МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомство с шахматной страной»

Галина Оглоблина
Конспект занятия «Знакомство с шахматной страной»

Конспект занятия «Знакомство с шахматной страной»

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с шахматной страной“» размещена в разделах

Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагональ; расположением доски между партнерами. Количество полей в горизонтали, вертикали, диагонали. Количество горизонталей, вертикалей, диагоналей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали, вертикали и диагонали. Дать начальное представление о шахматных фигурах и правилах хода.

Развивающие:

Развивать ориентирование на плоскости, память, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству, терпеливость.

Словарная работа:шахматная доска,белые поля, черные поля, противник, партнеры, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности: Игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; продуктивная; двигательная; восприятие художественное культуры.

Методические приемы:

Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровой упражнение.

Наглядные: ИКТ, демонстрационный материал, рефлексия.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, решение проблемных ситуаций, беседа, рефлексия.

Практические: продуктивная деятельность.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, шахматная доска, костюмы в виде шахматных фигур, указка.

Демонстрационный материал : Презентация: «Внешний вид и правила хода шахматных фигур».

Раздаточный материал:разрезные линии (диагональ, вертикаль, горизонталь, медали на память в виде шахмат.

Ход организованной образовательной деятельности

Педагог встречает детей в костюме клеточки

Педагог: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся :

У меня есть волшебный кубик, (показывает кубик черно - белый) тот, кому я его брошу, называет свое имя.

(воспитатель кидает кубик каждому ребенку по очереди, ребенок называет свое имя)

Педагог:Ребята, меня зовут Клеточка. Я приехала к вам из Шахматной страны и приглашаю вас в путешествие. Вы согласны отправиться со мной?

Дети: Да!

Педагог:Итак, наше путешествие начинается!Давайте пройдем к столу.

(Воспитатель берет детей за руки и ведет к первому столу.)

Педагог:Это Шахматная беседка. Посмотрим, что же у нас здесь.

(На столе лежит большая квадратная доска с множеством темных н светлых клеток.)

Педагог:Это шахматная доска. На ней ведется шахматное сражение. Что вы видите на доске?

(Ответы детей)

Педагог:Одинаковые ли эти квадратики?

(Ответы детей)

Педагог:Чем они отличаются?

(Ответы детей)

Педагог:Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются друг от друга- белые и черные клеточки. А называются они поля. Светлые квадратики – белые поля. Темные квадратики – черные поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их. Сколько у вас получилось белых квадратиков?

(Ответы детей)

Педагог:А сколько черных?

(Ответы детей)

Педагог:Видите и белых и черных одинаковое количество -32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля. А теперь запомните : Шахматная доска - это 64 клеточки.

(Под доской лежит лист из тетради. Дети находят его, клеточка (Педагог) читает) :

Педагог: "Загадки из тетрадки". Это листок из тетрадки моего друга Загадая. Хорошо, что вы нашли ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Наше путешествие становится все интереснее. Будем понемногу решать их и научимся играть в шахматы. Начнем?

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Педагог:Итак, первый вопрос.

1. Покажи шахматную доску?

2. Покажи какое-нибудь белое поле?

3. Покажи черное поле?

4. Какие поля больше: белые или черные?

5. Какая форма у шахматной доски : круглая или квадратная?

6. Какая форма у шахматного поля?

7. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

8. На каких полях ничего не растет?

9. Из каких досок не строят теремок?

10. В каких клетках не держат зверей?

11. Спрятались ли шахматные клетки в словах : поляна, тополя, поляк, полярник?

12. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная.

Раздался голос Короля:

Найдите на доске.

13. О какой игре идет речь в стихотворении:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

Педагог:Какие мы молодцы! Со всем справились! Продолжаем путь!

(Педагог берет детей за руки и ведет ко второму столу)

Педагог:А вот и наша вторая остановка.

(Второй стол линии, возле стола стоят 2 стула)

Педагогшахматы обычно играют два противника. Их еще называют партнеры. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета. Как нам правильно сесть за шахматную доску?

(Педагог усаживает за стол девочку, с противоположной стороны стола садится сама).

Педагог:Белое поле справа, – слова воспитателя

Педагог:Как правильно поставить шахматную доску? Вам надо запомнить одно важное правило: поле а1, должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда) чёрного цвета.

Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?.

Дети: 4/4

Педагог:А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?.

Дети:8

Педагог: Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

Дети:нет.

Педагог:Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…. 8-я).

Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.

(Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.)

Педагог:Правильно, и как называются эти линии…

Дети: ответы детей….

Педагог:ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.

Их на доске, как и горизонталей, также восемь.

Горизонтальные линии имеют обозначение цифр…., а вертикальные линии?

Дети:буквами.

Педагог:Правильно буквами (a,b,c,d,e,f,g,h).Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть. У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш. Запомните правило: сначала буква, потом цифра!

(Педагог достает из под доски листок с загадками и два небольших конверта)

Педагог: Что это? (ответы детей)

Дети:Это листок/ конверты

Педагог:Как вы считаете, откуда все это?

Дети:из тетрадки Загадая (иные ответы детей).

Педагог:Правильно, из тетрадки Загадая, Давайте посмотрим, что он приготовил нам на этот раз.

Педагог:(читает) :

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Игра-эстафета "Волшебные линии".

Задача:собрать из линий шахматную доску.

Делим детей на две команды. Педагог раскладывает на столе вертикальные, горизонтальные линии перемешав их.

Педагог:Итак, ребята, давайте разделимся на две команды. И поиграем! Команда выполнившая задание – поднимает руки! (распечатывает конверты и достает линии). Кто мне напомнит, что нам нужно сделать с линиями?

Дети: собрать шахматную доску

Педагог:Все готовы?

Дети:Да!

Педагог:1,2,3 - начни!

(дети собирают из линий шахматную доску)

Педагог: Какие мы молодцы! Со всем справились.

А сейчас давайте еще немного разомнемся!

Физминутка:

Педагог: А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, встаньте в круг.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

В путь мы снова все спешим. (садятся за столы)

ДИАГОНАЛЬ

Педагог: Продолжаем путь. (Воспитатель берет детей и ведет к третьему столу).

Педагог: Давайте посмотрим, что нас ждет здесь…

(На столе лежит указка, педагог берет ее в руки и спрашивает) :

Педагог: Ребята, а вы знаете, что это за палка?

Дети: Не палка, а указка.

Педагог: Она нам пригодится – подтвердила Клеточка.

Педагог: Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

(Педагог показала самые короткие диагонали).

Педагог: Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей.

(имя. ….)покажет нам большую белую диагональ.

Педагог: Вот вы и познакомились со всеми шахматными дорожками : горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь посмотрим, где же центр.

Педагог: Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. Давайте их покажем. ….)покажи центр (опросить 2-3 ребенка).

(Под центром аккуратно спрятаны задачки и воспитатель их достает).

Педагог: Ого! Что это! Снова задачки! Давайте посмотрим!

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Педагог: Первый вопрос.

1. Покажи какую-нибудь диагональ,

Покажи большую белую диагональ.

Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ.

Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей.

Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех полей.

Покажи диагональ из четырехполей.

Покажи диагональ из пятиполей.

Покажи диагональ из шестиполей.

Покажи диагональ из семи полей.

Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр.

Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре?

А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

Педагог: Какие вы у меня молодцы! Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, как выглядят шахматные фигуры. (Педагог рассаживает детей на стульчики и рассказывает по слайдам).

Педагог: Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Педагог: Ой, ребята, смотрите, что это?

(Педагог указывает в сторону большой шахматной доски.)

Дети: это шахматная доска.

Педагог: Это же какими должны быть фигуры, что бы играть на этой доске? Ребята, я предлагаю вам побыть шахматными фигурами, у меня даже костюмы имеются.

(Педагог помогает надеть детям накидки с изображением шахматных фигур.)

Педагог: Итак, всё шахматное войско перед нами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

(Дети пробуют ходить как фигуры.)

Педагог: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

Но не огорчайтесь, увлекательные шахматные сражения не утихают в течении многих столетий, приоткрывая своим поклонникам все новые и новые тайны.

В заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Покажите, пожалуйста, белое поле, пройди по нему (имя…., черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

- Сколько всего полей на шахматной доске?

- Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

- Как правильно сесть за шахматную доску?

- Сколько в центре полей? Какие?

- Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

- Сколько на доске горизонталей?

-Сколько вертикалей всего?

- Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

- Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

- У какой фигурки головка круглая?

- У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

- Какая фигура выше: пешка или ладья?

- Какая фигура ниже: слон или ферзь?

- Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

На этом наши приключения подошли к концу. Давайте снимем костюмы. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие (педагог помогает детям снять костюмы и дарит медали).До свидания.

Публикации по теме:

«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон»«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон» «Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер.» А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер,.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия кружка «Знакомство с Песочным Человечком»Конспект занятия кружка «Знакомство с Песочным Человечком» Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный, разноцветные камушки. Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся.

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Конспект занятия «В стране шахматной королевы» для детей подготовительной группыКонспект занятия «В стране шахматной королевы» для детей подготовительной группы В стране шахматной королевы. Цель. Создания условий для интеллектуального развития дошкольников. Задачи: • Активизировать мыслительную деятельность,.

Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.

Конспект занятия по конструированию из Лего «Знакомство» Занятие. Конструктор ЛЕГО. Знакомство. Цель: Развивать пространственное воображение, внимание, память. Задачи: 1. Познакомить в игровой.

«Знакомство с числом 3». Конспект занятия для средней группы НОУ Детский Сад «ЖАРКИ» Выполнила: воспитатель первой категории Агафонова Екатерина Ивановна Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с овощами и фруктами»Конспект занятия «Знакомство с овощами и фруктами» Мы решили познакомиться с овощами и фруктами. Многие малыши путают овощи и фрукты или вообще не знают,что это такое. Вот мы и решили разобраться.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с шахматной страной»
Опубликовано: 17 августа 2020 в 20:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД