Получи документы

Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»

Вера Алексеевна Паксеева
Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»

При планировании прогулки задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить детей активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельностью: наблюдением, различными играми, трудом. Содержание деятельности детей учитывала от времени года, от погоды, интересов детей и от регионального компонента (т. е. закрепление знаний о природно-климатических особенностях родного края). Известно, что игровая деятельность является приоритетной в детском саду. И я старалась, чтобы все дети были охвачены игрой, ведь в игре у детей развиваются инициатива, самостоятельность, уверенность, настойчивость, а двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе. Прогулку старалась провести интересно, познавательно; все ее этапы были объединены одним сюжетом и подчинены единой цели.

Публикация «Конспект зимней прогулки „Какая зима в Чувашии“» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей первичных представлений об универсальной ценности родной природы Чувашии. Задачи:

- Формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально – чувственной сферы.

- Формирование представлений о народных приметах, о погоде.

- Ознакомление с национальными традициями Чувашского края, с чувашскими народными приметами о погоде.

- Развитие устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе, проектно – исследовательской деятельности народных примет о погоде.

- Воспитание толерантности, уважительного отношения к традициям и духовным ценностям своего народа.

ОО «Речевое развитие»

Обучающие: - Закрепить знания об особенностях природных условий Чувашии.

Развивающие:- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки.

-Развивать речевую активность детей через полные ответы на поставленные воспитателем вопросы.

Воспитательные: - Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

ОО «Познавательное развитие»

Развивающие:- Поддерживать интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; формировать познавательные действия. Обучающие: - Предоставить детям возможность для исследования, экспериментирования в условиях прогулки.

Воспитательные: - Проявлять заботу о птицах, растениях.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Обучающие:- Закрепить правила безопасного поведения во время игр на участке.

Развивающие:- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками.

-Развивать самостоятельное игровое поведение и взаимодействие детей в игре.

Воспитательные:- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам; приучать детей убирать за собой выносной инвентарь.

ОО «Физическое развитие»

Развивающие: - Расширять двигательный опыт детей, обогащение его новыми, более сложными движениями.

- Развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.

- Совершенствовать имеющие навыки в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях.

Обучающие: - Становление ценностей ЗОЖ.

Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность; активность.

-Укрепить здоровье детей в процессе прогулки.

Предварительная работа:

-Чтение книг, стихов, отгадывание загадок про зиму, снег, лед и другие зимние явления;

-Беседы о профессиях людей, снимающих кино;

-Беседы о значении интернета в жизни людей;

-Разучивание текстов новых игр;

-Просмотр видеофильмов о работе научно-исследовательских институтов;

- Наблюдения на улице за зимними признаками и приметами;

-Изготовление линейки «снегомер»;

-Чтение информации о том, как определить высоту снежного покрова;

-Сюжетно-ролевые игры: «Репортер», «Журналист»;

- Работа с картами – схемами народных примет о погоде;

- Знакомство с приметами о погоде по поведению птиц, животных.

Оборудование и материалы: Лопатки, венички, снегомерная линейка, снежные комочки, корм для птиц, письмо, кормушки, костюм снеговика. Видеокамера, карандаши, блокноты, карта- схема высоты снежного покрова, зефир, планшетки на каждого ребенка.

Ход прогулки:

(Дети одеваются и выходят на улицу)

Воспитатель:- "Проходите, ребятишки: и девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать, за руки друг друга взять!

Друг на друга посмотрите и улыбки подарите!

(Выносится письмо, воспитатель читает)

Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Дружные ребята» МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка»! Пишут вам сотрудники научно-исследовательского института. Мы занимаемся изучением Арктики и особенностями зимнего времени года. 7 февраля в Чебоксарах начала работу международная конференция по этому вопросу. Были представлены исследования ученных по изучению особенностей зимы в условиях пустыни, степи, севера. Но, к сожалению, никто не представил исследований особенностей зимы в условиях средней полосы Поволжья - Чувашии. Сотрудники института узнали, что вы, ребята, живете в Чувашии и приглашают вас принять участие в работе конференции.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны принять участие в конференции?

Дети: - Согласны (ответы детей).

Воспитатель: - А как мы с вами можем принять участие в конференции и рассказать про нашу зиму в Чувашии?

Дети:- Нарисовать, поехать, полететь (ответы детей).

Воспитатель: - Нарисуем-отправим рисунки по почте - это будет долго! Поедем на поезде - все захотят поехать, билетов может не быть! На самолете - дорого!

-Что же нам делать? Ведь вы столько много знаете про нашу зиму (Подвести детей к выводу, что можно снять видео и отправить его) По телевизору вы столько много смотрели передач, фильмов про разные времена года. Вот давайте сами попробуем снять фильм! Назовите мне профессии людей, которые участвуют в создании фильма (Оператор, режиссер, декоратор, сценарист)

Воспитатель: - Ребята, к нашему счастью у меня есть знакомый оператор, который нам поможет снять фильм, смонтировать его и отправить в Чебоксары (появляется оператор с камерой)

Воспитатель:- Ребята, вы готовы рассказать участникам конференции о нашей зиме в Чувашии

Дети:- Да.

Воспитатель: - Тогда отвечайте громко, четко, полным предложением!

1) Какое время года сейчас у нас в Чувашии? (зима)

2) Какие признаки зимы вы знаете? (мороз, завывают вьюги, метут метели, пурга, много снега, иней, изморозь и гололед, люди надевают теплые одежды, утепляют дома)

3) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

4) Какая зима у нас в Чувашии? (морозная, холодная, умеренная, снежная, суровая, белоснежная)

5) Как готовы к зиме звери? (впадают в спячку, делают запасы еды, накапливают жир, меняют цвет шерсти)

6) Как зимуют деревья? (деревья находятся в состоянии покоя) Деревья на зиму сбрасывают листву, но они не умирают. А просто отдыхают. Сокодвижение и рост замедляются.

7) Почему зимой деревья находятся в состоянии покоя? (останавливается рост деревьев, они как будто спят)

8) Почему нельзя стряхивать снег с веточек? (снег на веточках защищает их от морозов)

9) Что мы можем сделать, чтобы корни деревьев не замерзли? (обкидать корни снегом)

Давайте попросим наших мальчиков обкидать корни деревьев (Мальчики берут лопатки и обкидывают стволы деревьев на участке)

10) А почему зимой мало птиц на улице? (многие птицы улетели в теплые края) КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ? НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛУЙСТА,

11) Какие птицы остались с нами зимовать? ( зимующие: сорока, голубь, воробей, ворона). Поищите глазами таких птиц.

12) А что мы с вами делаем, чтобы помочь птицам зимой? (подкармливаем их, развешиваем кормушки).

Воспитатель: - Давайте насыплем зерна в наши кормушки (вместе с девочками насыпаем зерно в кормушки, затем, по окончании работ, девочки хвалят мальчиков, мальчики - девочек).

Чувашский народ очень наблюдателен. Чуваши любили наблюдать за изменениями погоды по поведению птиц, животных…и могли предсказывать погоду на завтра и последующие дни.

- А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ О ПОГОДЕ ЗИМОЙ ПО ПОВЕДЕНИЮ ПТИЦ?

Ответы детей.

И я хочу вас познакомить с чувашской народной приметой о погоде. Например:- Ворон высоко летает – к ветру. Курица на одной ноге стоит к стуже. (Зарисовка карты – схемы).

12) А где находится солнце зимой? (Солнце находится ниже ближе к поверхности земли, его лучи как бы скользят по поверхности и мало греют).

Воспитатель предлагает прочитать заранее выученный стих ребенку.

Сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

снег стучал в стекло,

А сейчас гляди как весело

И белым – бело.

Воспитатель: - Расскажите, какие признаки зимы Сергей Маршак описал в стихотворении.

