Светлана Маслова
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.
Коррекционно – образовательные задачи:
- расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных к зиме;
- учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог;
- развивать кругозор, сообразительность, любознательность.
Коррекционно – развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
-упражнять в употребление существительных множественного числа родительногопадежа;
- упражнять в подборе прилагательных – определений и согласовании их с
существительными;
- учить образовывать притяжательные прилагательные (лисий, зайчий и др.)
- развивать связную речь.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы;
- вызвать интерес к жизни животных, воспитывать бережное отношение к животным.
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных, мнемотаблица, проектор, презентация «Дикие животные готовятся к зиме», шапочки диких животных.
Ход занятия.
Дети входят в группу парами
Коммуникативная игра «Я человек».
Играющие стоят парами лицом друг к другу.
Я человек, и ты человек.
У меня нос, и у тебя нос.
У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие.
Мы с тобой друзья.
(Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются).
Встаем в круг.
Обмен информацией
Логопед : Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед : Какой сейчас месяц?
Дети: ноябрь.
Логопед : какая погода? Скажите, какие приметы поздней осени вы знаете?
Ответы детей.
Логопед : молодцы, ребята. Я приготовила для вас загадки :
1. Посмотри-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее?
Дети: лисица.
Логопед : Правильно (логопед прикрепляет картинку с изображением лисы на магнитную доску). Предлагаю выполнить дыхательную гимнастику «Лиса идет по следу» (короткие, частые вдохи носом).
Лисонька-лиса след зайца взяла.
Носиком повела, по следу пошла.
Логопед :
2. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живет, орехи грызет.
Дети: белка.
(логопед прикрепляет картинку с изображением белки на магнитную доску)
Логопед : а сейчас выполним артикуляционную гимнастику:
Маленькая веселая белка (широко открыть рот) спала в своем дупле («лопата»). Потом она проснулась (язык вверх, радостно улыбнулась («забор»). Белка выглянула из дупла, быстро поглядела по сторонам («часики»). Белка была аккуратная, она умылась и почистила зубы («чистим зубки»). Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз («качели»). Язычком белка цокала («лошадка») и орешки собирала (язык упирается в щечки). После прогулки белка вернулась в дупло и уснула крепким сном.
Логопед : молодцы. Следующая загадка.
3. Удивительный портной.
Нитки нету ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет.
Но зато иголки есть.
Сколько их? Не перечесть.
Дети: еж.
(логопед прикрепляет картинку с изображением ежа на магнитную доску)
Пальчиковая гимнастика.
Вот в комочке спит наш еж (Кулачки сжаты)
На кого же он похож? (Вращение кулачками)
Вот наш ежик встрепенулся, (Вытянуть руки вперед)
Развернулся, потянулся. (Потрясти кистями рук)
Ежик утром просыпается,
Всем он мило улыбается. (Улыбнуться)
Умылся лапкой, а потом (Имитация умывания)
Угостился молочком.
Вот они какие – ежики лесные. (Кулачки сжаты)
Есть ежики большие, (Руки вверх в кулачках)
А есть еще такие маленькие! (Руки опустить вниз)
Логопед : следующая загадка.
4. Зимой спит,
Летом – ульи ворошит.
Дети: медведь.
(логопед прикрепляет картинку с изображением медведя на магнитную доску).
Логопед : о ком были эти загадки? Как можно назвать их одним словом?
Ответы детей.
Логопед : правильно ребята, сегодня на занятии мы поговорим о диких животных и о том, как они готовятся к зиме.
Описательные рассказы о лисе, белке, еже, медведе по мнемотаблие.
Логопед : давайте вспомним, как дикие животные готовятся к зиме. Я приглашаю вас на свои места. Сядьте пожалуйста красиво. Спинки ровные, ножки вместе.
Сценка.
1ый слайд. Сели.
2ой слайд. Звучит музыка, выходит белочка.
Ребенок: «Я шубку меняю с красивой рыжей на серенькую, чтобы меня среди деревьев видно не было. В дупло орехи да желуди запасаю, грибочки на веточках сушу. Эй, мышь! Ты куда мой гриб тащишь?»
3ий слайд. Под музыку выходит мышка.
Ребенок: «Это кто еще у кого стащил! Не мешай, мне некогда. Надо норку утеплять, зернышки собирать. Зимой проснусь, наемся и холод мне не стршен.»
4ый слайд. Под музыку выходит зайчик.
Ребенок: «А я запасов на зиму не делаю. Нету у меня берлоги, не нужна мне и нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора. А чтобы от врагов спасаться шубку на белую меняю.»
5ый слайд. Под музыку выходит волк.
Ребенок: «Я тоже запасов не делаю. Меня ноги кормят. А на сытый желудок и мороз не страшен.»
6ой слайд. Под музыку выходит лиса.
Ребенок: «Зимой найти добычу трудно. Но и я не замерзну – у меня шерстка густая, шубка теплая! Ежик, а ты как зимовать будешь?»
7ой слайд. Под музыку выходит еж.
Ребенок: «Я норку утепляю. Устилаю ее листочками и веточками. А зимой в спячку впадаю, как медведь. Как зимовать будешь, Михаил Потапович?»
8ой слайд. Под музыку выходит медведь.
Ребенок: «Я летом и осенью жир подкожный запасаю – корешки да ягоды ем. Он-то мне и помогает перезимовать в берлоге. А ты, кабан, как зимовать будешь?»
9ый слайд. Под музыку выходит кабан.
Ребенок: «Шерсть у меня густая, да под кожей еще и жир есть. А жир лучше всякой шубы греет. Правда, бобр?»
10ый слайд. Под музыку выходит бобер.
Ребенок: «Правда-правда. Когда жира много, то и в ледяной воде не холодно. Мы к зиме ремонтируем свои хатки, запасаем веточки.»
Ребята, не только мы с вами готовимся к зиме, но и дикие животные. А теперь предлагаю выполнить физминутку вместе с нашими героями.
Физминутка.
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой. (дети идут по кругу)
За мамой-лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой косые зайчата, (скачут на двух ногах)
Волчица вела за собою волчат (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг; лакательные движения языком)
Звук для начала викторины.
Логопед : ребята вы слышите этот звук, это наш помощник компьютер завет нас поучаствовать в викторине и проверить наши знания о жителях леса. Вы готовы?
Дети: да.
Логопед : присаживайтесь на свои места.
Слайд с правилами.
Логопед : Ребята, посмотрите – это правила игры. Во время викторины нужно вести себя тихо, не отвлекать друг друга, внимательно слушать и смотреть, поднимать руку. Компьютер подготовил задания для каждого из вас. Правильный ответ – это маленькая елочка в нашей копилке знаний.
Задания.
1. .Кто здесь лишний и почему?
2. Кто здесь лишний и почему?
3. Кто живет в дупле?
4. Кто строит хатку на реке?
5. Кто прячется в большой норе?
6. Звук какого животного ты услышал?
7. Звук какого животного ты услышал?
8. Тень какого животного здесь изображена?
9. То же.
10. Кто где спрятался?
11. Чем похожи еж и мышь?
12. Чем отличается волк от лисы?
13. Посмотри внимательно и найди отличия.
14. Каких животных ты увидел?
15. Назови детенышей диких животных?
Итог занятия.
Логопед : Молодцы, все правильно и быстро справились с заданиями. Мне сегодня было очень приятно слышать как много вы знаете о диких животных и их жизни в лесу. Предлагаю посмотреть, сколько елочек вам удалось заработать. Выходите на ковер, становитесь в круг. Ребята здесь целая копилка ваших общих знаний. Я надеюсь, что ваши знания о природе России будут постоянно пополняться и вы откроете для себя что то новое и интересное.