Галина Ежелая
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слово. Предложение. В поисках Золотого Ключика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Слово. Предложение. В поисках Золотого Ключика».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Слово, Предложение, В поисках Золотого Ключика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Программное содержание : продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением; совершенствовать знания детей по структуре предложений; содействовать активному использованию детьми разного типа простых предложений (распространенное, нераспространенное); формировать умение составлять схему 3-х составных предложений; формировать элементарное осознание языковой действительности (грамматической, синтаксической: составление простых предложений).
Оборудование: белочка (игрушка, мольберт, фланелеграф, картина и изображением лисы, осенние листочки, искусственные ели, ключ, книга.
Раздаточный материал: карточки для выкладывания схем предложения.
Предварительная работа : работа по усвоению термина «слово», предложение», составление схем предложений из 2-3-х слов.
Ход занятия:
1. Организация занятия : дети сидят на стульчиках полукругом.
2. Сюрпризный момент: появляется Точка.
Здравствуйте, ребята! Я - Точка, у меня случилась беда: я вышла из страны знаний, а злой Карабас-Барабас закрыл ворота на замок и спрятал ключ. И пока я не узнаю, что такое «слово» и что такое «предложение», он не отдаст мне ключ от ворот.
-Вы поможете мне? (Ответы детей). Но Карабас очень коварный, ключ спрятал надежно и, чтобы его отыскать, вам нужно преодолеть трудный путь и справиться со сложными заданиями. Наш путь будет лежать через осенний лес, а листочки подскажут дорогу.
Воспитатель: Ну, что, ж, Точка, мы конечно же поможем тебе и вместе отправимся искать ключ от страны знаний. А чтобы попасть в лес, нужно сказать волшебные слова : 1, 2, покружись, в лесу осеннем очутись.
3. Повторение и закрепление понятия «слово» :
Воспитатель: А вот и первый листочек. (Стоит елка,на ней сидит белочка).
-Посмотрите, кто это? (Белка)
-Что мы сейчас с вами сказали? (Мы сказали слово-белка). -Что делает белка? (Сидит).
-Какое слово сейчас сказали? (Мы сказали слово-сидит). -Какая белка? (Рыжая).
- А сейчас что вы сказали? (Мы сказали слово-рыжая).
-Вот сколько много слов мы сейчас сказали с вами. Словами мы называем все то, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас и с нами, каждое слово что-то обозначает. Наша речь состоит из слов.
4. Составление предложений. Игра «Живые слова».
-Отправимся с вами дальше, здесь снова листочек. Теперь Карабас хочет, чтобы вы отгадали загадку, послушайте ее внимательно:
Летом ходит без дороги мимо сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь).
Да, это медведь или мишка. Какое слово сейчас сказали? (Мишка).
-А что делает мишка, когда бывает очень злой? (Рычит).
- А сейчас какое сказали слово? (Рычит).
-Теперь, ребята, составьте, пожалуйста предложение о мишке из этих слов. (Дети составляют предложение : Мишка рычит.)
-Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении два слова).
-А теперь скажите, какой мишка? (Косолапый).
-Какое теперь предложение можно составить? (Косолапый мишка рычит).
-Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова).
-Какое первое слово; второе/третье? (Ответы детей).
-Предложения состоят из слов и мы должны понимать, что говорится в предложении. А сейчас составим предложения из живых слов. (Точка находит свое место в предложении).
Игра «Живые слова»
-Даже если слова в предложении поменять местами, то все равно в нем будет говориться о мишке.
-Ну что, Точка, теперь тебе понятно для чего нужны нам слова?
-А из чего состоят предложения?
5. Составление предложения по картине из 3-х слов. Выкладывание схемы предложения.
-Смотрите, ребятки, мы очутились с вами на лесной полянке, а вот и листочек, посмотрим, что на этот раз приготовил для нас Карабас.
-Нужно составить предложение по картине из трех слов.
-Какие предложения у вас получились? (Ответы детей).
-А теперь составьте схему этого предложения. (Один ребенок составляет схему своего предложения на фланелеграфе, остальные дети- на своих местах. Затем прошу детей проверить правильность выполнения задания. 2-3 детей прошу прочитать предложение по схеме).
-Назовите, сколько слов в предложении. Какое первое, второе, последнее слово? Как на схеме обозначено первое слово? (Уголком, потому что предложение начинается с большой буквы).
-Что стоит в конце предложения? (В конце предложения стоит точка).
6. Игра с мячом «Составь предложение».
-Молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем. Мячик прыгать мы заставим - предложения составим. (Бросаю мяч детям, произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»). Ребенок:, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
7. Итог занятия.
-Ну, вот, вроде бы все задания Карабаса мы выполнили, а ключ от ворот в страну знаний так и не нашли, неужели мы так и не сможем помочь Точке? Подхожу к накрытому мольберту. -Что это? (Книга)
-Правильно, книга-это источник знаний, написана она с помощью предложений. Каждое предложение начинается с большой буквы, а в конце стоит точка.
-Здесь есть потайной карманчик, посмотрим, что в нем. А вот ключ, который поможет тебе, Точка вернуться в свою страну, но прежде чем отдать тебе его, скажи что ты узнала сегодня о слове и предложении? (Ответ Точки).
Точка благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, кому мы помогли сегодня с вами? -Все вы сегодня были большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!
-А теперь нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад, произнесем волшебные слова, чтобы оказаться в садике:
1, 2, покружись, в садике вновь очутись.
Дети присаживаются на свои места. Занятие окончено.