Дети: - Снег, снегопад, белым – бело, снег охапками, накрылись шапками, о том, что он лежит везде (ответы детей).

Воспитатель:- А что вы ребята знаете о снежном покрове?

Ответы детей.

Воспитатель: - Такое явление представляет снежный покров. Снежным покровом называют - слой снега, лежащий на поверхности почвы или льда, образовавшийся в результате снегопадов в зимнее время. Сплошной снежный покров гарантирует наилучшую защиту почвы и зимующих под ним растений и животных от охлаждения и промерзания, является источником влаги в почве и важным фактором полноводья рек. Снежный покров является зеркалом сезонного состояния природы и несет большую информацию о погодных явлениях.

Распределение снега зависит от особенностей выпадения осадков, силы ветра, характера поверхности и других факторов. Перемещается снег по физическим законам переноса песка. На затишных участках происходит накопление снега, и образуются сугробы. Места, подверженные продолжительному ветровому воздействию, как правило, лишены снега.

Воспитатель: - А теперь предлагаю вам определить снежный покров в разных частях нашего участка. Оценивать мы будем структуру снега. Какой снег?

Дети: - Снег свежий, пушистый, липкий, рассыпчатый (ответы детей).

Воспитатель: - Снежный покров можно оценить, визуально осмотрев окрестность. А можно определить с помощью снегомерной рейки. Она заострена снизу, имеет металлический наконечник и сантиметровые деления. Размеры рейки: длина 180 см, ширина 4, толщина 2 см.

Воспитатель: - Измерять будем на открытом участке длиной 1 м, под кронами деревьев, и за зданием.

Результаты измерений

№ пп Высота снежного покрова по рейке, см Средняя высота снежного покрова, см Плотность снега, г/см3 Средняя величина плотности, г/см3 Структура снега Степень покрытия, баллы Характер залегания снежного покрова

Практическая работа №1. «Определение высоты снежного покрова». Результат занести в таблицу. Сделать вывод.

Вывод. Высота снежного покрова в разных частях участка составляла от 20 см до 75 см

Средняя высота снежного покрова на открытом участке - 40см. в лесополосе – 50см, защищенной полосе от ветра – 70см. Снег лежит неравномерно.

Практическая работа №2 «Построение профиля снежного покрова»

На графике буквами обозначены: А – открытое пространство игрового участка; Б –расположение ветрозащитной полосы; В – пространство после ветрозащитной полосы.

Вывод. На профиле снежного покрова отчетливо видно, что меньше всего снега накапливается за зиму на ровных, хорошо продуваемых местах. В самой ветрозащитной полосе, состоящей из кленов и тополей, снега накапливается в 2 раза больше. Но самое большое количество снега – за лесополосой.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание и назвали все признаки зимы. Предполагаю, что сотрудники института все запомнили. А какая же наша чувашская зима без зимних забав и снеговика!

Воспитатель:- В какие игры и забавы играют дети зимой?

Дети: - Катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, катаются с горки (ответы детей).

Воспитатель: - А еще хотите поиграть!

Дети: - Да.

Воспитатель: - Только сначала давайте вспомним правила безопасного поведения на участке во время игр.

- Не толкаемся, когда бегаем;

-железные предметы руками не трогаем;

-на горке катаемся по очереди;

-играем только на своем участке;

-во время игр не нарушаем правила.

Проводится игра «Лепим мы снеговика». Игра малой подвижности «Лепим мы снеговика» (Движения согласно текста).

Дети и воспитатель: - "Тра-та-та, тра-та-та, лепим мы снеговика!

Мы на ком поставим ком.

Глазки подведем, нос-морковку вставим.

Шапочку найдем.

Вот какой снеговичок - белый снежный толстячок»

(появляется Снеговик).

Снеговик:- Здравствуйте, ребята! Сорока мне поведала, что вы здесь кино снимаете! Я тоже хочу поучаствовать! Кто как не я знает все про зиму! Это мое любимое время года! Сорока мне поведала, что вы много здесь рассказывали и показывали! А я сам хочу убедиться, что вы все знаете! Вот вам мои задания!

Подберите по смыслу родственные слова слову "снег"-

-Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

-С неба все скользят пушинки-серебристые. (снежинки)

-Вот веселье для ребят-все сильнее. (снегопад)

-Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

-На снегу то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Задание 2:

-Чего больше: снегопадов или снежинок?

-Чего меньше: зим или зимних месяцев?

Снеговик: - Молодцы, ребята! Вижу, что сорока меня не обманула!

Воспитатель: - Снеговик, хочешь с нами поиграть?

Проводится игра «Снеговик». Снеговик выбирается считалкой. Снеговик дремлет. Дети, произнося текст, медленно подходят к нему. На последних словах снеговик просыпается и бежит ловить детей. Игра продолжается 2-3 раза.

"Снеговик сидит, сидит

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

ночью всех пугать идет! "

Снеговик: - Ребята, спасибо вам за игру, но мне пора уходить! Я принес вам в подарок зимнее угощение - снежки (белый зефир, но вы их скушаете после прогулки в группе (уходит).

Воспитатель:- Ну что, ребята, и нам пора заканчивать свой фильм! Скажем "спасибо" нашему оператору, он сегодня все смонтирует и отправит наш фильм участникам конференции, которые уже сегодня его посмотрят! Что нового мы узнали сегодня?

Дети: - Чувашскую народную примету о погоде по поведению птиц. О том кто снимает фильм. Что такое снежный покров. Как измерять высоту снежного покрова. Учились измерять и строить динамику снежного покрова. Записывать карту схему о погоде (ответы детей).

Используемая литература:

1. Долгова Т. Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Методическое пособие. М. : Сфера, 2010.

2. Картушина М. Быть здоровыми хотим. М. :Сфера,2004.

3. Кобзева Т. Г. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. Волгоград. : Учитель,2011.

4. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-7 лет. Сфера, Санкт – Петербург,2011.

5. Лучич М. В. Детям о природе. М. :Просвещение,1989.

6. Материалы со страниц в интернете (сайт «Дошколенок»).

7. Мурашкина Т. В. Программа этноэкологического развития детей5-6 лет. Чебоксары,2015.

8. Нуждина Н. В. Энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия развития,1997.

9. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект проведения зимней сюжетной прогулки с детьми старшей группы «Белые снежинки» Сюжетная прогулка с детьми старшей группы «Белые снежинки» АВТОРЫ: Чернявская Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Гаджиева Татьяна.

Конспект зимней прогулки «Наступили холода» Цель:Формировать представления детей о зимних явлениях природы. Задачи: 1. Закреплять знания о характерных признаках и явлениях кубанской.

Конспект зимней прогулки с детьми второй младшей группы Составитель: воспитатель Нижельская Анна Владимировна Цель: формировать у детей представление о зиме. Задачи: 1. Продолжать учить,.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект зимней прогулки в старшей группе на тему: «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». (Дети стоят возле воспитателя) -Собираются ребята Вместе весело гулять.

Конспект зимней прогулки во второй младшей группе «Скорее идем кататься на горку!»Конспект зимней прогулки во второй младшей группе «Скорее идем кататься на горку!» Цели: развивать любовь к зимним развлечениям; продолжать закреплять правила безопасности; развивать наблюдательность, кругозор, навыки.

Конспект зимней прогулки «Снегири» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок» г. Медногорска».

ООД зимней прогулки на тему: «Зима-любимая пора»ООД зимней прогулки на тему: «Зима-любимая пора» ООД зимней прогулки на тему:»Зима-любимая пора» в средней группе. Составила и провела воспитатель Тюрина Надежда Александровна Программное.

Примерный конспект проведения зимней прогулки с разным уровнем двигательной активности «Снегопад» Примерный конспект проведения зимней прогулки с разным уровнем двигательной активности. Тема: «Снегопад» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии»
Опубликовано: 10 марта 2017 в 19:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД