Маргарита Моисеенко
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие во времени. Блокада Ленинграда.
НОД подготовила и провела воспитатель высшей категории Моисеенко М. Ю.
Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ, о героическом подвиге Ленинградцев.
Задачи:
образовательные
формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
систематизировать знания о блокаде Ленинграда
расширять и активизировать словарь
воспитательные
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие во времени, Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги
вызвать интерес к истории своей страны
способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
способствовать развитию познавательной активности, речи
пробуждать нравственные качества личности
способствовать развитию памяти, логического мышления
Педагогические технологии
технология музыкального воздействия
здоровьесберегающая технология
информационно –коммуникативная
Предварительная работа
чтение художественной литературы
художественно- творческая деятельность
слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду : в исполнении В. Толкуновой "Дети Ленинграда"; звучание метронома; Д. Шостакович "Ленинградская симфония "
рассматривание медали "За оборону Ленинграда"
разучивание стихотворений о блокаде
элементы макета «Дорога жизни»
художественно - творческая деятельность
оборудование:
красные буквы Ленинград
книги о блокаде и Великой Отечественной войне
разрезные картинки по теме
макет печки-буржуйки
посуда кружка, ложка, бидончик
макет дома
картинки с изображением времени блокады
Интеграция образовательных областей
познание, коммуникация, музыка, здоровье, социализация, конструирование
Ход занятия:
В. Дети, вы любите путешествовать?
Ответы детей.
В. Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?
Ответы детей.
В. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие во времени в прекрасный город России в Санкт-Петербург. И я предлагаю вам лететь на самолёте… готовы? Полетели…
Самолеты
Мы сегодня самолеты, (дети вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты. (четыре хлопка в ладоши)
Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (идти, расставив руки в стороны)
В. Посадка, приземляемся… ой, ребята, смотрите мы ведь с вами летели в Санкт-Петербург, а попали куда … в Ленинград?. кто-то знает, что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель:
В одном прекрасном городе жила девочка. Звали ее Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, всей своей семьёй любили гулять по Невскому проспекту.
Вы догадались в каком городе жила девочка? (Санкт-Петербурге)
В то время, когда жила Таня этот город назывался Ленинград. И вдруг в один день все это счастье оборвалось.
Запись песни «Вставай, страна огромная».
Дети читают наизусть стихи:
22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объвили,
Что началась война.
Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
Воспитатель:
- На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы.
На улицах городов появились вот такие плакаты «За Родину – мать»,
Какие пословицы о родине вы знаете:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
С родной земли умри – не сходи.
- А на улицах Ленинграда «Все на защиту Ленинграда». Все мужчины города уходили на фронт. В городах оставались старики, женщины и дети. Они рыли окопы, работали на заводах.
Воспитатель:
- Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!».
И тогда жители города решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Все вокруг приняло военный вид. Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось? (дети сравнивают фотографии с видами города и черно-белые времен блокады).
Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. Взять и уничтожить город, как хотел Гитлер, у него не получилось, и тогда он пообещал Ленинград «задушить голодом и сравнять с лицом земли».
Посмотрите на карту, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги ведущие к городу были перерезаны. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Звучит сирена… Показ макета дома. Зажигательные бомбы, светомаскировка.
Воспитатель:
- после очередной вражеской бомбёжки случился пожар на складах, где хранились все запасы продовольствия. В городе ввели карточки. Хлеб выдавали по норме. В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ кусочка хлеба).
Дети читают стихи:
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
Воспитатель: - И все, больше ничего — только кусочек хлеба и вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Показ буржуйки, др. атрибутов.
Игра «Разрезные картинки» по рассказам худ. произведений.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор)
Воспитатель: -- Большая страна не забыла Ленинград. 22 ноября была открыта по Ладожскому озеру дорога, названная -Дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины — но дорога существовала.
Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах.
Работа по созданию макета «Дорога жизни». Использование конструктора – Лего, аппликация.
Воспитатель: - И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. На заводах вместе со взрослыми трудились дети от 12 лет. Дети в госпиталях помогали ухаживать за ранеными. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Дети Ленинграда
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Воспитатель: - Дети оставались для взрослых всё равно детьми, и взрослые старались им немного украсить жизнь, ну хотя бы праздником, таким как Новый год. Лучшими подарками для деток было сало, шоколад и хлеб. Этот светлый, добрый праздник был им очень нужен. Взрослые приготовили детям подарки – это был мандарин. (показ, звучит песня В. Толкуновой " Дети Ленинграда")
- В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Минута молчания.
Воспитатель: - На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины.
Итог:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, вы молодцы. Возвращение домой. Круг добра.