Туяра Дегтярева
Конспект занятия «Животный мир Якутии зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Животный мир Якутии зимой»
(Для подготовительной группы)
Образовательная область «Познание».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;
Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме.
Расширять, активизировать лексический запас (предметный, глагольный, признаков) по лексической теме.
Публикация «Конспект занятия „Животный мир Якутии зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Якутии
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
Продолжать формировать умение образовывать относительные прилагательные. Закреплять навык исключения лишнего предмета.
Продолжать закреплять умение отвечать полным предложением.
Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к животным.
Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак», тундра, песец, росомаха.
Оборудование: конспект «Животный мир Якутии зимой»; изображения якутского Деда Мороза и Снегурочки; изображения животных; карта Якутии; изображения зимнего леса; картинки сена, моркови, капусты, рыбы; листы с изображением животных и их следов; аудиозапись «Звуки природы. Вьюга».
Ход занятия:
Кинессиология - упражнение «Снежинка». Правой рукой похлопываем по левой кисти, предплечью, плечу. Затем повторить то же самое движение левой рукой.
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями, ребята, на якутском языке :
- Эбэрдэ (привет).
1. Организационный момент
- А ведь мы не случайно поздоровались так с гостями. Дело в том, что якутский Дед Мороз – Чысхаан и его внучка Хаарчаана хотели рассказать нашим гостям о жизни животных Якутии зимой. Но они срочно уехали к себе домой - на Полюс холода в поселок Оймякон в Якутии. Чысхаан оставил нам карту, чтобы мы смогли рассказать, какие животные обитают в Якутии. Поможем, ребята? Тогда отправляемся в путь.
- Ребята подойдите к доске, встаньте полукругом, посмотрите внимательно на карту.
2. Дидактическая игра «Найди лишнее животное».
- На карте нужно найти лишних животных, и сказать, почему они лишние.
(На карте заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, слон, жираф, бегемот.)
Слон, жираф, бегемот – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!
- А мы отправимся в лес, который в Якутии называется – как?
- Тайга.
- В тайге зимой много снега. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут шагом, снегу становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко понимая ноги).
- Вот и очутились мы с вами на полянке. Посмотрите, весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. В лесу очень красиво, тихо, спокойно. (Дети садятся на стульчики.)
3. Дидактическое упражнение «Расскажи о животном».
- Воспитатель: Ребята, неужели в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы? Смотрите, вот следы! Как вы думаете, чьи? Кто незаметен на белом снегу?
- Дети: Заяц. Следы зайца - заячьи.
- Воспитатель: На что похожи заячьи следы? (Следы похожи на капельки.)
- Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?
- Дети: Заяц прячется от совы, волка, лисы.
- Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?
- Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы.
- Воспитатель: Почему зимой заяц белый?
- Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.
- Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время?
- Дети: У него белый теплый мех, длинные задние лапы, он может быстро бегать, петлять, затаиваться.
- Воспитатель: Чем питается зимой заяц?
- Дети: Заяц питается сухой травой, корой деревьев.
- Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему. Какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено.)
- Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела.
- Дети: Это лиса. Нора лисы – лисья.
- Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Меняет шубку зимой лиса?
- Дети: Лиса зимой шубу не меняет.
- Воспитатель. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
- Дети: Хвост согревает, следы заметает.
- Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый - чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, кого лиса под снегом вынюхивает?
- Дети: Лиса охотится на мышей.
- Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Что помогает лисе выискивать добычу?
- Дети: Лисе помогает хороший слух и нюх.
- Воспитатель: Чем ещё питается лиса?
- Дети: Питается лиса мелкими зверями, птицами, ягодой, рыбой.
- Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке? (Рыбку.)
4. Дидактическая игра «Собери картинку».
- Воспитатель: Ребята подойдите к столам, выберите себе картинку, соберите ее и расскажите, какое животное у вас на картинке и что делает (бежит, сидит, лежит).
- Дети подходят к столам, выбирают любую картинку, собирают и рассказывают.
- Воспитатель: А мы дальше идем. Кто знает, почему эта лиса белая?
- Это полярная лисица - песец, небольшое хищное животное, напоминающее лису, живет в тундре. Бывает песец белый или голубой по цвету шерсти. Белый песец, как и заяц меняет шерсть с ярко-белой зимой на серо-бурую летом. Песец - животное запасливое. Он летом запасает в логове излишки пищи на зиму. Строит себе нору, там вырастают детеныши песца - щенята. Питаются мелкими грызунами, как и лисицы, ягодой, травой.
- Воспитатель: Если песец похож на лису, то и следы будут похожи. Посмотрите внимательно, так это? Правильно.
- Воспитатель: А какой гостинец оставим песцу? (Рыбку.)
- Воспитатель: Ребята, смотрите - упал снег с ветки и мелькнул пушистый хвост. Кто это и чей хвост?
- Дети: Это белка и хвост у нее - беличий.
5. Физкультминутка.
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
- Кого белочка испугалась и спряталась в дупле?
- Воспитатель: Посмотрите - ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки.)
- Воспитатель: Что согревает волка зимой?
- Дети: Густая, тёплая шерсть.
- Воспитатель: Шерсть у волка на зиму меняется?
- Дети: Не меняется, она остаётся серой.
- Воспитатель: На кого охотятся волки?
- Дети: Волки охотятся на крупных животных : оленей, лосей.
- Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?
- Дети: У волков длинные сильные ноги, острые зубы.
- Воспитатель: Как называется много волков?
- Дети: Много волков - это волчья стая.
- Воспитатель: Кто в волчьей стае самый главный?
- Дети: Это самый сильный, умный волк- вожак. Другие слабые волки ему подчиняются.
6. Динамическая пауза с мячом «Чей, чья, чьё».
- Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Чей, чья, чьё». Я бросаю вам мяч, спрашиваю, вы бросаете обратно мяч и отвечаете на вопрос.
- Хвост у барсука- барсучий хвост.
- Уши у зайца- заячьи уши.
- Шерсть у медведя-медвежья шерсть.
- Лапы у лисы – лисьи лапы.
- Зубы у волка- волчьи зубы.
- Копыта у оленя - оленьи копыта.
- Воспитатель: Молодцы, все справились. Долго мы с вами по лесу бродили, но почему не встретили следов медведя?
- Дети: Медведь зимой спит в берлоге.
- Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
- Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.
- Воспитатель: Как он всю зиму спит и ничего не ест?
- Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.
- Воспитатель: Правильно. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
- Воспитатель: Ребята, посмотрите, может это медведь? Кто это?
Похож на медведя и барсука. Неуклюжая с виду, но очень быстрая, сильная и ловкая хищница –росомаха. Всеядный хищник – питается зайцами, птицами, грызунами, рыбой, ягодами. Нападает на оленей в оленеводческих хозяйствах, разоряет зимовья охотников. Но основное питание – падаль, за что росомаха получила звание - санитар северных лесов. Несмотря на большую силу, крепкие зубы и острые когти главным оружием является неприятный запах, который не выдерживает ни один зверь, поэтому никто не нападает на росомаху. И мы пойдем дальше.
7. - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».
- Присаживайтесь за столы. У вас лежат листы с изображением животных и их следов, нужно провести линию от изображения животного к его следу.
По следу зверя я иду,
В снегу остался отпечаток.
Я всё равно его найду,
Хоть он со мной играет в прятки.
- Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу.
- Проверим, все ли справились? Молодцы.
8. Итог. Релексия.
- Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу якутского Деда Мороза- Чысхаана - рассказали нашим гостям о животных Якутии, как они зимуют.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
- Чысхаан прислал нам музыкальный подарок – послушаем? Ложитесь на ковер, закройте глаза и послушайте. (Музыка вьюги.)