Римма Ибатуллина
Конспект занятия «Животные жарких стран. Усвоение винительного и родительного падежа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 260 комбинированного вида
Кировского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
в логопедической подготовительной к школе группе № 7.
тема: «Животные жарких стран. Усвоение винительного и родительного падежа и употребление с существительными единственного и множественного числа»
Публикация «Конспект занятия „Животные жарких стран, Усвоение винительного и родительного падежа“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Подготовила учитель-логопед
первой квалификационной категории
Ибатуллина Р. Р.
ЦЕЛЬ: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Животные жарких стран»;
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Животные жарких стран»;
Усвоение категории родительного и винительного падежей и употребление с существительными единственного и множественного числа. Употребление существительных в родительном и винительном падежах.
Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Упражнять в грамматически правильном построении фразы по картинкам.
.Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.
Совершенствовать грамматический строй, закрепить образование и употребление родительного и винительного падежа множественного числа существительных.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие фонематического слуха; развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления. Развитие связной речи. Развитие речевого слуха, словесно-логического мышления.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
Воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия. Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, друг друга;
Самостоятельное составление предложений.
Оборудование: картинки животных жарких стран, маски, компьютер, песочница, игрушки «животные жарких стран», мультимедийная презентация.
Предварительная работа: занятия по лексико-грамматической теме «Животные жарких стран».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
А сейчас, ребята, мы с вами встретимся с Роботом Робиком, он путешествовал по вселенной, пролетая над нашей красивой планетой - Земля, совершил посадку. А оказался он на самом жарком континенте нашей планеты - в Африке (мультимедийный кадр из мультика «Робот Робик»). Это была африканская саванна. Он увидел там диковинных животных. Он их сфотографировал, но не знает, как они называются.
2. Ребята, давайте поможем Робику познакомиться с ними. Робик, ты внимательно послушай, а дети назовут тебе животных.
(презентация «Дикие животные жарких стран»).
Посмотрите внимательно на экран и скажите, кого вы видите? Ответы детей.
(Я вижу льва, я вижу крокодила и т. д.).
Скажите, какие это животные дикие или домашние? Ответы детей: это дикие животные.
Почему животные называются дикими?
Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища.
Ребята, дикие животные бывают хищные и травоядные.
Объясните, что значит «хищное животное», а что значит «травоядное».
Ответы детей.
(Хищные - питаются мясом, рыбой, насекомыми, а травоядные – растительной пищей). Логопед ведет диалог от имени Робота Робика.
Очень интересно, только бы мне разобраться, кто из них хищный, а кто травоядный?
Ребята, поможем Робику. (Составление сложных предложений со значением противопоставления по опорным индивидуальным картинкам).
Назови, какие это животные хищные или травоядные.
Тигр – это хищное животное, а жираф травоядное.
(лев – буйвол, антилопа – пантера, крокодил – слон, гепард - зебра).
Молодцы, ребята. Теперь Робику понятно, какие животные хищные, а какие травоядные.
Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран.
Игра «Кто на кого охотится»? Ответы детей.
- Развивать внимание и память в сочетании с упражнением в употреблении в речи родительного падежа единственного числа существительных. От кого убегает антилопа? От кого прячется зебра? Кого боится косуля? (Презентация на экране).
Робот Робик не понимает, почему животные прячутся. Ребята, а почему животным в Африке приходиться прятаться? (Потому что сильные животные охотятся за более слабыми и беззащитными
- А сейчас немного отдохнем, и на время сами превратимся в животных жарких стран. Кто отгадает загадку, тот и будет этим животным (загадывание загадок).
Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)
Посмотрите, он каков!
Ходит посреди песков,
Бережет в горбах водицу -
В Каракумах пригодится. (Верблюд)
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон)
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
Вот хорошая задумка -
На животик вешать сумку!
Можно в ней носить детей,
И скакать среди степей. (Кенгуру)
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (Обезьяна)
Посмотрите, детвора, -
В клетке топает гора.
Это серый чужестранец,
Он индус иль африканец.
Зверь трубит из клетки гулко,
Хоботом хватает булку. (Слон)
Панцирь - это не рубашка,
Это домик, в нем не страшно.
И хозяйка смотрит гордо -
Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)
Вылупился из скорлупки,
У него большие зубки,
Нравом он не очень мил,
Любит погружаться в Нил. (Крокодил)
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев)
В зоопарке я найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (Бегемот)
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (Зебры).
Ребята, скажите, кто в кого превратился? ( Ответы детей: я превратился в тигра и т. д.). Логопед надевает маски и дети становятся в круг.
Физкультминутка.
Дилы - дилы – дилы – появились крокодилы.
(Дети изображают дремлющего крокодила).
Моты – моты – моты – появились бегемоты.
(Дети показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты).
Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.
(Дети тянутся вверх, изображают жирафов).
Ны – ны- ны – водой брызгают слоны.
(Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают,
Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.
(Дети изображают скачущих обезьян).
Ребята, наш гость никак не может запомнить внешний вид животных : у кого рога, у кого копыта, у кого грива, а у кого полоски? Все животные для него перепутались. Давайте поможем ему разобраться.
Игра «Путаница». Упражнение в употреблении родительного падежа множественного и единственного числа существительных со словом НЕТ в ответах на вопросы логопеда. Игра сопровождается показом картинок.
Ребята, если я задаю вам вопрос: у слона есть рога? Вы должны ответить со словом нет ( ответ детей: у слона нет рогов и т. д.).
- У слона есть рога? У буйвола есть хобот? У бегемота есть полоски? У носорога есть панцирь? У льва есть копыта? У тигра есть грива? У зебры есть пятна? У черепахи есть шерсть? У крокодила есть крылья?
Ребята, животные хотят поиграть с Робиком? Они спрятались в песочнице.
Достаньте из песочницы животное и скажите : кого вы нашли, добавьте к каждому животному по 2 слова - признака (показываем схему слова-признака).
Ответы детей: Я нашел длинношеего, пятнистого жирафа (полосатую, резвую зебру, большого, сильного льва, веселую, ловкую обезьяну, хищного, хитрого гепарда, громадного, толстобрюхого бегемота, страшного, зубастого крокодила, большого, клыкастого носорога, лохматого, когтистого льва, гордого, травоядного жирафа).
Ребята, нашему Робику пора возвращаться домой, он очень многое узнал, и благодарен вам ребята. А на память о себе он дарит вам свои рисунки, вы их раскрасите в свободное время. Вам понравилось путешествие? Вы очень хорошо сегодня поработали?