Конспект занятия в подготовительной группе «Времена года, дни недели»

Ирина Сидорина
Конспект занятия в подготовительной группе «Времена года, дни недели»

Цели:

-Знакомство детей с разными видами календарей;

-Закреплять представления детей о характерных особенностях разных времён года, днейнедели, последовательности месяцев в году, понятии “круглый год”;

-Закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.

-Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Демонстрационный материал: разные виды календарей (отрывной, карманный, перекидной, настенный);модель дней недели в виде круга в виде радуги; модель года с выраженными временами года, месяцами. Аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (осень,зима, весна, лето); снежинки из бумаги на каждого ребёнка; чудесный мешочек с овощами и фруктами.

Ход занятия:

Воспитатель:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель:

Мы отправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы) Присаживайтесь на ковёр-самолёт, мы отправляемся с вами в путешествие.

Загадка:

Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом. (Дни недели)

-Ребята как называется промежуток времени, состоящий из 7суток? (неделя)

-Назовите дни недели по порядку?

-Как называется первый день недели, пятый, шестой?

-В какие дни недели мы ходим в детский сад?

-Какой день недели между четвергом и субботой?

-Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели они приехали?

(ответы детей)

Воспитатель:(дети подходят к календарю)

-Сегодня я вас познакомлю с календарем (модель календаря)

-Какой формы этот календарь (он круглый)

-.А. как вы думаете почему он такой формы (Времена года сменяют друг друга и образуют круг)

- Скажите, какими цветами раскрашен этот календарь (синим, зеленым, красным и желтым)

-Что они означают (времена года)

На нашем календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

-Знаете ли вы, ребята в какое время года заканчивается год?

-Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете почему (потому что в каждом времени года три месяца)

-Назовите самые холодные зимние месяцы? А теперь подскажите, какие самые жаркие месяцы?

Сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку.

Наше путешествие продолжается, присаживайтесь на ковер-самолет, закрывайте глазки.

1 остановка

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает (осень)

Проекция слайд - осенних пейзажей

Дети передвигают стрелку на календаре

- Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Игра: «Зимующие и перелетные».

Дети заполняют макет дерева «Времена года»(осень)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковёр-самолёт. Закрываем глазки.

2 остановка:

Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Проекция слайд - зимних пейзажей

. Дети передвигают стрелку на календаре.

.Воспитатель:

-Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- давайте вспомним, а какая зима бывает?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.)

-Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Дети заполняют макет дерева «Времена года» (зима)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза

3 остановка:

Прошла зима, а за нею

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Весна.)

Проекция слайд - весенних пейзажей.

Зрительная гимнастика:

Воспитатель:

- Какая весна в нашем городе?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.).

- Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)

- Назовите весенние месяцы?

(март, апрель, май)

- Кто весну на крыльях приносит? (птицы.)

- Как называются эти птицы? (перелетные)

Дети заполняют макет дерева «Времена года» (весна)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза.

4 остановка: Весна пройдет, а за нею…

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето)

Дети передвигают стрелку на календаре.

- Давайте вспомним, а какое лето?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

- Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)

Дети заполняют макет дерева «Времена года» (лето)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Итог занятия:

Ребята вот видите как мы много знаем о временах года, давайте ещё раз вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили.

Викторина: Времена года

1. Что наступает после зимы? (Весна) 2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)

3. Самое жаркое время года. (Лето) 4. Самый короткий месяц в году. (Февраль)

5. Снежное время года. (Зима) 6. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)

8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)

9. Кто всю зиму спит? (Медведи, ежи) 10. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)

11. Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)

12. Самый первый месяц года. (Январь)

Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие по планетам времени»

Цель: совершенствовать знания детей о временных представлениях.

Задачи:

Обучающие задачи.

Формировать представления о последовательности частей суток, дней недели, времен года и правильно их называть.

Формировать умение связывать названия частей суток, дней недели, времен года не только с конкретным содержанием деятельности детей, но и с более объективным показателем времени- природным изменением.

Закреплять умение детей делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Закреплять названия частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»; дней недели: «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота», «воскресение»; времени года: «зима», «весна», «лето», «осень».

Закреплять и углублять представления о таких временных отрезках времени как: «утро», «день», «вечер», «ночь».

Совершенствовать умение у детей работать с картинками-моделями.

Закрепление порядкового счета в пределах 10.

Формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который», «Какой» и правильно отвечать на них.

Развивающие задачи.

Развивать у детей речь, точно и четко отвечать на поставленные вопросы.

Развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, мелко-моторные навыки у детей.

Закреплять понятия ДО и ПОСЛЕ.

Развивать умение отгадывать загадки.

Побуждать доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать самоконтроль детей.

Активизация словаря:

утро, день, вечер, ночь, части суток, дни недели, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, времена года, зима, весна, лето, осень.

Вспомогательный материал:

Загадки о частях суток, неделе, временах года.

Карточки – модели частей суток для детей (раздаточный материал, и демонстрационный материал.

Фланелеграф.

Шерстяные ниточки.

Карточки – модели дней недели для детей (раздаточный материал, и демонстрационный материал.

Модель недели в виде «Гусенички».

Домики дней недели, Буратино – картинка.

Музыкальное сопровождение.

Ход НОД.

Восп. Дорогие, ребята, сегодня на занятии я вас приглашаю совершить путешествие во времени. Вы хотите? Не боитесь? (звучит музыка). Дружно за руки возьмитесь, влево, вправо повернитесь, все друг другу улыбнитесь,скажем: утро, день, вечер, ночь – время мчись скорее прочь!

Восп. Ой, а куда это мы попали. Что же это за планета? (высказывания детей).

А чтобы нам узнать ее название, нужно отгадать загадки.

Это время нам знакомо,

Это время для подъема.

На зарядку как зайчатки

По утрам бегут ребятки.

Умывайтесь, не ленитесь

Чистым завтракать садитесь.

Что же это за время?

Восп. Совершенно верно, это утро.Вот и следующая загадка:

Это время для обеда,

Значит нам за стол пора,

Прекращается беседа,

Прекращается игра.

Просит Ванечка,Катюша:

«Дайте супа нам покушать»

Что же это за время?

Восп. Молодцы. А попробуйте отгадать эту загадку.

Это время нам дано,

Для веселья и кино,

Для катанья на коне,

И на папиной спине.

Бабушка стихи прочтет

Мама ужинать зовет.

Что же это за время?

Восп. Очень хорошо. Вот и последняя загадка.

Это время, время сна,

Спит за окнами сосна,

Спит пескарь на дне ночном,

Спит медведь в краю лесном.

Сладкий сон сморил ребят

Лишь часы – тик-так- не спят.

Что же это за время?

Восп. Ребята,а как одним словом назвать: утро, день, вечер, ночь?

Восп. Совершенно верно, эта планета так и называется «Части суток».

Восп. Ребята, а каким бы цветом, вы обозначили время суток «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»? Почему?

Восп. Я вам предлагаю сыграть в игру «Части суток», вы согласны.

Восп. Я буду читать вам стихи, а вы мне должны показать с помощью цветных карточек, которые находятся у вас на столе, о каком времени суток идет речь в стихотворении. И так будьте внимательны.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Случится в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше –

Присядь попробуй на пенек,

Не торопись…Послушай.

Вот уже вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве.

Плакали ночью

Желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены.

Встала прямо не узнать

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже волосы причесать

Сама не поленилась.

Да и вам дорогие дети

Спать не следует при свете.

Для того, чтоб видеть сны –

Лампы вовсе не нужны.

Встала бабка снеговая в белом зипуне,

Но темнеет, вот досада- гаснет свет зари!

По домам ребята надо, что не говори!

Восп. Ну, что же, ребята, потрудились мы на планете «Частей суток» немало, я предлагаю продолжить вам путешествие дальше. (звучит музыка).

Все ребятки дружно сели

К планете новой полетели.

Восп. Интересно, как эта планета называется?

(высказывания детей).

Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете название планеты.

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Братцы ходят друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний.

Дети. Это дни недели.

Восп. Совершенно верно, эта планета так и называется «Дни недели».

Восп. А сколько здесь интересных игр, хотите в них поиграть?

Восп. Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Собери недельку».

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе перед детьми модель недельки в виде «Гусенички». Каждая часть тела гусенички соответствует дню недели. Предложить детям назвать дни недели, сосчитать их. Затем, просит детей закрыть глаза. В это время, воспитатель меняет местами «дни недели», или убирает 1 день недели и предлагает детям собрать правильно «Гусеничку-недельку».

Восп. А у меня есть еще одна интересная игра, «Помоги найти дорогу!»

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе домики дней недели, картинку Буратино и просит помочь детей указать дорожку Буратино с помощью ниточки к домику где живет «Среда или др. день недели».

Восп. Ох и трудные задания на этой планете. Я предлагаю вам отдохнуть, набраться сил перед полетом на следующую последнюю планету.

Дети выходят, встают кто где хочет.

Физкультминутка.

В понедельник я купался,

(Имитируется купание)

А во вторник рисовал,

(Имитируется рисование)

В среду долго умывался,

(Имитируется умывание лица)

А в четверг – в футбол играл.

(Бег на месте)

В пятницу – я прыгал, бегал.

(Прыжки на месте)

Очень долго танцевал

(Кружиться на месте)

А в субботу, в воскресенье

(Хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(Дети сидят на корточках, руки под щеку –засыпают).

Восп. Ну, что ж, сил набрались? Тогда вперед к следующей планете. Садитесь,закрывайте глазки: (звучит музыка)

И летом и зимой,

И осенью и весной

Время быстро идет -

И проходит целый год!

Вот мы с вами и попали еще на одну неизвестную планету. А узнать ее название нам помогут конечно загадки.

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(Зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

Подснежник расцветает

Когда это бывает?

(Весной).

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(Летом)

Несу я урожай,

Поляну вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек

Я …. (Осень).

Восп. Ребята, скажите пожалуйста, как можно назвать осень, лето, зима, весна по другому?

Дети. Времена года.

Восп. Совершенно верно, и эта планета называется «Времена года».

Сколько времен года вам известно? Назовите их.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Назови соседей».

Воспитатель называет время года, а ребенок называет время года до и после указанного.

Восп. А вот следующая игра называется «Это бывает…»

Воспитатель называет детям время года, а дети называют природные явления этого времени года.

Восп. А в игре «Бывает-небывает», вам, ребята, нужно быть особенно внимательными.

Воспитатель рассказывает детям, что он делает в указанное время года, нарочно допуская ошибки, дети должны фиксировать ошибки звоночком.

Летом я: загораю, купаюсь, катаюсь на лыжах, играю в песке, леплю снеговика, хожу в шортах., отмечаю праздник «День защитника Отечества», собираю в лесу землянику.

Осенью я: собираю опавшие листья, выкапываю картошку в огороде, встречаю Новый год, хожу в лес за грибами, вешаю скворечники, хожу в валенках.

Весной я: снимаю теплую одежду, встречаю перелетных птиц, купаюсь в речке, сажаю рассаду в огороде, собираю в лесу подснежники, заготавливаю на зиму овощи.

Зимой я: катаюсь на коньках, катаюсь на лыжах, загораю, чищу дорожки от снега,, отмечаю женский праздник 8 Марта, играю в снежки, катаюсь с горы на ледянке, собираю в лесу ягоды и грибы, жду в гости Деда Мороза.

Восп. Вот и последняя игра она называется «Каждой вещи – свое время

Воспитатель предлагает детям соотнести картинки с предметами, к схемам времен года, котором они соответствуют.

Восп. Ай, да молодцы, вы были очень внимательными. (воспитатель смотрит на время). Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)

1,2,3, - в детский сад скорей лети!

Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии.

Вопросы к детям:

Сколько всего планет мы посетили?

Как называются эти планеты?

О каких частях суток вам были загаданы загадки?

Сколько всего дней недели вам известно?

Какие ваши любимые дни недели? Почему?

Назовите самое холодное время года? А какие вам еще известны времена года?

А теперь, посмотрите, как по вам соскучились ваши игрушки. Они ждут не дождутся, когда вы с ними будете играть.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» Цель игры: достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей по формированию целостной картины.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Времена года» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники " Времена года" в подготовительной группе Цель: Обобщать представления детей.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Времена года» Цель: закрепить основные признаки времени года. Задачи: 1)Учить детей отвечать на поставленные вопросы. Способствовать обогащению знаний.

Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе «Времена года» Цель: Показать красоту окружающего мира природы, отражающуюся в творчестве Задачи: - Расширять знания детей о музыке - Познакомить с творчеством.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Времена года: зима»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Времена года: зима» Цель: средствами изобразительного искусства расширять и уточнять представления детей об особенностях зимы: сказочная, волшебная, пушистая,.

Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Времена года» Тема: «Времена года». Цель:1. Понимать и оценивать природные явления, их влияния на эмоциональное состояние человека. 2. Передавать свое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» Программное содержание: Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение». Составлять предложения по схеме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Времена года» Программное содержание: Закрепить умение детей различать понятия «звуки»,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Времена года, дни недели»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 13:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ: Сидим дома с пользой

Cитуация всеобщего карантина, которую мы с вами сейчас переживаем, – неслыханная и непривычная.И детям, и взрослым непросто приспособиться к этой обстановке: ведь она изменила весь привычный уклад их...

7 апреля. День рождения Рунета

Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу: интернет пришёл в нашу с вами жизнь в начале 2000-х. Работал он через домашний телефон: когда ты сидишь в интернете, дозвониться до тебя невозможно. Если...

Видео и сценарий развлечения для детей средней группы «Посвящение в Эколят-дошколят»
Цель: посвящение дошкольников в Эколята – юных защитников природы. Задачи: Образовательные -способствовать развитию у дошкольников...
Ручной труд «Божья коровка». Рисуем, вырезаем и не только…
Ручной труд «Божья коровка» . Рисуем, вырезаем и не только… Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна , воспитатель, ГБОУ Школа №1503 Описание материала: Данный...
Мастер-класс по изготовлению коллективной работы «Тюльпаны» в технике «объемная...
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по изготовлению коллективной работы "Тюльпаны"....