Бахитова Гельгинэ Миниавхатовна
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
2. Закрепить знания о сказках и её героях, умение правильно называть сказку, определять персонажа, который к ней относится, используя схемы для дидактической игры «Сказочная путаница». 3. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
4. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
5. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
6. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
7. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Предварительная работа: Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Рассматривание иллюстраций.
Материалы для занятия :
Иллюстрации героев сказок, иллюстрация «Путаница», мягкий куб, кочки для мостика.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой детей.
Дети заходят под музыку «В гостях у сказки» и встают в круг.
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение
Здравствуй правая рука — протягиваем вперед,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,
Здравствуй друг — беремся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — беремся другой рукой с соседом,
Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.
Воспитатель: Посмотрите, к нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, поприветствуем наших гостей.
2. Организационный момент:
Воспитатель: В мире много сказок грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель: А, вы любите сказки?
(ответы детей)
Появляется Фея сказок (звучит музыка)
Фея: Здравствуйте ребята!
Здравствуйте мои маленькие друзья! Я фея сказок. В сказочной стране случилась беда. Злая колдунья перепутала все сказки и заколдовала сказочных героев. Помогите мне, пожалуйста,расколдовать сказочных героев и вернуть их в сказки.
Воспитатель: Ребята, поможем?
Дети: «Да, поможем»
Фея: Я приглашаю вас в путешествие, в страну сказок. Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: Можно путешествовать на машине, на самолете, на поезде, на велосипеде, на воздушном шаре.
Фея: Как назвать эти предметы одним словом?
Дети: Это транспорт.
Фея: Вы правильно ответили, но я пригласила вас в страну сказок и транспорт нам нужен сказочный.
Какой сказочный транспорт вы знаете?
Дети: Ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, ступа, метла.
Фея:-А я предлагаю вам отправиться на ковре – самолёте. Фея: А теперь садимся на ковер самолет и отправляемся в путь. Но прежде чем наш ковер взлетит, каждый из вас должен назвать свою любимую сказку.
«Если сказку назовешь, с нами в сказку попадешь».(звучит музыка, летим на ковре-самолете)
Фея : Ну, вот мы и попали в сказку только нам здесь придется выполнить ряд заданий. За каждое выполненное задание вы получите конверт. Вы готовы?
Давайте выполним первое задание.
1задание: «Сказки перепутались»
Посмотрите, что произошло со сказками?
Дети: Сказки перепутались.
(Воспитатель предлагает детям взять по картинке и рассказать, что именно перепуталось в сказке. Назвать эти сказки.)
Воспитатель: Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли
Нужно дальше нам идти.
Посмотрим, что за задание под цифрой два. Посмотрите какой необычный мост.
По тропинке мы пойдем, через мостик перейдем.
2задание «Слова наоборот»
Мы с вами знаем, что в сказках есть разные персонажи, вот например лиса в сказке «Теремок» какая по характеру? (добрая) А в сказке «Заюшкина избушка»? (злая)
Воспитатель: Тот, кто слово наоборот назовет, тот мостик перейдет.
• Весёлый — грустный
• Добрый — злой
• Смелый – трусливый
• Старый – молодой
• Сильный – слабый
• Здоровый — больной
• Умный – глупый
• Вежливый – грубый
• Сытый – голодный
• Могучий – слабый
• Ленивый – трудолюбивый
• Белый – черный
• Громкий – тихий
• -Далекий – близкий.
Воспитатель: Молодцы! Ещё одно задание выполнили.
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Мы пришли в чудесный лес. Глазами нарисовать круг вправо
В нем много сказок и чудес. Круг глазами влево
Слева сосны – справа ели, Глаза вправо и влево
Сверху дятел, тук да тук Глазами вверх - вниз
Ты глаза открой, закрой. Открывают и закрывают глаза
И скорей бегом домой.
Воспитатель: Молодцы! двигаемся дальше.
Посмотрите, какой сказочный теремок. А из каких геометрических фигур состоит теремок? (ответы детей).
3 задание «Геометрические фигуры»
Воспитатель: Посмотрите, волшебник Параллелограмм героев сказок превратили в геометрические фигуры. Вам надо разделиться на две команды и отгадать название сказки.
1. 3розовых круга – «Три поросенка»
2. 3 коричневых по величине круга и один маленький белый треугольник – «Три медведя»
3. Один большой серый треугольник и 7 маленьких белых треугольников – «Волк и семеро козлят»
4. 7разноцветных овалов 1круг – «Цветик- семицветик»
Воспитатель: Вот и ещё одно задание пройдено, отправляемся дальше.
С этим заданием справились.
«Сказочная физминутка».
Сказка даст нам отдохнуть
(Дети повторяют описываемые движения.)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
4задание «Волшебный куб. Составь предложение»
На грань куба крепятся картинки со сказочными героями. Дети кидают куб, и с выпавшим сказочным героем составляют предложения.
Воспитатель: Молодцы! Мы почти у цели осталось два задания.
5 задание
Д /упражнение «Салат из сказок».
Воспитатель: Трудностей мы не боимся? Молодцы!
- Ну а теперь «подкрепимся».
- Да, да! У нас «Салат из сказок».
- Жили – были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» а она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
- Понравилась вам сказка? А вы ее узнали?
- Из каких известных сказок к нам пришли герои? (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Бабя Яга, Красная шапочка, По щучьему велению, Цветик – семицветик, Дюймовочка, Золушка, Золотой ключик, Карлсон, который живет на крыше).
- Молодцы, вернули героев в свои сказки.
Воспитатель: Ребята у нас есть вот такие схемы, по которым вы сами сможете сочинить свои сказки.
6 задание Сочинение сказок по схемам.
Воспитатель: «Ребята, давайте сочиним сказки по предложенным схемам. Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
Дети сочиняют сказки.
Итог занятия
«Молодцы ребята. Какие волшебные сказки у вас получились.
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки.
Отвечайте без подсказки.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми и т. д.)
Воспитатель: «Вот и закончилось наше путешествие по сказкам»
«На этом наше занятие окончено. Давайте поблагодарим наших гостей и скажем «До свидания».