первоначальные знания о шахматах»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Самохина (УИ 1030788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД