Гульнара Бутеева
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по картине «Осень, листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по картине «Осень, листопад».
Задачи.
Обучающие:
- учить подбирать слова – действия и слова - признаки к существительному, пользоваться предлогами;
- учить составлять рассказ по картине об осени по плану, с опорой на картинно - графические схемы;
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать у детей координацию движений с речью, и мелкую моторику ;
- развивать внимание, память, мышление;
- активизировать словарь по данной теме;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Составление рассказа по картине „Осень, листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- воспитывать культуру устной речи, умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям;
- способствовать совершенствованию речи, развивать находчивость, навыки поведения в коллективе.
Материалы: изображение осеннего листа, демонстрационная картина «Осень, листопад», карточки – схемы.
Предварительная работа.
1. Разучивание стихотворений.
2. Беседа по теме: «Осень».
3. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.
4. Работа со схемами и символами.
Ход занятия.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какой необычный осенний лист появился на нашем чудо – дереве! Давайте рассмотрим его поближе! Да здесь нарисована целая история! Может быть, это Осень хочет нам о чем - то рассказать? Хотите узнать, о чём эта история? (да)
Присаживайтесь, пожалуйста.
Посмотрите, на доске есть схемы – помощники. Они помогут нам составить рассказ по картине.
Рассмотрите внимательно картину. Вы догадались, где происходят события? (в парке). А как вы догадались? (в парке есть дорожки, клумбы, скамейки) Кто нарисован на картине? Что делают дети? Какое время года изображено на картине? Мы с вами знаем, что осень бывает разная. Какая осень на картине? Почему вы так решили? А еще, ребята, в парке растут разные деревья и кустарники.
Молодцы, вы все правильно сказали.
А чтобы у нас с вами получился последовательный связный рассказ, я предлагаю сделать это по плану.
Сначала мы расскажем о том, какое время года наступило на картине. Затем, о том, какое явление началось? Куда падают листья? Откуда дворники сметают листья? Что делают дети и откуда собирают листья? Что они сделали из листьев? (по ходу проговаривания показываю на карточки – схемы).
Прежде чем начать рассказ давайте вспомним, какие маленькие слова мы с вами знаем, вспомним о словах действиях и словах признаках.
(показываю на таблицу на доске с символами предлогов, слов – действий, слов - признаков)
Я буду показывать на картинку – слово, а вы будете говорить, какое маленькое слово я показала и показывать, с помощью движений, как оно выглядит.
Когда я покажу на слово действие – вы начнете выполнять действия (прыгать, идти или приседать, а если я покажу на слово – признак, вы начнете рассматривать предметы – какие они - в бинокль из ладошек. Готовы? (дети выполняют упражнение «Сделай, как на картинке»).
В. Вы замечательно справились с заданием, а теперь хотите составить рассказ?
Ну, тогда вы должны быть очень внимательными, а самому внимательному в конце занятия я вручу вот такое солнышко – смайлик.
1. Какое время года наступило? Скажите хором ( ответ: Наступила осень.)
На схеме ваш ответ изображен так. (показываю указкой и говорю)
2. Посмотрите на листья, что началось? Начните со слова начался. Отвечайте хором (Начался листопад) (работа со схемой)
3. Куда падают листья? (Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы) Давайте ответим в соответствии со схемой.
4. Откуда дворники сметают листья? (Дворники сметают листья с дорожек и клумб.) (работа со схемой)
5. Что делают дети и откуда собирают листья? (Дети гуляют и собирают листья со скамеек (работа со схемой)
6. Что они сделали из листьев? (они сделали из листьев осенний букет) (работа со схемой)
7. Какой получился букет? (Букет получился очень красивым) (работа со схемой)
В. У нас получился рассказ, у которого есть начало, середина и конец. Начало рассказа обозначено розовым цветом, середина рассказа обозначена желтым цветом, и конец рассказа обозначен синим цветом.
Но у нашего рассказа нет названия, а чтобы его придумать, мы можем обратиться к началу рассказа, о чем здесь говориться? (Осень, листопад)
В. А сейчас послушайте, пожалуйста, рассказ, который у нас с вами получился, будьте внимательны и постарайтесь запомнить его. Во время рассказа я буду показывать на соответствующие символы.
Рассказ воспитателя.
В. Теперь мы расскажем наш рассказ последовательно, рассказывая друг за другом. Те, кто слушают, будьте внимательными, чтобы еще лучше запомнить рассказ.
Физминутка - Пальчиковая игра «Листопад».
Давайте поиграем в листопад :
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно вправо – влево)
В.
Теперь давайте повторим рассказ по частям. Начало расскажут девочки. Оля, каким цветом обозначено начало рассказа? Да, верно, начало рассказа обозначено розовым цветом. Алиса, расскажи, пожалуйста, начало рассказа.
А мальчики расскажут середину рассказа. Кирилл, каким цветом обозначена середина рассказа? Молодец, ты все правильно сказал. Владик, расскажи, пожалуйста, середину рассказа.
А конец рассказа я предлагаю рассказать всем вместе. Максим, каким цветом обозначен конец рассказа? Да, все верно. Расскажем вместе конец рассказа.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали
А теперь я предлагаю Сереже (Кириллу Акулову) пересказать весь рассказ по плану с помощью схем. А вы, ребята, слушайте очень внимательно.
Начни, пожалуйста, со слов рассказ называется. (Рассказ называется «Осень, листопад»)
Рассказ ребенка.
Поднимите руку, кому понравился рассказ Сережи (Кирилла Акулова, Владик)
Да, действительно, Сережа (Кирилл, Владик) ты правильно использовал схемы – помощники и твой рассказ получился полным и последовательным.
Итог занятия.
Что мы сегодня с вами делали? (составляли рассказ по картине «Осень, листопад»)
Вы были очень внимательными, старательными и поэтому у нас с вами все получилось.