Лучший педагог года

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Татьяна Есенеева
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Цель: воспитания уважения к традициям и культуре татарского народа, проживающего в нашей стране.

Задачи:

Педагогические:

Образовательная: познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.

Развивающая: развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям татарского народа через непосредственное общение с представителем татарской национальности.

Практическая: украсить полотенчики национальным орнаментом.

Форма организации совместной деятельности: совместно – индивидуальная деятельность.

Участники: воспитатель, дети, солистка ансамбля «БЕХЕТ» (ДК Северный) Диева Н. А.

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, карта России, фотографии народов России, иллюстрации национального праздника «Сабантуй», магнитофон, диск с записями, гуашь, кисти, шаблоны татарского орнамента, полотенце.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций костюмов народов татарской национальности, народные татарские праздники.

Просмотр презентации «Жизнь и обычаи татарского народа».

Разучивание татарских речёвок.

Встреча с татарской семьёй.

Дидактические игры: «Узнай костюм», «Назови блюдо».

Сценарий совместной деятельности:

Воспитатель: ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна?

Ответы детей: Россия.

Воспитатель: кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный воспитанник проводит указкой по границам России)

Воспитатель: наша Родина очень большая, красивая и богатая. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Какие народы населяют нашу страну?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей (рассматривают иллюстрации).

Но русский народ составляет основу России, саму ее душу.

Давайте, покажем на карте где находиться Пермский край.

Дети показывают

Воспитатель: Да, здесь мы с вами живем. И у нас есть соседи.

А кто такие соседи?

Например - как называется соседняя группа?

Дети: «Золотой ключик».

Воспитатель: правильно, а почему группу «Золотой ключик» мы называем соседней?

Дети: потому что она рядом с нами.

Воспитатель: правильно соседи это люди, живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи, Аня сидит рядом со Славой - значит они соседи. Хорошо, а как себя должны вести соседи?

Дети: дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходить в гости.

Воспитатель: правильно, а вы дружите со своими соседями?

Дети: да.

Воспитатель: молодцы, есть соседние группы, соседние квартиры, улицы, города, республики, страны.

Сегодня мы поговорим о народе, живущем в другой соседней республике. Эта республика называется Татарстан, а народ, который там живёт - татары. Это многочисленный народ и поэтому татары живут не только в Татарстане, но и по всей России.

Татары говорят на татарском языке.

«Здравствуйте» на татарском языке звучит как «ИСЕММЭСИС». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.

Дети здороваются.

Воспитатель: теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете можно узнать татар?

Ответы детей: по речи, по одежде.

Воспитатель: правильно, посмотрите - вот куклы: мальчика и девочки - Гульнара и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Во что одета Гульнара?

Дети: в белую блузу, голубую юбку, синий жилет.

Воспитатель: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивками.

Воспитатель: жилет у Гульнары красивый, бархатный, украшенный мехом. А во что одет Ринат?

Дети: Ринат одет в длинную рубашку, широкие брюки, полосатый халат.

Воспитатель: длинная рубашка Рината подвязана кушаком. Обратите внимание: и Ринат, и Гульнара одеты в жилеты. На ногах у них ЧЕКМЕНИ – так называется обувь, а на голове - ТЮБЕТЕЙКА - маленькие шапочки. А теперь давайте поиграем, найдите среди этих картинок людей в татарских национальных костюмах

(дети выполняют задание).

Воспитатель: татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах, чаще - по праздникам и деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетках.

Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент - это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа.

У татарского народа существует три основных вида орнамента:

• первый вид - «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейка, клпш, платки).

• второй вид орнамента - «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии.

• третий вид орнамента называется - «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в о основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.

Воспитатель: к нам сегодня в гости приедет гостья, она татарка. Как вы думаете, какой ей можно сделать подарок?

Ответы детей:

Воспитатель: традиционным подарком у татар считается полотенце. И сегодня мы с вами украсим полотенчики татарским орнаментом.

Воспитатель: а сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно - растительный или зооморфный.

Ответы детей: (Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно – растительный, потому что вижу на рисунке цветы, а я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей, а я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломанные линии и верёвочку).

Воспитатель: народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному.

Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте.

Стук в дверь. Заходит гостья - татарка в национальном костюме.

Здоровается по - татарски, приглашаем посмотреть как мы украшаем орнаментом полотенца.

Воспитатель: расскажите нам о своих традициях.

Гость: в татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар - мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепёшки - кабатма, блины - киймак, пироги с начинкой - беляш и др. Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников - САБАНТУЙ. На этом празднике мужчины и юноши состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят коней, по этому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц, поговорок. Татары смелый, гордый, трудолюбивый народ. Они искусные мастера — ювелиры, и делают украшения из металла.

После того, как вы украсите полотенца, мы с вами поиграем в национальную игру и я вам спою песню на татарском языке.

Дети с гостьей играют в национальную подвижную игру и слушают песню на татарском языке.

Воспитатель: ну что, дети, понравилось вам как мы сегодня провели с вами время? Что вы запомнили, что вам понравилось?

ответы детей.

Воспитатель: мне тоже очень понравилось общаться с нашей гостьей. Ну а теперь пора прощается на русском и татарском языках.

И еще мы хотим сделать подарок – наши полотенчики.

Воспитатель, подводя итог, ещё раз напоминает, что существуют разные народы с разной культурой и что, помимо своей культуры, нужно уважать культуру и обычаи других национальностей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с традициями, обычаями, бытом родного края в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями, обычаями, бытом родного края. Воспитатель.

Конспект занятия «Что за чудо — эти сказки! Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина» для подготовительной группы Программное содержание: - Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина; - Воспитывать умение эмоционально воспринимать.

Конспект занятия по мультикультурному образованию в дошкольном возрасте «Знакомство с культурой таджикского народа» Технологическая карта «Знакомство с культурой таджикского народа». Старшая группа. Цель: Создать условия для развития интереса детей к культуре.

Конспект занятия с использованием мордовского и татарского этнокультурного состава «Россия — Родина моя» Цель. Формирование представлений о России; воспитание ценностного отношения к своей Родине. Задачи. Образовательные: - обобщить знания.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев» Цель: Приобщение дошкольников к культуре народа коми Образовательные задачи: дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях.

Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проблема проекта: Дети не знакомы с творчеством великих.

Фотоотчет «Знакомство с традициями русского народа»Фотоотчет «Знакомство с традициями русского народа» Русский народ-коренные жители России, православные христиане. Очень важны культура и традиции нации. Одной из отличительных черт русского.

Знакомство родителей с жизнью детского сада и группы. День за днем! Презентация для родителей о жизни детей в группе. Создать условия для знакомства родителей друг с другом и сблизить их между собой, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей.

Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 54 «РАДУГА» Конспект НОД по ознакомлению.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова» Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 16:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД