казакова ирина
Конспект занятия в старшей группе «Водица — наша волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
(с элементами экспериментирования)
«Водица – наша волшебница»
Воспитатель :Казакова Ирина Николаевна
Цель: формировать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность по изучению свойств воды, прививать интерес к исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Водица — наша волшебница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и расширить знание детей о воде
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
-обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека.
Развивающие:
- активизировать и обогатить словарь детей;
-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.
Воспитательные:
- формировать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Оборудование:
Глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой
Ход НОД:
Организационный момент. Дети входят в группу (тихо звучит шум дождя)
Воспитатель.
Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга.
Тихо так постоять, Пытаясь почувствовать себя теплыми солнечным лучиком.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Воспитатель:
Ты гляди, вон шар на ножке,
Поиграем с ним немножко.
Раз, два, три, скорей крути,
Потом страны посмотри.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете что это за шар такой?
Дети:
-Это глобус, а не шарик.
Воспитатель:
- А что такое «глобус»,
Дети:
-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель:
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т. е. на глобус.
Дети:
- Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.
Воспитатель.
Дети, когда мы с вами приветствовали друг – друга нас сопровождали какие – то звуки, кто догадался, что эти звуки значат?
Дети. Это шум дождя.
Воспитатель. Что такое дождь?
Дети. Осадки, природное явление, вода.
Воспитатель. Дождь - это, прежде всего вода. А как часто мы сталкиваемся с водой? Где можно встретить воду?
Дети. В реке, в океане, море, луже, в кране, в льдинке, в небе…
Воспитатель.
Что мы знаем о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Действительно, ребята, на Земле вода нужна всему живому: и растениям, и животным, и конечно – человеку. Каждый из нас должен относиться к воде очень бережно – не засорять водоемы, не лить попусту воду из крана. Вода – это богатство нашей планеты, мы должны ее беречь!
- А кому нужна вода,
Мне ответьте без труда?
Дети:
-Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.
Дети:
- В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.
Воспитатель:
-А какая это пресная вода?
Дети:
-Пресная вода – это вода без солей.
Воспитатель:
-А где можно брать такую воду?
Дети:
- В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев.
Воспитатель:
- А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.
Часть. Практическая (опытно- экспериментальная)
Воспитатель:
- Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»?
Дети:
-Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
- Сейчас мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.
(Дети рассаживаются за столы)
-Приступим к нашим исследованиям.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:
1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;
2) поддерживать порядок на рабочем месте;
3) не шуметь;
4) внимательно следить за результатом опыта.
Речевое упражнение «Здравствуй, капелька воды».
Воспитатель капает на ладонь каждому ребенку капельку воды, ребенок произносит: «Здравствуй, капелька воды», все вместе - «Здравствуй, здравствуй, вот и мы!» (проговорить несколько раз, следить за произношением, взять салфетки).
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку (пальчиками поочередно касаемся ладошки)
На цветы (круговые движения руками)
И на дорожку (обе руки перед собой- дорожка)Льётся, льется -ой-ой-ой! (покачивание головы, пальчик к щеке)
Побежали мы домой (бег на месте) (побежали и присели на модули)
А сейчас, ребята, мы с вами окажемся в сказке, но вы должны угадать в какой.
(надеваю платок) Ау, Ау, Иванушка, братик, где же ты? Только что был здесь, и нет его. Только козленочек бегает (из-за ширмы появляется козленочек) (дети называют сказку) Беда у меня случилась.
- Вы знаете какая? Братец превратился в козленочка.
- Может, вы мне поможете превратить козленочка снова в братца? А я пока постерегу козленочка на лугу, пусть травки поест (снимаю платок и убираю козленочка)
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Аленушке?
- Вспомним, из чего попил воды Иванушка? Какая вода могла быть в копытце (рассуждения детей)
- А какую водичку должен попить козленочек, чтобы снова превратиться в Иванушку.
Ответы детей: Волшебную, чистую, добрую….
Опыт №1
Да, ребята, мы должны дать козленочку попить чистой, доброй, волшебной воды.
Посмотрим, можем ли мы это сделать.
Дети подходят к столам, на которых стоят предметы для экспериментирования.
Берем банку с чистой водой и с помощью детей делаем ее грязной.
Вот, ребята, у нас такая же вода, какая могла быть в копытце.
- Можно ли пить такую воду?
- Что мы должны сделать, чтобы она стала чистая?
Предположения детей.
Эту воду мы должны очистить.
- Как можно ее очистить?
(Ответы детей.)
Правильно, воду можно очистить при помощи фильтра.
- А из чего можно сделать фильтр?
Ответы, предположения детей - через марлю, ткань, салфетку…
Воспитатель: Давайте попробуем очистить воду через марлю.
Дети выполняют задание.
- Какая получилась вода?
Мутная, грязная, но чище чем была.
- Почему? (ответы детей)
А теперь пропустим воду через бумажный фильтр.
Сравнение бумажного фильтра и марли.
Дети выполняют очистку воды.
- Какая теперь получилась водичка?
- Каким стал фильтр?
- Почему?
(Ответы детей.)
Правильно, бумажный фильтр плотнее, поэтому и вода очищается лучше.
Ребята, вот получилась чистая водичка.
- Как сделать ее волшебной?
- Каждый пусть скажет волшебное слово, чтобы она помогла Иванушке.
Дети наклоняются над водой и шепчут волшебные слова.
Позовем Аленушку с козленочком Надеваю платок и беру в руки козленочка.
Дети подносят стакан воды козленочку, из-за ширмы появляется кукла Иванушки.
Ну, вот, братец снова стал Иванушкой.
Спасибо, ребятки. А какой бы совет вы дали Иванушке? (Ответы детей.)
Хорошо, ребята, я больше не буду пить грязную воду
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем и с Иванушку тоже пригласим. Вы хотите поиграть в игру?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Вы будете капельками воды (раздаю детям капельки, а это тучки – ваши домики. Когда звучит музыка вы передвигаетесь, но как музыка останавливается – вы занимаете свои тучки- домики. Капелька, которой не хватило тучки – испарилась (высохла). Вы поняли меня?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начинаем нашу игру.
Физкультминутка
На полу разложены тучки (на один меньше, чем детей).
Все дети – это капельки.
Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе.
Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку».
«Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.
Игра проводится 2-3 раза.
Опыт № 2 «Какой формы вода»
( На столе лежат: кубик, шарик, конус)
Воспитатель:
- Какой формы эти предметы?
-А имеет ли форму вода?
-Для этого возьмём стаканчики и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?
Вывод:
Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»
- Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь определите, есть ли запах у воды?
Вывод:
Вода не имеет запаха.
Опыт № 4 «Состояния воды»
Воспитатель:
- А этот опыт узнать поможет: вода, лёд, пар - одно и тоже?
(воспитатель вносит закипевший чайник)
-Если сильный- сильный жар из водички будет пар….(пар)
(воспитатель поднимает крышку чайника, обращает внимание детей на капельки, которые образуются на крышке чайника)
- Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу)
-Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд)
(воспитатель вносит кусочки льда, кладёт детям на тарелки. Предлагает рассмотреть)
-Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает)
-Лёд растает и тогда будет из него….(вода)
- Так происходит в природе: солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх получаются облака и тучи которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе.
- Опыт № 5 “Откуда берется дождь?”На подносе влажные губки в форме облака. Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.) Воспитатель: На что похожа губка?Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.
Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.)Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.
Воспитатель: Что происходит (Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.
Воспитатель: А что сейчас происходит (Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.
Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.
А теперь расскажем, где используется вода в нашей группе :
поливаем комнатные растения –моем игрушки и кукольную одежду- в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе помощник воспитателя моет посуду, полы.
Как мы должны относиться к воде?
Бережно!
Что это значит?
Правила бережного отношения к воде.
- При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
- Закрывать хорошо кран после потребления.
- Не загрязнять водоемы.
- Бережно относиться к природе.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Как много мы узнали о воде. Вы были хорошими лаборантами. На этом наши исследования воды закончились. Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие?
вода прозрачная
вода текучая, жидкая
вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску
вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор
вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.
вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится, вода испаряется.