Вера Алексеевна Паксеева
Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»
▼ Скачать + Заказать документы
При планировании прогулки задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить детей активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельностью: наблюдением, различными играми, трудом. Содержание деятельности детей учитывала от времени года, от погоды, интересов детей и от регионального компонента (т. е. закрепление знаний о природно-климатических особенностях родного края). Известно, что игровая деятельность является приоритетной в детском саду. И я старалась, чтобы все дети были охвачены игрой, ведь в игре у детей развиваются инициатива, самостоятельность, уверенность, настойчивость, а двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе. Прогулку старалась провести интересно, познавательно; все ее этапы были объединены одним сюжетом и подчинены единой цели.
Публикация «Конспект зимней прогулки „Какая зима в Чувашии“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Цель: Формирование у детей первичных представлений об универсальной ценности родной природы Чувашии. Задачи:
- Формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально – чувственной сферы.
- Формирование представлений о народных приметах, о погоде.
- Ознакомление с национальными традициями Чувашского края, с чувашскими народными приметами о погоде.
- Развитие устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе, проектно – исследовательской деятельности народных примет о погоде.
- Воспитание толерантности, уважительного отношения к традициям и духовным ценностям своего народа.
ОО «Речевое развитие»
Обучающие: - Закрепить знания об особенностях природных условий Чувашии.
Развивающие:- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки.
-Развивать речевую активность детей через полные ответы на поставленные воспитателем вопросы.
Воспитательные: - Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
ОО «Познавательное развитие»
Развивающие:- Поддерживать интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; формировать познавательные действия. Обучающие: - Предоставить детям возможность для исследования, экспериментирования в условиях прогулки.
Воспитательные: - Проявлять заботу о птицах, растениях.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Обучающие:- Закрепить правила безопасного поведения во время игр на участке.
Развивающие:- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками.
-Развивать самостоятельное игровое поведение и взаимодействие детей в игре.
Воспитательные:- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам; приучать детей убирать за собой выносной инвентарь.
ОО «Физическое развитие»
Развивающие: - Расширять двигательный опыт детей, обогащение его новыми, более сложными движениями.
- Развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.
- Совершенствовать имеющие навыки в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях.
Обучающие: - Становление ценностей ЗОЖ.
Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность; активность.
-Укрепить здоровье детей в процессе прогулки.
Предварительная работа:
-Чтение книг, стихов, отгадывание загадок про зиму, снег, лед и другие зимние явления;
-Беседы о профессиях людей, снимающих кино;
-Беседы о значении интернета в жизни людей;
-Разучивание текстов новых игр;
-Просмотр видеофильмов о работе научно-исследовательских институтов;
- Наблюдения на улице за зимними признаками и приметами;
-Изготовление линейки «снегомер»;
-Чтение информации о том, как определить высоту снежного покрова;
-Сюжетно-ролевые игры: «Репортер», «Журналист»;
- Работа с картами – схемами народных примет о погоде;
- Знакомство с приметами о погоде по поведению птиц, животных.
Оборудование и материалы: Лопатки, венички, снегомерная линейка, снежные комочки, корм для птиц, письмо, кормушки, костюм снеговика. Видеокамера, карандаши, блокноты, карта- схема высоты снежного покрова, зефир, планшетки на каждого ребенка.
Ход прогулки:
(Дети одеваются и выходят на улицу)
Воспитатель:- "Проходите, ребятишки: и девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать, за руки друг друга взять!
Друг на друга посмотрите и улыбки подарите!
(Выносится письмо, воспитатель читает)
Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Дружные ребята» МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка»! Пишут вам сотрудники научно-исследовательского института. Мы занимаемся изучением Арктики и особенностями зимнего времени года. 7 февраля в Чебоксарах начала работу международная конференция по этому вопросу. Были представлены исследования ученных по изучению особенностей зимы в условиях пустыни, степи, севера. Но, к сожалению, никто не представил исследований особенностей зимы в условиях средней полосы Поволжья - Чувашии. Сотрудники института узнали, что вы, ребята, живете в Чувашии и приглашают вас принять участие в работе конференции.
Воспитатель: - Ребята, вы согласны принять участие в конференции?
Дети: - Согласны (ответы детей).
Воспитатель: - А как мы с вами можем принять участие в конференции и рассказать про нашу зиму в Чувашии?
Дети:- Нарисовать, поехать, полететь (ответы детей).
Воспитатель: - Нарисуем-отправим рисунки по почте - это будет долго! Поедем на поезде - все захотят поехать, билетов может не быть! На самолете - дорого!
-Что же нам делать? Ведь вы столько много знаете про нашу зиму (Подвести детей к выводу, что можно снять видео и отправить его) По телевизору вы столько много смотрели передач, фильмов про разные времена года. Вот давайте сами попробуем снять фильм! Назовите мне профессии людей, которые участвуют в создании фильма (Оператор, режиссер, декоратор, сценарист)
Воспитатель: - Ребята, к нашему счастью у меня есть знакомый оператор, который нам поможет снять фильм, смонтировать его и отправить в Чебоксары (появляется оператор с камерой)
Воспитатель:- Ребята, вы готовы рассказать участникам конференции о нашей зиме в Чувашии
Дети:- Да.
Воспитатель: - Тогда отвечайте громко, четко, полным предложением!
1) Какое время года сейчас у нас в Чувашии? (зима)
2) Какие признаки зимы вы знаете? (мороз, завывают вьюги, метут метели, пурга, много снега, иней, изморозь и гололед, люди надевают теплые одежды, утепляют дома)
3) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
4) Какая зима у нас в Чувашии? (морозная, холодная, умеренная, снежная, суровая, белоснежная)
5) Как готовы к зиме звери? (впадают в спячку, делают запасы еды, накапливают жир, меняют цвет шерсти)
6) Как зимуют деревья? (деревья находятся в состоянии покоя) Деревья на зиму сбрасывают листву, но они не умирают. А просто отдыхают. Сокодвижение и рост замедляются.
7) Почему зимой деревья находятся в состоянии покоя? (останавливается рост деревьев, они как будто спят)
8) Почему нельзя стряхивать снег с веточек? (снег на веточках защищает их от морозов)
9) Что мы можем сделать, чтобы корни деревьев не замерзли? (обкидать корни снегом)
Давайте попросим наших мальчиков обкидать корни деревьев (Мальчики берут лопатки и обкидывают стволы деревьев на участке)
10) А почему зимой мало птиц на улице? (многие птицы улетели в теплые края) КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ? НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛУЙСТА,
11) Какие птицы остались с нами зимовать? ( зимующие: сорока, голубь, воробей, ворона). Поищите глазами таких птиц.
12) А что мы с вами делаем, чтобы помочь птицам зимой? (подкармливаем их, развешиваем кормушки).
Воспитатель: - Давайте насыплем зерна в наши кормушки (вместе с девочками насыпаем зерно в кормушки, затем, по окончании работ, девочки хвалят мальчиков, мальчики - девочек).
Чувашский народ очень наблюдателен. Чуваши любили наблюдать за изменениями погоды по поведению птиц, животных…и могли предсказывать погоду на завтра и последующие дни.
- А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ О ПОГОДЕ ЗИМОЙ ПО ПОВЕДЕНИЮ ПТИЦ?
Ответы детей.
И я хочу вас познакомить с чувашской народной приметой о погоде. Например:- Ворон высоко летает – к ветру. Курица на одной ноге стоит к стуже. (Зарисовка карты – схемы).
12) А где находится солнце зимой? (Солнце находится ниже ближе к поверхности земли, его лучи как бы скользят по поверхности и мало греют).
Воспитатель предлагает прочитать заранее выученный стих ребенку.
Сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
снег стучал в стекло,
А сейчас гляди как весело
И белым – бело.
Воспитатель: - Расскажите, какие признаки зимы Сергей Маршак описал в стихотворении.
Дети: - Снег, снегопад, белым – бело, снег охапками, накрылись шапками, о том, что он лежит везде (ответы детей).
Воспитатель:- А что вы ребята знаете о снежном покрове?
Ответы детей.
Воспитатель: - Такое явление представляет снежный покров. Снежным покровом называют - слой снега, лежащий на поверхности почвы или льда, образовавшийся в результате снегопадов в зимнее время. Сплошной снежный покров гарантирует наилучшую защиту почвы и зимующих под ним растений и животных от охлаждения и промерзания, является источником влаги в почве и важным фактором полноводья рек. Снежный покров является зеркалом сезонного состояния природы и несет большую информацию о погодных явлениях.
Распределение снега зависит от особенностей выпадения осадков, силы ветра, характера поверхности и других факторов. Перемещается снег по физическим законам переноса песка. На затишных участках происходит накопление снега, и образуются сугробы. Места, подверженные продолжительному ветровому воздействию, как правило, лишены снега.
Воспитатель: - А теперь предлагаю вам определить снежный покров в разных частях нашего участка. Оценивать мы будем структуру снега. Какой снег?
Дети: - Снег свежий, пушистый, липкий, рассыпчатый (ответы детей).
Воспитатель: - Снежный покров можно оценить, визуально осмотрев окрестность. А можно определить с помощью снегомерной рейки. Она заострена снизу, имеет металлический наконечник и сантиметровые деления. Размеры рейки: длина 180 см, ширина 4, толщина 2 см.
Воспитатель: - Измерять будем на открытом участке длиной 1 м, под кронами деревьев, и за зданием.
Результаты измерений
№ пп Высота снежного покрова по рейке, см Средняя высота снежного покрова, см Плотность снега, г/см3 Средняя величина плотности, г/см3 Структура снега Степень покрытия, баллы Характер залегания снежного покрова
Практическая работа №1. «Определение высоты снежного покрова». Результат занести в таблицу. Сделать вывод.
Вывод. Высота снежного покрова в разных частях участка составляла от 20 см до 75 см
Средняя высота снежного покрова на открытом участке - 40см. в лесополосе – 50см, защищенной полосе от ветра – 70см. Снег лежит неравномерно.
Практическая работа №2 «Построение профиля снежного покрова»
На графике буквами обозначены: А – открытое пространство игрового участка; Б –расположение ветрозащитной полосы; В – пространство после ветрозащитной полосы.
Вывод. На профиле снежного покрова отчетливо видно, что меньше всего снега накапливается за зиму на ровных, хорошо продуваемых местах. В самой ветрозащитной полосе, состоящей из кленов и тополей, снега накапливается в 2 раза больше. Но самое большое количество снега – за лесополосой.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание и назвали все признаки зимы. Предполагаю, что сотрудники института все запомнили. А какая же наша чувашская зима без зимних забав и снеговика!
Воспитатель:- В какие игры и забавы играют дети зимой?
Дети: - Катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, катаются с горки (ответы детей).
Воспитатель: - А еще хотите поиграть!
Дети: - Да.
Воспитатель: - Только сначала давайте вспомним правила безопасного поведения на участке во время игр.
- Не толкаемся, когда бегаем;
-железные предметы руками не трогаем;
-на горке катаемся по очереди;
-играем только на своем участке;
-во время игр не нарушаем правила.
Проводится игра «Лепим мы снеговика». Игра малой подвижности «Лепим мы снеговика» (Движения согласно текста).
Дети и воспитатель: - "Тра-та-та, тра-та-та, лепим мы снеговика!
Мы на ком поставим ком.
Глазки подведем, нос-морковку вставим.
Шапочку найдем.
Вот какой снеговичок - белый снежный толстячок»
(появляется Снеговик).
Снеговик:- Здравствуйте, ребята! Сорока мне поведала, что вы здесь кино снимаете! Я тоже хочу поучаствовать! Кто как не я знает все про зиму! Это мое любимое время года! Сорока мне поведала, что вы много здесь рассказывали и показывали! А я сам хочу убедиться, что вы все знаете! Вот вам мои задания!
Подберите по смыслу родственные слова слову "снег"-
-Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
-С неба все скользят пушинки-серебристые. (снежинки)
-Вот веселье для ребят-все сильнее. (снегопад)
-Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
-На снегу то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Задание 2:
-Чего больше: снегопадов или снежинок?
-Чего меньше: зим или зимних месяцев?
Снеговик: - Молодцы, ребята! Вижу, что сорока меня не обманула!
Воспитатель: - Снеговик, хочешь с нами поиграть?
Проводится игра «Снеговик». Снеговик выбирается считалкой. Снеговик дремлет. Дети, произнося текст, медленно подходят к нему. На последних словах снеговик просыпается и бежит ловить детей. Игра продолжается 2-3 раза.
"Снеговик сидит, сидит
Утром дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждет,
ночью всех пугать идет! "
Снеговик: - Ребята, спасибо вам за игру, но мне пора уходить! Я принес вам в подарок зимнее угощение - снежки (белый зефир, но вы их скушаете после прогулки в группе (уходит).
Воспитатель:- Ну что, ребята, и нам пора заканчивать свой фильм! Скажем "спасибо" нашему оператору, он сегодня все смонтирует и отправит наш фильм участникам конференции, которые уже сегодня его посмотрят! Что нового мы узнали сегодня?
Дети: - Чувашскую народную примету о погоде по поведению птиц. О том кто снимает фильм. Что такое снежный покров. Как измерять высоту снежного покрова. Учились измерять и строить динамику снежного покрова. Записывать карту схему о погоде (ответы детей).
Используемая литература:
1. Долгова Т. Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Методическое пособие. М. : Сфера, 2010.
2. Картушина М. Быть здоровыми хотим. М. :Сфера,2004.
3. Кобзева Т. Г. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. Волгоград. : Учитель,2011.
4. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-7 лет. Сфера, Санкт – Петербург,2011.
5. Лучич М. В. Детям о природе. М. :Просвещение,1989.
6. Материалы со страниц в интернете (сайт «Дошколенок»).
7. Мурашкина Т. В. Программа этноэкологического развития детей5-6 лет. Чебоксары,2015.
8. Нуждина Н. В. Энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия развития,1997.
9. Интернет – ресурсы.