Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Секреты маленьких человечков» (3 фото)

Елена Татаринова
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Секреты маленьких человечков»

Конспект НОД по познавательному развитию

Цель: Формирование представлений старших дошкольников о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, их способности перехода из одного состояния в другое с помощью технологии ТРИЗ - «Моделирование маленькими человечками».

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Секреты маленьких человечков»

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять представления детей о твердых, жидких и газообразных веществах и их свойствах;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе „Секреты маленьких человечков“» размещена в разделах

2. Учить определять вещества по модели ММЧ.

3. Обобщить и закрепить знания детей о воде и ее агрегатных состояниях;

4. Активизировать и обогащать словарь детей (твёрдое, жидкое, газообразное).

Развивающие :

Фото «Секреты маленьких человечков»

1. Развивать любознательность, познавательные интересы детей, формировать познавательные действия при проведении опытов.

2. Развивать мышление, зрительное внимание, воображение, фантазию детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

2. Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Предварительная работа:

- Знакомство детей с технологией «ММЧ»- рассматривание моделей маленьких человечков,

- Дидактические игры «Узнай и назови» (по модели агрегатного состояния вещества дети должны определить вещество).

- Беседа с детьми о значении воды.

- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой, сказки «Путешествие Капельки».

- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».

- Дидактическая игра «Кому нужна вода».

- Проведение отдельных опытов с водой и предметами.

Материалы и оборудование: презентация ММЧ, карточки чс человечками. Оборудованная лаборатория тетушки совы.

1 стол: материалы из железа, дерева.

2 стол: трубочки в банке, вода в стаканчиках, сосуды разной формы; крахмальная вода, йод, масло растительное, спиртовка, лед, металлическая ложка. салфетки.

3 стол: воздушные шарики, две баночки с запахом духов и запахам чеснока.

Ход

Воспитатель: Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами, послушав сказку.

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им нипочём, их трудно было разлучить.

Но вот однажды случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. Он захотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны.

Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали ссориться, их дружба стала рушиться и поэтому они стали держаться за руки не так крепко и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.

С тех пор эта страна из сказочной превратилась в обычную. И человечки стали жить среди нас - людей. Но они такими и остались: одни - дружными, другие - не очень, а третьи - сами по себе.

Давайте рассмотрим эти группы человечков. Первая группа – это человечки, которые крепко держатся за руки. Они так крепко держатся, что их ничто не может их разрушить или разлучить. А вы знаете, что человечки живут в разных веществах. Как вы думаете, в каких веществах живут дружные человечки?

Дети: в твердых веществах, которые нельзя сломать руками.

Воспитатель: Назовите предметы, в которых живут эти человечки?

Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т. д.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. Я вас приглашаю в свою лабораторию. Но для этого вам нужно переодеться.

Опыт : «Твердые предметы»

Воспитатель: что у нас лежит на столе?

Дети: болты и гайки

Воспитатель: Какие они?

Дети: они железные, деревянные.

Воспитатель: Возьмите железные предметы в руку. Попробуйте их согнуть, сломать. Можно ли их сломать руками?

Дети: нет

Воспитатель: Почему их нельзя сломать или согнуть?

Дети: потому что в них живут дружные человечки

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: вещества, в которых живут дружные человечки трудно или нельзя сломать, или разрушить. Они хорошо сохраняют свою форму.

Ребята покажите карточки с дружными человечками.

Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе?

Дети: Совсем не дружные, газообразные

Воспитатель: Назовите газообразные вещества. Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: Дым, пар,туман. Не всегда, но, можно, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель: Да их не всегда можно увидеть, эти человечки - непоседы, они прыгучие, непоседы, можно назвать их газообразные.

Воспитатель: Как вы дымаете на каком столе есть таките человечки? Молодцы! Конечно на 3 столе. Отгадали.

Воспитатель: (берет воздушный шарик) Как вы думаете, внутри шарика есть человечки?

Опыт «Воздушный шарик»

Попробуйте его немного сжать. Шарик хорошо сжимается? Вы чувствуете сопротивление? Что это значит?

