Конспект занятия в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе»

Ольга Пикалова
Конспект занятия в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе»

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Весеннее путешествие по экологической тропе»

Программные задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

- формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение.

- закрепить знания о представителях почвенной фауны –подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.

- показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

- помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в природе.

- закрепить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих.

- дополнить и систематизировать знания детей о том, что помогает птицам летать (опыт с бумажными голубями) .

- закрепить знания детей о первоцветах.

ОО «Речевое развитие»:

- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

- воспитывать любовь к природе с помощью стихов, пословиц, поговорок.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

- Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята! Вчера вечером в наш детский сад почтальон принёс письмо. А кто его прислал вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно (воспитатель загадывает загадку) .

Шагает красавица,

Легко земли касается

Идёт на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

Дети: Весна!

Воспитатель: Верно ребята, это добрая, тёплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились прислала нам схему маршрута нашего путешествия и приготовила для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Я вам предлагаю отправится пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо видны птицы и насекомые,можно внимательно рассмотреть мелкие детали: почки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)

Тогда в путь!

Ребята, посмотрите на небо и обратите внимание на облака. Какие они стали весной?

Дети: Небо становится светлым, высоким с белыми пушистыми облаками.

Ребёнок читает стихотворение:

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Воспитатель: Вот и первая остановка по нашей карте.

Это «Уголок нетронутых листьев».

Помните, осенью мы специально не очищали от листьев этот участок, чтобы весной увидеть, что же случилось с опавшими листьями. Давайте их рассмотрим. Как они изменились? Сколько их осталось? Давайте их потрогаем, понюхаем. Сравним с «осенним» засушенным листом.

(Обсуждаем с детьми все изменения, которые произошли с «весенними» листьями. Отметим, что осенью часть листьев съели, переработали дождевые черви).

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

Листья растут на деревьях, кустарнике, которые берут еду из земли. Потом листья опадают, перегнивают и снова возвращаются в почву тем самым сами кормят её, дают ей новую еду. Земля – почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают превращению листьев в почву многие подземные жители, например, наши знакомые дождевые черви.

Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы лучше запомнить, как происходит круговорот веществ в природе, поиграем. Игра так и называется «Круговорот веществ в природе».

Проводится командная игра-эстафета «Круговорот веществ в природе».

Материалы и оборудование: Пластиковые листья по количеству участников, столько же стаканчиков с землёй,4 шапочки: 2 с изображением червяка, 2 с изображением дерева, 4 маленьких обруча.

Ход игры: Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Воспитатель: Ребята, следующий пункт нашей весенней прогулки «Весёлый лужок». Весна сообщила, что для нас здесь спрятан сюрприз. Давайте поищем его.

(Около берёзки спрятана банка с дождевым червём и письмом. Дети находят письмо от дождевого червя. Воспитатель читает его) .

Письмо:

Здравствуйте!Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте дорогие друзья!» Но я боюсь, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Мы, дождевые червяки, заслуживаем уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья,Некоторым не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк», «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому, что это помогает нам ползать под землёй. Если бы мы не извивались, мы не могли бы ползать. Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости. С уважением, дождевой червь.

Воспитатель: Ребята! Вы хотите дружить с дождевым червём?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте с ним познакомимся.

Из банки достают дождевого червя. Дети рассматривают его. Наблюдают, как он ползёт. Трогают его. Замечают, что он влажный, что у него нет глаз, т. к. ему они не нужны. Вспоминают, какую пользу приносят черви.

Воспитатель: Давайте попробуем изобразить, как двигается дождевой червь. Дети показывают движения червяка. Потом отпускают червяка в выкопанную ямку.

Воспитатель: Ребята! А чем дышит червяк под землёй?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете,в какой почве ему легче дышать: в рыхлой или в утоптанной?

Дети: В рыхлой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Так как там воздуха больше.

Воспитатель: В этом мы можем убедиться на опыте.

Проводится опыт:

По две баночки с водой, кусочки земли (один рыхлый, мягкий; другой – плотный комок земли с тропинки).

Дети проводят эксперимент, опуская в баночки с водой сначала кусочек рыхлой земли, затем плотной. Пузырьков с воздухом больше выделяется из рыхлого кусочка.

Воспитатель: Как вы убедились,где можно обнаружить подземных жителей: под тропинками или на участках, которые люди не посещают?

Дети: Подземных жителей под тропинками меньше, т. к. там меньше воздуха и труднее дышать.

Воспитатель выслушивает предположения детей и обобщает их:

Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. Необходимо экологическиграмотно вести себя в природе: ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг.

Воспитатель: Ребята! Весна видит всё и слышит ваши высказывания. Мне кажется, она очень довольна вами. Не зря ведь она приготовила для вас ещё один сюрприз на «Полянке первоцветов».

Воспитатель: Вот она «Полянка первоцветов». Какие цветочки появились на ней?

Дети: крокусы, перелески, цикламены, калужница, подснежники

Воспитатель: Почему они называются подснежниками?

Дети: Потому, что это самые первые цветочки, которые пробиваются из-под земли даже тогда, когда не растаял снег.

Воспитатель: А какие ещё первоцветы вы знаете?

Дети: Мать и мачеха, ветреница, фиалки.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает и хочет рассказать стихи о первых цветочках?

Дети рассказывают стихи Е. Серовой «Подснежник», «Фиалка».

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что по некоторым первоцветам можно узнать, какая будет погода. Фиалка –отличный барометр: смотрит фиалка на мир весёлым фиолетовым глазком – значит, будет хорошая погода, а загрустит, поникнет, закроет цветок – погода испортится. Так же ведёт себя и ветреница. А вот калужница цветёт 2 раза в году: весной и осенью.

Воспитатель: Ребята, похоже, Весна очень быстро вступает в свои права. Скоро появятся насекомые. А некоторые уже проснулись! Давайте представим, что к вам на пальчик села божья коровка.

Психофизический этюд «Божья коровка».

Воспитатель: Ребята! Вот и последняя остановка в нашем путешествии – «Птичья столовая». Что вы можете сказать, наблюдая за птицами у кормушки?

Дети: Птиц у кормушки стало меньше. Потому что у птиц появился дополнительный корм – насекомые, зелёная травка.

Воспитатель: Что вы можете сказать о птицах?

Дети: Некоторые птицы возвращаются с юга.

Воспитатель:Отгадайте загадку:

Всех перелётных птиц черней

Враг личинок, друг полей

Взад, вперёд по пашням вскачь

А зовётся птица (грач) .

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о грачах?

Дети: Это самые первые перелётные птицы, которые появляются у нас.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что на Руси люди праздновали день перелёта птиц. Этот день отмечали 21 марта. Пекли сладкие вкусные булочки «жаворонков». Дети очень любили этот праздник и с нетерпением ждали его. Ребята! Какие ещё (кроме грачей) птицы прилетают с юга?

Дети: называют.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру

«Зимующие и перелётные птицы».

Воспитатель раскладывает картинки птиц.Дети собирают: у кормушки – зимующих, у берёзы – перелётных.

Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?

Дети: Потому, что есть нечего, насекомых нет.

Воспитатель: Представляете ребята, какие перелёты совершают птицы по воздуху! С помощью чего птицы могут летать?

Дети: Крылья и хвост.

Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже самая маленькая птичка становится широкой и может опираться о воздух. На земле раскрытые крылья и хвост ей мешают, и она их складывает.

Наблюдаем за полётом бумажных голубей. Одному из них склеиваем крылья и наблюдаем за падением.

Воспитатель: Ребята, на нашей лесной полянке, очень много деревьев. Представим на минутку, что вы птички.

Игра: «Раз, два, три, к тополю лети».

Воспитатель: Молодцы ребята. Деревья ещё не покрылись листвой. Как же вы их отличали друг от друга?

Дети: По стволу, по коре, по веткам.

Воспитатель: Ребята! Я вижу, что вы настоящие знатоки природы. Ведь человек не может отдельно жить от природы. Мы с вами часть природы. Недаром люди подмечали, что поведение животных и птиц связано с сезонными изменениями в природе. Они придумали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют поговорки, пословицы о весне и весенние приметы.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня. Она будет очень рада послушать

стихотворение Е. Каргановой «Гимн природе».

Публикации по теме:

«Путешествие по экологической тропе» «Путешествие по экологической тропе» Цель: формирование представлений и элементарных знаний об экологии, анализ позитивного опыта по взаимодействию.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Путешествие по экологической тропе «Наши друзья — деревья» Образовательная область – речевое развитие Интегрируемые области – физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное.

Конспект НОД «Путешествие по летней экологической тропе» Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность. Задачи: Обучающие: Закрепить.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе» Основная образовательная область «Познание».

Конспект развлечения «Путешествие по экологической тропе» в подготовительной группе Конспект развлечения «Путешествие по экологической тропе» в подготовительной группе Составила: Минниахметова Гульнара Табрисовна, воспитатель.

«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия по экологии в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ» Цель: 1. Систематизировать представления детей.

Игра-путешествие по экологической тропе «Экологический квест» Образовательная область «Познавательное развитие» Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа Тема: «Экологический квест».

План-конспект занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Листопад» Цель:Продолжать формировать интерес у детей к природе. Задачи: Уточнить знания у детей о природном явлении листопаде, совершенствовать навыки.

Проект летней оздоровительной работы в старшей группе «Путешествие по экологической тропе» Проект летней оздоровительной работы в старшей группе «Путешествие по экологической тропе». Цель: создать в детском саду благоприятные условия.

Путешествие по экологической тропе. Конспект занятия «Покормите птиц зимой» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 21:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Детский мастер-класс по объёмной аппликации с использованием крупы и соли «Заюшкина...
Данный мастер-класс будет интересен педагогам, творческим людям, детям дошкольного возраста. Назначение : украшение групповой комнаты, иллюстрация к...
Спортивное развлечение «Потерянные новогодние игрушки» для детей младшего возраста
Цель: Создать праздничное настроение у детей, закрепить умения и навыки, приобретенные на НОД по физкультуре, вызвать радостное эмоциональное состояние...
Участие в создании образовательной среды на территории детского сада
Я, как педагог, занимаю активную жизненную гражданскую позицию, являюсь участником творческой группы по созданию образовательной среды на территории детского...