галина пронина
Конспект занятия-экспериментирования «Изучаем воду!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомить детей со свойствами воды:
-отсутствие собственной формы;
-прозрачность;
-вода-растворитель.
2. Объяснить детям,почему вода иногда нуждается в очистке,и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
-закреплять умение работать с прозрачной,стеклянной посудой:стеклянными стаканчиками,палочками;
-закреплять умение работать с незнакомыми растворами,соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования „Изучаем воду!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки:умение работать в группе,договариваться,учитывать мнение партнера,а также отстаивать собственное мнение,доказывать свою правоту.
2. Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. активизация и обогащение словаря детей существительными,прилагательными и глаголами по теме занятия.
Материалы для занятия
1. Прозрачные сосуды цилиндрической формы различного сечения (узкие и широкие,сосуды фигурной формы.
2. Стеклянные воронки и стеклянные палочки.
3. Фильтрованная бумага.
4. Вещества,которые мы будем растворять в воде:мука,сахарный песок,соль,травяной настой ромашки и календулы,настой мяты,любое растительное масло.
5. Фотографии,рисунки на тему "Вода!.
Организация детей на занятии
Всё занятие базируется на экспериментальной работе детей,поэтому проводить его целесообразно в подгруппах не более 10 человек. Детей размещают за лабораторными столами. Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны,необходимо придерживаться следующих правил:
-перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи;
-вместе с детьми найти пути достижения цели;
-любой опыт включает специально организованное наблюдение;
-после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах;
-необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть 1
Введение
Воспитатель:Ребята,эти иллюстрации помогут вам вспомнить,о чём мы говорили на прошлом занятии. Посмотрите на них и вспомните,какой бывает вода на нашей планете.
Фотоиллюстрации подбираются так,чтобы дети могли сформулировать ответы.
-Бывает вода в морях и океанах,эта вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе:вода в море- как назвать ее ро-другому?Морская. Вода в океане-океаническая и т. п.)
-Бывает вода в реках,озерах,родниках,болотах (речная,озерная,родниковая,болотная вода).Какая это вода (в отличие от морской соленой?Пресная.
-Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных речках,в морях и океанах во время шторма,бури).
-Бывает вода питьевая. Вода для питья должна быть обязательно чистой.
Воспитатель:Вода-одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.
Часть 2
Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Воспитатель:Посмотрите,в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я делаю это для того,чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на ваши игрушки,на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы,на которые вы смотрите?
Дети высказывают своё мнение:вода немножко искажает предметы,но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды:чистая вода прозрачна.
Воспитатель:А теперь воспользуемся другими стаканчиками,которые стоят на вашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают,что форма у всех стаканчиков отличается,одни стаканчики высокие и узкие,другие широкие и низкие,третьи "пузатые" и т. д.
Воспитатель:На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же?Да,их форма не зависит от того,в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельём воду,которая есть в одном из ваших стаканчиков,в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите,вода у нас такая же самая,а вот форма у неё стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды:в отличие от твердых тел,вода не имеет собственной формы,она приобретает форму того сосуда,в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол,то она растечется по плоскому полу лужицей.
Часть 3
Вода-растворитель. Очищение воды с помощью фильтров.
Воспитатель:Ещё одно свойство воды-в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить,что же это за вещества.
Воспитатель напоминает детям о том,что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например,нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться);нюхать их нужно очень осторожно,направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).Дети выдвигают предположения,а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют,что на столе находятся мука или крахмал,соль,сахар,растительное масло,настои трав:календулы,ромашки,мяты.
Воспитатель:А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим,что у нас получится.
Растворяя вещества,дети приходят к следующим выводам:
-Соль и сахар быстро растворяются в воде,при этом вода остается прозрачной.
-Мука и крахмал растворяются в воде,но вода становится мутной;после того как стаканчик с водой немного постоит,мука или крахмал оседают на дно,но растворы продолжают оставаться мутными.
-Спиртовые растворы календулы или мяты или порошок марганцовки растворяются в воде быстро,вода при этом изменяет цвет.
-Масло не растворяется в воде:оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой,либо плавает в воде в виде желтых капелек.
При работе дети пользуются стеклянными палочками. Воспитатель напоминает об осторожности при обращении со стеклянной посудой,о необходимости пользоваться салфетками,чтобы вытереть палочку или лужицу пролитой воды.
Воспитатель:А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтрованной бумаги,вырезанной кругом и вложенной в воронку.
Воспитатель показывает,как сделать фильтр,установить его в воронку,затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром,дети фильтруют воду.
По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:
-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо,потому,что оно не растворилось в воде;на фильтре хорошо видны следы масла.
-Хуже всего отфильтровались вещества,которые хорошо растворились в воде:сахар,соль,раствор ромашки или мяты (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился,но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым).
-После фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала,которые смогли пройти через фильтр;большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.
Воспитатель:Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся тоже каждый день. Вода,которая попадает в наши квартиры через водопроводный краны,тоже фильтрованная. Воду берут из какого-нибудь подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду?Нет,потому,что в ней могут встречаться частички грязи,водоросли,микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров,непохожих на наши,и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться,поливать цветы,варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную,очищенную от грязи воду,нельзя пить прямо из-под крана. В ней могли остаться микробы,которые благодаря своим микроскопическим размерам,прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть,прокипятить. Только после этого её можно пить.