Дети: Значит, там живут газообразные человечки.

Воспитатель: Вы знаете, что этих человечков можно услышать?

(сдувание воздушного шарика) - проводит воспитатель.

Мы слышим, как газообразные человечки, которые живут в воздухе убегают из шарика.

Воспитатель: Как вы думаете, воздушных человечков можно определить по запаху?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте попробуем определить по запаху вещества.

Угадайте по запаху, какие человечки здесь спрятались?

Первая банка: диски с духами.

Вторая банка: с чесноком.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Газообразных человечков можно увидеть в виде пара, дыма, облаков, но не всегда. Их можно услышать (шарик сдувается, определить по запаху.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

«К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился – весной»

Дети: ручей.

Воспитатель: Молодцы, отгадали. Ручеёк — это вода и она жидкая. Как вы думаете какие человечки живут в жидких веществах?

Дети: не очень дружные.

Воспитатель: Давайте покажем карточки.

Воспитатель: Вы правы, эти человечки живут в жидкостях и образуют жидкие вещества. Какие жидкие вещества вы знаете?

Дети: Сок, вода, чай, кисель, лимонад,молоко, кефир и т. д.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте убедимся, что в жидкостях живут эти человечки. Я вас приглашаю к столу.

Опыт (трубочка и вода)

Воспитатель: Давайте убедимся, что в воде живут не очень дружные человечки. Возьмите трубочку и попробуйте пройти ей сквозь воду.

Дети, взяв трубочку, пытаются пропустить ее сквозь жидкость.

Воспитатель: Если трубочка прошла сквозь воду, то значит, в воде живут какие человечки?

Дети: Не очень дружные. Жидкие.

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, могут ли жидкости сохранять свою форму. Сейчас вода у вас налита в стаканы. Какую она имеет форму?

Дети: вода имеет форму стакана.

Воспитатель: Что случится с водой, если мы перельем ее в другую емкость? Для этого нам понадобятся емкости разной формы. Попробуем перелить воду в разные емкости.

Воспитатель: Какую форму приняла вода в твоей емкости?

Дети отвечают.

Вывод: Жидкости могут принимать форму того сосуда, в который они налиты.

Предложить детям превратиться в капельку. И предложить капелькам рассказать свои истории.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе - фото

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут ли разные человечки жить в одном веществе?

Дети: нет.

Воспитатель: Я думаю, что могут. Не верите? Давайте убедимся в этом на опыте. Присаживайтесь и продолжим.

Берет банку с водой со стола.

Какие человечки живут в воде?

Дети: жидкие

Воспитатель: что произойдет с водой, если ее заморозить? Во что она превращается?

Дети: она превращается в лед

Воспитатель: (показывает лёд на тарелочке, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?

Дети: Зимой мороз, и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.

А сейчас мы с вами нагреем лед.

Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?

Дети: Когда лёд нагрелся, он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.

Воспитатель: Давайте попробуем нагреть воду (стакан с горячей водой) Что произошло с водой? Что произошло с человечками?

Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Стали газообразными. Ребята, а если над паром приложить зеркало, посмотрите,пар опять стал водой. Какие человечки теперь стали?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну что, вам понравилось быть учёными?

Воспитатель: Мы еще много раз будем встречаться с человечками и узнаем много интересного. Спасибо, что вы сегодня были внимательными и сообразительными.

Рефлексия: С детьми можно пройтись по группе и прекреплять человечков на разные предметы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами аппликации в старшей группе «Почтовые конверты»Конспект занятия по познавательному развитию с элементами аппликации в старшей группе «Почтовые конверты» Цель: Создать условия для развития познавательной деятельности. Задачи: *. Продолжать формировать умения у детей конструировать из бумаги.

Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты красавицы березы»Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты красавицы березы» Тема: «Секреты красавицы березы» Цель: Закреплять и уточнять знания детей о природе родного края, углублять знания о его богатствах. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Секреты маленьких человечков»
Опубликовано: 12 октября 2023 в 08:02
+248Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД