Надежда Новикова
Конспект занятия в средней группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дикие животные весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: Презентация PowerPoint, подарочная коробка, раскраска из тетради №2 Нищевой Н. В. (по теме «Дикие животные весной») на каждого ребенка, контейнеры с простыми и цветными карандашами, предметные картинки лисы, медведя и белки, небольшой мяч, игровое поле на каждого ребенка к игре «Не ошибись!» с фишками «ёлочки», наклейки.
Публикация «Конспект занятия в средней группе для детей с ОВЗ (ТНР) „Дикие животные весной“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дикие животные весной
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, образование и употребление предложно-падежных конструкций).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, совершенствование фонематических представлений, памяти, слоговой структуры слова, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. ]
Дети проходят в кабинет и встают перед сенсорной панелью, на экране которой изображен весенний лес.
Л. : Ребята, что вы видите на экране? Начните свой ответ со слов «Мы видим» (Мы видим лес).
Л. : Какое время года изображено? (Весна)
Л. : Как вы догадались? (Тает снег, бегут ручьи, растут подснежники)
Л. : Молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Нас уже там кое-кто ждет. Вы готовы к путешествию? (Да).
Основная часть
Логопед щелкает по экрану и появляется картинка дерева с дуплом на фоне весеннего леса. Из дупла на детей смотрят моргающие глаза на темном фоне.
Голос из дупла: Здравствуйте, ребята! Я пушистый маленький зверек, по деревьям прыг да скок. Вы догадались, кто я? (Белка)
Белка: Молодцы. (На экране появляется белочка). Я очень люблю загадывать загадки своим детишкам - бельчатам. Попробуйте и вы их отгадать.
Упражнение «Отгадай-ка»
[Развитие речевого слуха, расширение пассивного словаря прилагательных. ]
Он живет в лесу густом.
Коричневый, лохматый,
Большой и косолапый. Кто это? (Медведь)
Б. : Правильно.
Серый, зубастый, сердитый и злой
По лесу рыщет, зайцев ищет. (Волк)
Б. : Молодцы.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее - … (лиса).
Б. : Хорошо, а теперь моя последняя загадка.
Говорят, что он косой,
Говорят, что он босой,
Длинноухий, маленький
Быстрый, да удаленький.
Летом был он серый, А зимою - белый.
Зубками во бору Сгрыз с деревьев всю кору! (Заяц)
Б. : Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с моим заданием, получите от меня подарок. (В подарочной коробке лежат пластиковые конверты с кнопками, внутри которых раскраски с изображением диких животных и их детенышей.) Логопед приглашает детей за столы.
Л. : Ребята, садитесь за стол. (На столах заранее приготовлены контейнеры с карандашами. Логопед раздает каждому ребенку по конверту). Откройте свои конверты и достаньте то, что прислала вам белочка.
Работа с раскраской.
[Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах и существительных с суффиксами -онок, -енок).]
Л. : А теперь расскажите, каких животных и детенышей вы видите у себя на листочке. (Мы видим медведя и лису, медвежонка и лисенка).
Л. : Верно. Возьмите простой карандаш и обведите медведя и лису, а потом раскрасьте животных и их детенышей. Какие карандаши вам для этого нужны? (Нам нужны коричневый и оранжевый карандаши. Медведь и медвежонок коричневые. Лиса и лисенок рыжие).
Л. : Правильно. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь, следит за правильностью посадки и постановкой руки, а затем предлагает детям оценить работу друг друга, выбрать лучшую работу.
Л. : Вы молодцы. Белочка для каждого из вас приготовила награду в виде наклеек. Логопед раздает наклейки, дети их приклеивают на свои листочки. Теперь детеныши волшебного леса хотят поиграть с вами в прятки. Попробуйте их отыскать.
Игра «Найдем детенышей».
[Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах и существительных с суффиксами -онок, -енок). Развитие связной речи. ]
Дети снова подходят к экрану сенсорной панели и начинают искать животных.
1 ребенок. Я нашел медвежонка. Он спрятался за елочкой.
2 ребенок. Я вижу зайчонка. Он сидит в травке.
3 ребенок. Я нашла ежонка. Он сидит за пеньком.
4-й ребенок. Я вижу бельчонка. Он сидит на елке.
Л. : Молодцы. Вы были очень внимательными, нашли всех детенышей и правильно рассказали о том, где они спрятались.
Физкультминутка «Белочка»
[Развитие общей моторики, чувства ритма]
Ребята, белочка предлагает вам отдохнуть под музыку. Повторяйте за ней движения (На экране появляется белочка, ребята с логопедом повторяют за ней движения под музыку).
Игра с мячом «Кто лишний?»
[Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи, ловкости. ]
Логопед достает из подарочной коробки мяч.
Л. : А теперь белочка хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду перечислять названия детенышей, и бросать мяч одному из вас. Тот, кто поймает мяч, должен решить, кто из них лишний и почему и вернуть мне мяч обратно.
Логопед бросает мяч первому ребенку: Медвежонок, котенок, зайчонок, волчонок. Кто лишний? (Лишний котёнок. Он живет дома. А медвежонок, зайчонок и волчонок живут в лесу).
Л. : Волчонок, зайчонок, лисенок, ежонок. Кто лишний? Вспомни о цвете этих детенышей. (Лишний лисенок. Он рыжий. А все остальные — серые).
Л. : Ежонок, лосёнок, белка, барсучонок. Кто лишний? (Лишняя – белка. Это взрослое животное, а все остальные – детеныши).
Л. : Волчонок, ежонок, лисенок, зайчонок. Кто лишний? Вспомните, чем покрыто тело этих животных. (Лишний ежонок – его тело покрыто колючками. А у волчонка, лисенка и зайчонка – шерстью).
Игра «Повтори за мной».
[Работа над слоговой структурой двусложных слов. ]
Логопед предлагает детям сесть на стульчики и достает очередное задание белочки.
Л. : Белочка хочет, чтобы вы прохлопали слова-названия диких животных. (Прикрепляет на магнитную доску предметные картинки и прохлопывает слова вместе с детьми.)
Логопед и дети. Ли-са, мед-ведь, бел-ка.
Логопед. А теперь повторяйте за мной. Лиса живет в норе. (Лиса живет в норе).
Логопед. Медведь сосет лапу. (Медведь сосет лапу).
Логопед. Белка грызет орех. (Белка грызет орех).
Логопед. Молодцы! Очень хорошо.
Игра «Не ошибись!»
[Совершенствование фонематических представлений. Развитие мышления, памяти. ]
Логопед приглашает детей за стол и раздает каждому из них игровое поле, ставит контейнер с фишками (елочками). На игровом поле не менее 12 предметных картинок (сом, сова, сыр, сумка, лиса, заяц, зубы, козы, ваза, замок, медведь, белка).
Л. : Белочка приготовила для вас еще одну игру. Она называется «Не ошибись!» На игровом поле вы видите много картинок. Вы должны назвать и закрыть елочками (фишками) только те картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [з].
Дети по очереди называют картинки и закрывают их фишками. Логопед следит за правильностью произношения.
Л. : Молодцы. Вы закрыли все картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [з]. А теперь скажите, какие картинки вы не закрыли. (Медведя и белку).
Л. : Кто это такие? (Это дикие животные).
Л. : Есть ли картинки с изображениями диких животных под фишками? (Да. Лиса и заяц).
Л. : Отлично. А можете ли вы вспомнить, как называются детеныши этих животных? (лисята, зайчата).
Итог занятия.
Л. : Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес. Вам понравились задания белочки? Что вам понравилось больше всего?
Используемая литература:
1. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4 – 5 лет с ОНР. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.- 263 с.
2. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в средней группе. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.
4. Нищева Н. В. Тетрадь №2 для средней логопедической группы детского сада (1-й год обучения)/ Худ. И. Ф. Дукк. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 32 с.