Нина Степанова
Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «И всё о той войне»
▼ Скачать + Заказать документы
I этап НОД. Организационный.
Задачи:
- актуализировать внимание на педагоге, в военной одежде
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик
Приветствие.
Педагог встречает детей в зале.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите сколько гостей сегодня здесь. Меня зовут Нина Николаевна, а как вас зовут, я прочитаю на бейджиках.
1. Упражнение «Доброе утро»
- Ребята давайте настроимся на интересную работу и встанем в круг.
- Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
И улыбнемся нашим гостям!
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию „И всё о той войне“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
II этап НОД. Мотивационный.
Задачи: вызвать интерес у детей к теме войны через показ музыкально-слайдовой композиции «Мой прадедушка».
2. Показ музыкально-слайдовой композиции «Мой прадедушка».
- Садитесь на стульчики. Ребята, я предлагаю вам посмотреть иллюстрации и внимательно послушать слова песни, которая сейчас прозвучит.
3. Беседа по просмотренному материалу.
-Ребята, скажите, о чём пел мальчик?
-Кого защищал прадедушка?
-Кто победил в этой войне?
Звучит фрагмент песни «День победы»
- В 1941 году враги напали на нашу страну, чтобы забрать богатые земли нашей Родины. А наши деды, прадеды отважно сражались, защищая своих детей и жен, защищая нашу Родину. Много людей тогда погибло на поле боя, но победа была за нами! Потому что на борьбу с врагом встал весь народ от мала до велика мужчины и женщины и даже дети…
• Помогали все как могли. Дети и женщины у станков изготавливали…., шили, вязали теплую одежду, собирали грибы, ягоды, отправляя посылки солдатам с необходимыми вещами и продуктами. Ухаживали за ранеными бойцами. Всем было нелегко в военное время… Еды было мало. Людям выдавались пайки – один кусок хлеба за целый день! Для взрослых побольше, для детей – поменьше.
III этап. Практический.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию познавательных процессов, развитию речи, мелкой и крупной моторики у детей;
- способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательная задача :
- способствовать воспитанию уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- способствовать развитию доброжелательного отношения к людям, находящимся в сложной жизненной ситуации и оказывать посильную помощь.
Обучающие задачи:
-дать представление о том, как и из каких продуктов, готовилась солдатская каша;
- научить изготавливать крупеничку (мешочек с зерном).
4. Дидактическая игра «Разложи картинки»
- Подойдите к столу, рассмотрите картинки, пусть каждый выберет себе картинку и подойдет к доске. Если ваша картинка относится к теме войны, прикрепите под обозначением «Танк», если к мирному времени «Солнышко»
5. Игровой момент «Путешествие во времени»
- Для этого мы отправимся в путешествие в те военные года. Одним из атрибутов военной формы был головной убор – пилотка.
(Педагог раздает пилотки)
-А отправимся под маршевую музыку, как солдаты.
(Звучит марш «Свиридова»).
-Построились друг за другом, вперед, за мной, шагом марш.
6. Словарная работа «Понятие – «Землянка»
Педагог предлагает сесть детям у «костра» на модули имитирующие бревна около «Землянки»
(На экране слайд – изображение землянки и фоновая музыка «Землянка» - минусовка).
- Ребята, вот мы и очутились в лесу у костра в землянке. •Землянка – это жилище, в котором скрывались солдаты от врагов в перерывах между схватками-боями. Вырытая в земле яма, обложенная бревнами, а сверху закиданная ветками для маскировки. Здесь солдаты могли немного отдохнуть. Приготовить любимое блюдо – солдатскую перловую кашу.
Война…Печальнее нет слова.
Война…Священнее нет слова.
(Звучит фрагмент песни «Священная война»)
- Вот так под эту песню уходил на войну наш народ, чтобы защитить любимую Родину от врагов.
(Слайд – изображение солдат, у ходящих на войну)
- Много горя принесла эта война, особенно страдали дети.
- Посмотрите на эти фотографии. Кто изображён на них?
- Какое настроение у детей?
- Как вы думаете почему?
- Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
И детство изувечено серьё зно:
Страдали тяжко дети от войны.
- Подойдите пожалуйста к столу. Здесь разложены картинки.
- Сейчас каждый из вас возьмёт картинку и прикрепит на ту доску, куда относится картинка. Посмотрите, что изображено на этой доске, а на этой?
- Как вы думаете почему солнышко, почему танк?
(Поработать с детьми по картинкам – почему прикрепили именно так)
- Во время войны не только было нелегко на фронте, но и в тылу – это где не стреляли и не было боёв. Женщинам и детям жилось тяжело. Женщины выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, а на заводах у станков работали дети чуть постарше вас, делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины от врагов, помогали ухаживать за ранеными.
И, дети такие же как и вы приносили посильную помощь: присматривали за младшими, помогали растить урожай, собирали грибы, ягоды.
Поскольку в военное время очень трудно было с едой, то все люди получали паёк. Паёк – Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал давали 250 граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба.
-Как вы думаете этого много или мало для человека, чтобы жить?
- Но люди жили, несмотря на все трудности военного времени.
- Школьники как могли старались помочь солдатам поднять боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки, вязали тёплые носки, варежки, шарфы.
- Не даром говорили: «Каша густая – пища мужская»
8. Хороводная игра «Варим кашу»
- Ребята вставайте в круг. Вот у нас и получился котелок.
Распределение ролей.
-Раз, два, три
Кашу нашу котелок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем воду
Сыпем соль
Насыпаем крупу перловую.
Кладем кусочек сала.
Все продукты поместили.
Каша варится пыхтит
Всех солдат удивит.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом.
Каша вышла то у нас – просто класс!
9. Рассказ «О кукле зерновушке»
- Присаживайтесь, продолжим наш разговор о войне.
- В минуты отдыха солдаты писали письма своим родным. Письма были необычные, не такие как сейчас … Мой дедушка Степан тоже писал бабушке такие письма.
- Дедушка погиб в бою в самом конце войны, но (про награды.)
- Вот фрагмент письма.
(Слайды на экране – иллюстрации солдат, читающих письма).
• «Дорогая Мария, пришла мне посылка от одной девочки Кати, в которой среди вещей была небольшая куколка – зерновушка – простой мешочек, наполненный крупой, и украшенный платочком. Не придал я тогда этой зерновушке большого значения, положил в карман себе, так, на память, да и забыл про него. Недавно я с товарищами оказался в окружении врагов в зимнем лесу. Холодно, есть нечего, так и погибли бы голодной смертью. Вот тогда-то я и вспомнил про зерновушку Катину. Достали котелок, растопили лёд, в кипящую воду насыпали крупы - получилась самая вкусная в моей жизни каша, которая спасла нас от голодной смерти и придала нам силы победить в этом бою врагом».
10. Беседа по прочитанному письму.
- Как помогла Катина кукла - зерновушка моему деду?
- Много интересного мы свами узнали о войне. Пора возвращаться в детский сад.
11. Игровой момент «Возвращение в детский сад»
Педагог имитирует с детьми возвращение в детский сад. (Дети сняли пилотки)
- Вот мы и в детском саду.
13. Продуктивная деятельность «Изготовление зерновушки»
• Ребята, в этой войне мы победили, но сейчас такое тяжелое военное положение в другой близкой к нам стране Украине. Там тоже мало еды. Давайте поможем украинцам и сделаем небольшие подарки – куклы-зерновушки…
• Инструкция: Посмотрите, как можно их сделать- показ. Мы с вами сейчас сделаем самое главное подготовим мешочек с крупой. Работайте в паре – сначала один насыпает, второй держит мешочек, а затем нужно поменяться, тот, кто насыпал - держит мешочек, а тот кто держал – дополняет мешочек так, чтобы можно было затянуть мешочек веревочкой. Украсить мешочки можно в группе со своим воспитателем косыночками и фартучками, которые я вам приготовила.
14. Подарки для детей от педагога.
У меня для вас есть подарок. Я дарю вам уже знакомую игру «Разложи картинки», в которую вы сможете играть в группе со своими ребятами и расскажите им всё, что узнали о войне.
- А ещё за ваш труд и добродушие я хочу вам подарить сладкие призы.
15. Рефлексия.
-Что запомнилось вам ребята?
- Что больше всего понравилось?
16. Ритуал прощания.
- Вот прощаться время подошло,
Благодарю вас за внимание
Скажем всем друзьям и взрослым
Дружно «До свидания»!
Использованные материалы:
1. Кодыркинская Л. А. С чего начинается Родина? (Опят работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). - М: ТЦ Сфера, 2003.- 192 с.
2. Козлова С. А. нашаРодина: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Н. Ф. Виноградова- М. : Просвещение, 1984.- 304 с., ил.
3. Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» № 10/2014, № 11/2014, № 12/2014
4. Солдатский треугольник - https://goodcoins.su/stamp/soldat-stamp.htm
5. Письма с фронта – треугольники надежды - https://www.stmegi.com/News/Post/9574
6. Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне. Анатолий Митяев - https://www.blagovest-moskva.ru/item10663.html
7. Фото и картины на военную тему – Поисковая система яндекс. Картинки.
8. Видео–хроника"1941-1945" под музыку «Кино идёт, воюет взвод». Поисковая система яндекс. Видео- YouTube
9. Фрагмент видео-записи встречи ветерана ВОВ Павла Ивановича Тюмина.
10. Песни на военную тематику: «Землянка», «Век без выстрела на Земле», марш Свиридова