Елена Татаринова
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Секреты маленьких человечков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Цель: Формирование представлений старших дошкольников о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, их способности перехода из одного состояния в другое с помощью технологии ТРИЗ - «Моделирование маленькими человечками».
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять представления детей о твердых, жидких и газообразных веществах и их свойствах;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе „Секреты маленьких человечков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
2. Учить определять вещества по модели ММЧ.
3. Обобщить и закрепить знания детей о воде и ее агрегатных состояниях;
4. Активизировать и обогащать словарь детей (твёрдое, жидкое, газообразное).
Развивающие :
1. Развивать любознательность, познавательные интересы детей, формировать познавательные действия при проведении опытов.
2. Развивать мышление, зрительное внимание, воображение, фантазию детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
2. Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с технологией «ММЧ»- рассматривание моделей маленьких человечков,
- Дидактические игры «Узнай и назови» (по модели агрегатного состояния вещества дети должны определить вещество).
- Беседа с детьми о значении воды.
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой, сказки «Путешествие Капельки».
- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
- Дидактическая игра «Кому нужна вода».
- Проведение отдельных опытов с водой и предметами.
Материалы и оборудование: презентация ММЧ, карточки чс человечками. Оборудованная лаборатория тетушки совы.
1 стол: материалы из железа, дерева.
2 стол: трубочки в банке, вода в стаканчиках, сосуды разной формы; крахмальная вода, йод, масло растительное, спиртовка, лед, металлическая ложка. салфетки.
3 стол: воздушные шарики, две баночки с запахом духов и запахам чеснока.
Ход
Воспитатель: Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами, послушав сказку.
В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им нипочём, их трудно было разлучить.
Но вот однажды случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. Он захотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны.
Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали ссориться, их дружба стала рушиться и поэтому они стали держаться за руки не так крепко и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.
С тех пор эта страна из сказочной превратилась в обычную. И человечки стали жить среди нас - людей. Но они такими и остались: одни - дружными, другие - не очень, а третьи - сами по себе.
Давайте рассмотрим эти группы человечков. Первая группа – это человечки, которые крепко держатся за руки. Они так крепко держатся, что их ничто не может их разрушить или разлучить. А вы знаете, что человечки живут в разных веществах. Как вы думаете, в каких веществах живут дружные человечки?
Дети: в твердых веществах, которые нельзя сломать руками.
Воспитатель: Назовите предметы, в которых живут эти человечки?
Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т. д.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. Я вас приглашаю в свою лабораторию. Но для этого вам нужно переодеться.
Опыт : «Твердые предметы»
Воспитатель: что у нас лежит на столе?
Дети: болты и гайки
Воспитатель: Какие они?
Дети: они железные, деревянные.
Воспитатель: Возьмите железные предметы в руку. Попробуйте их согнуть, сломать. Можно ли их сломать руками?
Дети: нет
Воспитатель: Почему их нельзя сломать или согнуть?
Дети: потому что в них живут дружные человечки
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вещества, в которых живут дружные человечки трудно или нельзя сломать, или разрушить. Они хорошо сохраняют свою форму.
Ребята покажите карточки с дружными человечками.
Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе?
Дети: Совсем не дружные, газообразные
Воспитатель: Назовите газообразные вещества. Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети: Дым, пар,туман. Не всегда, но, можно, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.
Воспитатель: Да их не всегда можно увидеть, эти человечки - непоседы, они прыгучие, непоседы, можно назвать их газообразные.
Воспитатель: Как вы дымаете на каком столе есть таките человечки? Молодцы! Конечно на 3 столе. Отгадали.
Воспитатель: (берет воздушный шарик) Как вы думаете, внутри шарика есть человечки?
Опыт «Воздушный шарик»
Попробуйте его немного сжать. Шарик хорошо сжимается? Вы чувствуете сопротивление? Что это значит?
Дети: Значит, там живут газообразные человечки.
Воспитатель: Вы знаете, что этих человечков можно услышать?
(сдувание воздушного шарика) - проводит воспитатель.
Мы слышим, как газообразные человечки, которые живут в воздухе убегают из шарика.
Воспитатель: Как вы думаете, воздушных человечков можно определить по запаху?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте попробуем определить по запаху вещества.
Угадайте по запаху, какие человечки здесь спрятались?
Первая банка: диски с духами.
Вторая банка: с чесноком.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Газообразных человечков можно увидеть в виде пара, дыма, облаков, но не всегда. Их можно услышать (шарик сдувается, определить по запаху.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.
«К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился – весной»
Дети: ручей.
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Ручеёк — это вода и она жидкая. Как вы думаете какие человечки живут в жидких веществах?
Дети: не очень дружные.
Воспитатель: Давайте покажем карточки.
Воспитатель: Вы правы, эти человечки живут в жидкостях и образуют жидкие вещества. Какие жидкие вещества вы знаете?
Дети: Сок, вода, чай, кисель, лимонад,молоко, кефир и т. д.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте убедимся, что в жидкостях живут эти человечки. Я вас приглашаю к столу.
Опыт (трубочка и вода)
Воспитатель: Давайте убедимся, что в воде живут не очень дружные человечки. Возьмите трубочку и попробуйте пройти ей сквозь воду.
Дети, взяв трубочку, пытаются пропустить ее сквозь жидкость.
Воспитатель: Если трубочка прошла сквозь воду, то значит, в воде живут какие человечки?
Дети: Не очень дружные. Жидкие.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, могут ли жидкости сохранять свою форму. Сейчас вода у вас налита в стаканы. Какую она имеет форму?
Дети: вода имеет форму стакана.
Воспитатель: Что случится с водой, если мы перельем ее в другую емкость? Для этого нам понадобятся емкости разной формы. Попробуем перелить воду в разные емкости.
Воспитатель: Какую форму приняла вода в твоей емкости?
Дети отвечают.
Вывод: Жидкости могут принимать форму того сосуда, в который они налиты.
Предложить детям превратиться в капельку. И предложить капелькам рассказать свои истории.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут ли разные человечки жить в одном веществе?
Дети: нет.
Воспитатель: Я думаю, что могут. Не верите? Давайте убедимся в этом на опыте. Присаживайтесь и продолжим.
Берет банку с водой со стола.
Какие человечки живут в воде?
Дети: жидкие
Воспитатель: что произойдет с водой, если ее заморозить? Во что она превращается?
Дети: она превращается в лед
Воспитатель: (показывает лёд на тарелочке, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?
Дети: Зимой мороз, и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.
А сейчас мы с вами нагреем лед.
Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?
Дети: Когда лёд нагрелся, он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.
Воспитатель: Давайте попробуем нагреть воду (стакан с горячей водой) Что произошло с водой? Что произошло с человечками?
Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Стали газообразными. Ребята, а если над паром приложить зеркало, посмотрите,пар опять стал водой. Какие человечки теперь стали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что, вам понравилось быть учёными?
Воспитатель: Мы еще много раз будем встречаться с человечками и узнаем много интересного. Спасибо, что вы сегодня были внимательными и сообразительными.
Рефлексия: С детьми можно пройтись по группе и прекреплять человечков на разные предметы.