Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе

Ирина Сидоренко
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской области

Конспект занятия

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда»

Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна

Область: Познавательное развитие: основы безопасности.

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма. Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны. Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города; Формировать любовь к родному городу. Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».

Ход занятия:

Слайд 1

Война началась, в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Фашисты стремились взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории СССР. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Все: блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось с каждым днем и ночью, т. к. и днем и ночью немцы не прекращали обстреливать город.

Слайд 2

Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни тысяч бомб. Горели и рушились здания, но самое главное уничтожались склады с продовольствием. Гитлер хотел завоевать город, но наши бойцы не отдавали город. И тогда фашисты решили окружить Ленинград и оставить город без воды, питания, света и тепла. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город.

Слайд 3

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между небом и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.

(Степан Щипачев 22 июня 1941 года)

Слайд 4

Таяли запасы продовольствия, сокращалось количество выдаваемых продуктов. Не было света, тепла, но необходимо бороться, чтобы чем-то помочь своему народу в противостоянии фашистам. И голодные люди вставали к станкам.

Жены заменяли ушедших на фронт мужей, дети – отцов. Заводы должны были выпускать снаряды, ремонтировать танки и орудия. При свете коптилок, при 20-ти градусном морозе еле передвигая распухшие ноги, люди, работали, часто падая и умирая прямо на рабочем месте. Подсчитано, что за 6 месяцев 1941 года ленинградцы сделали 713 танков, 480 бронемашин, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10000 минометов, свыше 3-х миллионов снарядов и мин…Комсомольцы дежурили на крышах во время бомбежек, засыпая песком зажигательные бомбы, ходили по квартирам, разыскивая оставшихся без родителей маленьких детей.

Голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки.

Слайд 5

Но после ожесточенных боев стало ясно, что ленинградцы не собираются сдаваться. Немцы разбомбили продовольственные склады.

Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого остались силы, продолжали работать для фронта.

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья,

И если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною,

Какой бессмертье куплено ценою…

Слайд 6

Голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для фронта, и для города, и для самого ленинградца. Работа помогала выжить. Газеты печатали листовки, по радио звучали стихи, поднимающие боевой дух, укрепляющие веру в нашу победу, типографии – карточки, работали детские сады, поликлиники… Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде. Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки. Опухшие от голода и лишней воды руки отказывались работать. Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всего организма человеку в день нужны минимум 2000 калорий. У ленинградцев этих калорий не было. Да и откуда они могли взяться из куска блокадного хлеба. Хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки. А матерям необходимо было отделять часть хлеба от своего кусочка, чтобы поддержать детей.

Слайд 7

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Слайд 8

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Слайд 9

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Слайд 10

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Слайд 11

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Слайд 12

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Прикреплённые файлы:

blokada_mb71f.ppt | 2321,5 Кб | Скачан: 223
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Блокада Ленинграда» Конспект Познавательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы на тему: «Блокада Ленинграда» Цели: Расширить представление.

Тематическая беседа во второй младшей группе «Народы Дагестана» Конспект занятия «Знакомство детей 2 младшей группы с республикой Дагестан» Цель: дать понятие о том, что человек – это главное богатство.

Тематическая беседа «Береги свое здоровье» Тематическая беседа в средней группе «Береги своё здоровье» Тема: «Береги своё здоровье!» Цель: Продолжать формировать навыки здорового.

Тематическая беседа «Царица Музыка приглашает на бал» Цель: развитие восприятия детей Программные задачи: 1. Закрепить умения различать жанры вальса, марша, менуэта, отмечать их характерные.

Тематическая беседа «Царица Музыка приглашает на бал» для детей старшего возраста Цель: развитие восприятия детей Программные задачи: 1. Закрепить умения различать жанры вальса, марша, менуэта, отмечать их характерные.

Тематическая беседа «День Победы» в младшей группеТематическая беседа «День Победы» в младшей группе Дорогие дети, послушайте пожалуйста стихотворение: Майский праздник – День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена.

Тематическая беседа «Русские народные художественные промыслы» (старшая группа)Тематическая беседа «Русские народные художественные промыслы» (старшая группа) Цель: формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка). Интеграция.

Тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Конституция и права ребёнка» Беседа с детьми на тему: «КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВА РЕБЕНКА». Цели и задачи: • Формировать понятия «закон, порядок, право, обязанность» • Дать.

Тематическая беседа во второй младшей группе к 23 февраля «Праздник армии родной» Тематическая беседа во второй младшей группе к 23 февраля «Праздник армии родной» Цель: - дать первоначальное представление о «Дне Защитника.

Тематическая беседа с нетрадиционным рисованием «Салют над городом». Вторая младшая группа Программное содержание: Формировать у детей представления о празднике 9 мая – День Победы. Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе
Опубликовано: 20 января 2018 в 15:58
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...
Фотоотчет «Гжельская роспись»
Что же такое гжель? Как объяснить детям чтоб стало понятно такое новое слово "Гжель". Набрав материала, наглядного пособия я выбрала самый простой способ...
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте»
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте....
«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога» Выступление на городском...
На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка педагогов к...