МААМ-картинки

Конспект занятия-экспериментирования «Изучаем воду!»

галина пронина
Конспект занятия-экспериментирования «Изучаем воду!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Образовательные:

1. Ознакомить детей со свойствами воды:

-отсутствие собственной формы;

-прозрачность;

-вода-растворитель.

2. Объяснить детям,почему вода иногда нуждается в очистке,и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

-закреплять умение работать с прозрачной,стеклянной посудой:стеклянными стаканчиками,палочками;

-закреплять умение работать с незнакомыми растворами,соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Публикация «Конспект занятия-экспериментирования „Изучаем воду!“» размещена в разделах

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки:умение работать в группе,договариваться,учитывать мнение партнера,а также отстаивать собственное мнение,доказывать свою правоту.

2. Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. активизация и обогащение словаря детей существительными,прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материалы для занятия

1. Прозрачные сосуды цилиндрической формы различного сечения (узкие и широкие,сосуды фигурной формы.

2. Стеклянные воронки и стеклянные палочки.

3. Фильтрованная бумага.

4. Вещества,которые мы будем растворять в воде:мука,сахарный песок,соль,травяной настой ромашки и календулы,настой мяты,любое растительное масло.

5. Фотографии,рисунки на тему "Вода!.

Организация детей на занятии

Всё занятие базируется на экспериментальной работе детей,поэтому проводить его целесообразно в подгруппах не более 10 человек. Детей размещают за лабораторными столами. Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны,необходимо придерживаться следующих правил:

-перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи;

-вместе с детьми найти пути достижения цели;

-любой опыт включает специально организованное наблюдение;

-после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах;

-необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть 1

Введение

Воспитатель:Ребята,эти иллюстрации помогут вам вспомнить,о чём мы говорили на прошлом занятии. Посмотрите на них и вспомните,какой бывает вода на нашей планете.

Фотоиллюстрации подбираются так,чтобы дети могли сформулировать ответы.

-Бывает вода в морях и океанах,эта вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе:вода в море- как назвать ее ро-другому?Морская. Вода в океане-океаническая и т. п.)

-Бывает вода в реках,озерах,родниках,болотах (речная,озерная,родниковая,болотная вода).Какая это вода (в отличие от морской соленой?Пресная.

-Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных речках,в морях и океанах во время шторма,бури).

-Бывает вода питьевая. Вода для питья должна быть обязательно чистой.

Воспитатель:Вода-одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.

Часть 2

Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Воспитатель:Посмотрите,в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я делаю это для того,чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на ваши игрушки,на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы,на которые вы смотрите?

Дети высказывают своё мнение:вода немножко искажает предметы,но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды:чистая вода прозрачна.

Воспитатель:А теперь воспользуемся другими стаканчиками,которые стоят на вашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают,что форма у всех стаканчиков отличается,одни стаканчики высокие и узкие,другие широкие и низкие,третьи "пузатые" и т. д.

Воспитатель:На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же?Да,их форма не зависит от того,в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельём воду,которая есть в одном из ваших стаканчиков,в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите,вода у нас такая же самая,а вот форма у неё стала другой.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды:в отличие от твердых тел,вода не имеет собственной формы,она приобретает форму того сосуда,в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол,то она растечется по плоскому полу лужицей.

Часть 3

Вода-растворитель. Очищение воды с помощью фильтров.

Воспитатель:Ещё одно свойство воды-в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить,что же это за вещества.

Воспитатель напоминает детям о том,что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например,нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться);нюхать их нужно очень осторожно,направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).Дети выдвигают предположения,а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют,что на столе находятся мука или крахмал,соль,сахар,растительное масло,настои трав:календулы,ромашки,мяты.

Воспитатель:А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим,что у нас получится.

Растворяя вещества,дети приходят к следующим выводам:

-Соль и сахар быстро растворяются в воде,при этом вода остается прозрачной.

-Мука и крахмал растворяются в воде,но вода становится мутной;после того как стаканчик с водой немного постоит,мука или крахмал оседают на дно,но растворы продолжают оставаться мутными.

-Спиртовые растворы календулы или мяты или порошок марганцовки растворяются в воде быстро,вода при этом изменяет цвет.

-Масло не растворяется в воде:оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой,либо плавает в воде в виде желтых капелек.

При работе дети пользуются стеклянными палочками. Воспитатель напоминает об осторожности при обращении со стеклянной посудой,о необходимости пользоваться салфетками,чтобы вытереть палочку или лужицу пролитой воды.

Воспитатель:А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтрованной бумаги,вырезанной кругом и вложенной в воронку.

Воспитатель показывает,как сделать фильтр,установить его в воронку,затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром,дети фильтруют воду.

По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:

-Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо,потому,что оно не растворилось в воде;на фильтре хорошо видны следы масла.

-Хуже всего отфильтровались вещества,которые хорошо растворились в воде:сахар,соль,раствор ромашки или мяты (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился,но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым).

-После фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала,которые смогли пройти через фильтр;большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.

Воспитатель:Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся тоже каждый день. Вода,которая попадает в наши квартиры через водопроводный краны,тоже фильтрованная. Воду берут из какого-нибудь подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду?Нет,потому,что в ней могут встречаться частички грязи,водоросли,микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров,непохожих на наши,и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться,поливать цветы,варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную,очищенную от грязи воду,нельзя пить прямо из-под крана. В ней могли остаться микробы,которые благодаря своим микроскопическим размерам,прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть,прокипятить. Только после этого её можно пить.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Конспект занятия в подготовительной группе. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Задачи. Закрепить у детей знания о значении воды.

Перспективный план по проекту для детей подготовительной группы «Друзья природы». Блок «Царство природы» Перспективный план по проекту «Друзья природы» 1. БЛОК «Царство природы»СЕНТЯБРЬ Тема: Создание экологической тропы «Друзья природы» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-экспериментирования «Изучаем воду!»
Опубликовано: 9 октября 2014 в 18:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-экспериментирования «Изучаем воду!»» (включая файлы) размещена пользователем галина пронина (УИ 214625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД