Наталья Кондрукова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со звуком Й.
Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика.
Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности детей.
Задачи приоритетной образовательной области:
Речевое развитие:
• развитие слухового внимания: определение места звука в слове;
• развитие грамматического строя речи: закрепить умение детей образовывать существительные родительного падежа, единственного числа;
• развитие грамматического строя речи: упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [Й]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
• формировать умение давать характеристику звуку «Й» по предложенной схеме;
• обогащать активный словарь детей, уточнить их значение: «йог», «йод», «шайба»;
• закреплять умение отвечать на вопросы.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие:
• развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
• развивать способность к классификации;
• развивать психические процессы: память, логику, внимание, восприятие;
• совершенствовать познавательные умения: замечать недочёты, исправлять их.
Социально-коммуникативное развитие:
• совершенствовать игровые навыки детей;
• формировать интерес к общению между взрослыми и детьми;
• воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
• способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.
Физическое развитие:
• развивать мелкую моторику, координацию движений;
• Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями.
Предпосылки УУД:
личностные – умение сохранять заданную цель;
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;
познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира;
регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение контролировать свою деятельность по результату.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийная установка, презентация «Игры со звуком «Й», схема для характеристики звука, мяч, символы для характеристики звука.
Используемое оборудование для детей: зеркала для каждого ребёнка, картинки с предметами, в названиях которых есть звук «Й», фишки.
Вводная часть (мотивационный этап, 5 мин
Цель этапа: привлечь внимание детей к образовательной деятельности.
Логопед: Ребята, я хотела познакомить вас сегодня с новым удивительным звуком, который сам очень необычен, да ещё знает много интересных игр для детей. Но он потерялся среди загадок. Что же делать, подскажите?
А вы умеете отгадывать загадки? Тогда давайте скорее отгадывать, и может быть, звук найдётся!
1 загадка:
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Слайд №1
2 загадка.
Злой и страшный на лицо,
Смерть запрятал он в яйцо,
В Царстве золотых вещей
Кто живет? - Живет.
(Кощей Бессмертный) Слайд №2
3 загадка:
В городке цветочном этом
целый год сияет лето.
И народ весёлый тут -
коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик - всех не перечесть.
Самый главный, угадай-ка.
Ну конечно же (Незнайка) Слайд №3
4 загадка:
Он живёт в просторной клетке,
Говорить с ним любят детки:
Зря его ты не ругай –
Повторюшка (попугай) Слайд №4
5 загадка
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) Слайд №5
6 загадкаКто, валяясь на кушетке,
Целый день лежит в тени;
Любит мятные конфетки,
Избегает беготни?
Кто налить себе не может
В чашечку горячий чай…
Ну-ка быстренько ребятки
Назовите, кто?. (Лентяй) Слайд №6
7 загадка
По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может. (Троллейбус) Слайд №7
Логопед:
Молодцы, ребята, вспомните, о каких предметах были загадки?
Слайд № 8. Предметы отгадки появляются в ряд.
Логопед: Кто догадался, о каком звуке сегодня мы будем говорить?
Логопед: Это очень интересный звук. Он приготовил для вас много игр. Хотите узнать о нем больше? Что нам нужно делать, чтобы о нём всё узнать?
Основная часть, (23 мин.)
Цель: познакомить детей со звуком Й. Цель: выполнить задания
Слайд № 9. Появляется схема звука.
Логопед: Я предлагаю вам взять зеркала и посмотреть на свой язычок, когда он произносит звук Й.
Логопед: При произнесении звука Й
- Где находится язык?
- Зубы при этом?
- Губы?
-Как работает воздушная струя? Дети рассматривают схему положения языка при произношении звука Й.
Смотрят в индивидуальные зеркала, сравнивают и отвечают на вопросы логопеда.
Предполагаемые ответы детей.
- язык глубоко во рту
- зубы сближены
-губы в улыбке
Логопед: Можно ли пропеть этот звук? Давайте возьмем в руки воображаемый клубочек.
Логопед: А теперь проговорим и послушаем звук Й с закрытыми ушами.
Логопед: Что мы с вами можем сказать сейчас о звуке Й, когда мы посмотрели, как он произносится, послушали его.
Логопед: если сравнить его с «И», который можно тянуть долго, т. к. он гласный, то Й произносится коротко, словно толчок. Этот звук называют еще И-кратким.
Дети выполняют инструкцию логопеда, пробуют пропеть с воображаемым клубочком.
Дети закрывают уши руками и проговаривают звук.
Предполагаемые ответы детей.
Звук Й – согласный, т. к. его нельзя пропеть, звонкий (гудит в ушах).
Логопед: Хотите послушать сказку о звуке Й?
«Жил был звук Й. Было ему одному скучно и решил он найти себе друзей. Пошел он в красный замок.
Слайд № 10. Появляется красный замок.
- Кто живет у нас в красном замке?
Постучался он к ним. Открыли ему звуковки дверь и спрашивают его:
- А умеешь ли ты петь. Мы все певуньи, всегда поем.
-Нет, - отвечает звук Й.
- Тогда мы не можем тебя взять к себе жить.
Пошел тогда звук Й к синему замку.
Слайд №11. Появляется синий замок.
- Кто живет в этом замке?
Они спрашивают:
- Ты можешь говорить громко и твердо?
-Нет, - отвечает звук Й.
И твердые звуки тоже не взяли его к себе жить.
Вздохнул звук Й и отправился к зеленому замку.
Слайд №12. Появляется зелёный замок.
- А кто живет в этом замке?
Объяснил он этим звукам, что нигде его не принимали т. к. он не умеет петь и говорить громко и твердо.
И мягкие согласные звуки с радостью приняли его в свой замок.
Так он стал жить поживать в этом зеленом замке.
- Где же нашел себе друзей звук Й?
Рассматривают изображения замков - гласных звуков (красный)
- согласных твердых звуков (синий замок)
- согласных мягких звуков (зеленый замок)
Фронтальная работа с организацией взаимопроверки
Цель: закрепить умение давать характеристику звуку, формирование навыков взаимопроверки Цель: выполнить задание
- Кто из вас может выйти и дать полную характеристику звуку Й по схеме? (Приложение 1)
- Подумайте, какой символ подойдет к характеристике этого звука?
- А один самый смелый подойдет и выберет этот символ на доске.
(Приложение 2)
Один ребенок выходит к схеме и дает характеристику звуку.
Дети по желанию дают характеристику по схеме. (2-3 человека)
Ребенок выбирает нужный символ (мальчик в зеленой рубашке с колокольчиком.)
Дети осуществляет взаимопроверку, исправляют ошибки
Игра «Поймай звук»
Цель: развитие фонематического слуха, развитие логического мышления Цель: выполнить упражнение
Логопед: Ребята, звук Й хочет с вами поиграть.
Игра называется «Поймай звук»
Нужно хлопнуть в ладоши, когда будет звучать звук Й.
Логопед произносит отдельные звуки:
м, н, о, й, к,с,а,и, й
Слайд №13. На экране картинки, в названиях некоторых предметов находится звук Й.
картинки: йог, попугай, йогурт, машина, кот, сойка, чай, мяч, чайка, копейка, йод.
Логопед: подарите звуку й предметы, в названиях которых есть звук Й, отправь в корзину.
Дети слушают инструкцию к выполнению игры.
Дети выполняют упражнение
(хлопают, когда услышат звук Й)
Дети распределяют предметы на интерактивной доске
Игра «Где звук живет» задание дифференцированного характера
Цель: развитие фонематического слуха. Цель: выполнить упражнение, проверить правильность выполнения
Логопед: Звук Й может жить в начале, в середине и в конце слова. Попробуем определить место звука в словах. (Приложение 3)
У каждого из вас на столе картинка с изображением предмета со звуком Й. Определите его место в слове, выберите нужную схему. (Приложение 4)
1 уровень сложности: каравай, сарай, чай, клей,
2 уровень сложности: балалайка, лейка, чайка, сойка, гайка, яйцо, йогурт, йог, йод
(Детям легче выделить согласный звук в конце слова)
- Раз, два, три - к своей схеме подойди.
Проверьте друг друга, все ли правильно подошли к своей схеме.
Дети по своим картинкам определяют место звука в слове, подходят к столу с нужной схемой.
Игра «Кого не стало?»
Цель: закреплять умение детей образовывать существительные родительного падежа, единственного числа, зрительной и слуховой памяти Цель: выполнить упражнение
Логопед: вспомните, в каких словах - загадках спрятался звук Й. Посмотрите, кого не стало.
Слайд 14.
Дюймовочка, Кощей, Лентяй, Незнайка, воробей, попугай (нет – троллейбуса);
Слайд 15.
Дюймовочка, Кощей, Лентяй, воробей, попугай, троллейбус (нет – Незнайки);
Слайд 16.
Дюймовочка, Кощей, воробей, попугай, троллейбус, Незнайка (нет – Лентяя);
Слайд 17.
Кощей, Лентяй, попугай, троллейбус, Незнайка (нет – Дюймовочки и воробья).
Дети определяют, кого не стало, образовывают новые слова
Физкультминутка
Цель: переключение на двигательную деятельность, снятие эмоционального напряжения
Вправо-влево головой
Руки вверх! Перед собой
Топни правою ногой
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой
Влево шаг. На месте стой. Выполняют движения в соответствии с текстом.
Игра «Измени слово»
Цель: упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения
Следующая игра «Измени слово» (с мячом) в кругу.
Звук Й очень любит командовать, давайте поучимся у него. Измените слово так, чтобы получилась команда. Например: «дать» - «дай».
Петь – пой, играть – играй, стоять – стой,
ломать – ломай, ругать – ругай, жевать - жуй, дуть – дуй, надеть – надевай, выть – вой, пить – пей.
Дети ловят мяч, образовывают новые слова
Игра «Положи столько же»
Цель: развитие фонематического слуха
Послушайте стихотворение. Выложите столько же фишек, сколько раз вы услышите звук Й.
Будьте внимательны.
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.
Посчитайте свои фишки. Сколько звуков Й вы услышали? У кого получилось 6 фишек, тот может собой гордиться!
Звуку Й очень понравилось с вами играть, вы не сделали ни одной ошибки.
Молодцы!
Берут в руку 10 фишек, слушают.
Выкладывают по одной фишке, на каждый прозвучавший звук Й, на стол.
Считают сколько фишек.
Ответы детей.
Игра «Третий лишний» задание дифференцированного характера
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, логического мышления Цель: найти лишнюю картинку
И последнюю игру предлагает вам Й.
Какое слово здесь лишнее и почему?
Слайд № 18
Картинки: майка, чайник, лиса (лишнее – без звука Й)
Слайд № 19
Картинки: трамвай, воробей, йод (лишнее – по местоположению звука в слове)
Слайд № 20.
Картинки: попугай, воробей, хоккей (лишнее – по классификации предмета)
Этап 3. Заключительный (2 мин.)
Цель: подвести итоги деятельности, рефлексия Цель: получить положительную оценку своей деятельности
Звук Й благодарит вас за ваш интерес к нему, ему очень понравилось с вами играть.
Что вы о нем узнали?
Какой это звук?
В какие игры вам сегодня понравилось играть? Что было сложно?
Логопед предлагает детям посмотреть мультфильм о звуке Й (серия мультфильмов «Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой»)
Информационные ресурсы:
Картинки в свободном доступе на сайте images.yandex.ru