Лучший педагог года

Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников

Светлана Коробейникова
Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт интегрированного коррекционно – развивающего

занятия для старших дошкольников

Вид деятельности: коммуникативная.

Форма: КВН.

Способ организации: активно - деятельностный

Тема: «Звуки [Л] - [Ль]».

Цель: дифференцировать правильное произношение звука [Л] и [Ль] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной).

Темочки:

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми :

Образовательные:

•Закрепить слуховой и моторный образ звуков [Л] – [Ль].

•Закрепить понятия «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «гласный звук».

Коррекционно – развивающие :

•Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторики, координировать речь с движением.

•Дифференцировать правильное произношение звуков [Л] – [Ль].

•Тренироваться в определении места звуков [Л] – [Ль] в словах.

•Закрепить зрительный образ буквы «Л».

Развивать силу голоса.

Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию.

•Продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

•Воспитывать желание говорить красиво и правильно.

•Воспитывать навыки сотрудничества со взрослым.

•Воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование:

•дидактическое пособие «Снежинки»;

•полоски синего и зеленого цвета по количеству детей;

три квадрата: синий, зеленый, красный;

•план характеристики звука;

•звуковички звуков [Л] и [Ль];

•дидактическое пособие «Логопедическая карусель»;

•предметные картинки со звуками [Л] и [Ль], звуковая линейка;

•демонстрационная карточка с буквой «Л»;

•индивидуальные карточки для работы с буквой;

•простые карандаши;

•песочные часы;

•Е. Железнова «Ежики»;

•портативная колонка, флешка.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

С добрым утром всем,

Я вас рада встретить,

Задорно улыбнемся

И за руки возьмемся!

- Сожмем руки друг другу и расслабим. Дети

стоят на ковре полукругом.

Сосредотачивают внимание на выполнении, выполняют упражнение 2 раза.

Педагог эмоционально стимулирует к совместной работе, вовлекает детей в совместную деятельность.

2. Пальчиковая гимнастика. - Приготовили пальчики, сделаем зарядку.

Нет на свете легче дел, (пальчики «здороваются» с большим пальцем)

Чем построить букву «Л».

Распрямим свои ладони (выпрямить ладони горизонтально и соединить их)

И из них построим дом. (изобразить ладонями крышу дома)

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики под музыкальное сопрофождение.

- Сделаем зарядку и для наших органов речи:

«Улыбка»;

«Улыбка» - «Заборчик»;

«Окошко»;

«Качели»;

«Часики»;

«Лопатка»;

«Болтушка»;

«Дятел»;

«Улыбка»;

4. Дыхательная гимнастика.

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

- Правильно, зима. Завершается второй месяц зимы - январь.

- Вдруг набежала снежная тучка и внезапно пошел пушистый снег, резные снежинки полетели с неба.

- Подуем на них, сделав глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот.

Повторяют упражнение 3 раза Педагог предлагает детям пособие для развития продолжительной воздушной струи со снежинками, стимулирует интерес.

5. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности.

- Сегодня мы с вами будем закреплять правильное произношение согласных звуков [л] и [ль]. Для этого нам нужно будет разделиться на 2 команды. Как же мы разделимся?

- Ребята, как вы думаете, почему я вам предложили зеленые и синие полоски? Что обозначает цвет, когда мы работаем со звуком?

- Теперь те, у кого синяя полоска, вставайте возле синего квадрата, у кого зеленая полоска – у зеленого квадрата.

- Посовещайтесь, договоритесь каждый в своей команде и выберите капитана.

Осуществляют самостоятельный выбор.

Дети выражают собственные суждения, что цвет указывает на то, какой звук - мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом, а твердые согласные звуки - синим цветом.

Дети договариваются, сообщают педагогу о своем решении. Педагог предлагает на выбор каждому ребенку вытянуть полоску – зеленую или синюю, инициирует общее обсуждение, рассказывает и обсуждает в детьми.

Педагог кладет на ковер справа зеленый квадрат, слева – синий квадрат.

Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Педагог вешает на шею капитану звуковичок соответственно цвету звука в команде.

6. Сравнительная характеристика звуков [Л] и [Ль].

- Расскажите мне, пожалуйста, по данной схеме о звуке [Л], он какой? Почему? (согласный, твердый, звонкий). Аналогично дают характеристику о звуке [Ль] (согласный, мягкий, звонкий).

- Чем отличаются эти два звука? (Звук [Л] твердый, а звук [Ль] мягкий).

Дошкольники по предложенной схеме анализируют закрепляемые звуки

Педагог контролирует ответы полными предложениями.

7. Развитие фонематических процессов. - Далее я буду называть слова, если услышите мягкий звук [Ль], та команда хлопает в ладоши 1 раз, если услышите твердый звук [Л], та команда подпрыгнет 1 раз.

Предлагаются следующие слова: ласточка, ракета, корабль, самосвал, палка, шлагбаум, артист, лес, ракушка, колокольчик, стекло, окно, пила, мальчики.

Дети команды звука [Л] подпрыгивают, а «звуки» [Ль] – хлопают в ладоши, сосредотачивают внимание.

8. Конкурс «Найди картинку».

Перед детьми ставится авторское пособие «Логопедическая карусель», имеющее две рабочие поверхности, каждой команде даются картинки, имеющие в своих названиях и звуки [Л], и звуки [Ль], После выполнения задания совместно проверяют выполнение задания, в каждом слове определяется место звука в слове с помощью звуковой линейки.

Дети садятся за 2 стола командами каждый из команды по одному подходит к «Карусели», выбирает соответствующую картинку и крепит ее кабинки «Карусели», Каждый следующий ребенок имеет возможность в случае ошибки исправить ее.

Практикуются в осуществлении выбора, осуществляя взаимоконтроль.

Педагог направляет детей, сосредотачивает их внимание, предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Педагог контролирует правильное произношение звуков [Л] и [Ль] в словах.

9. Динамическая игра «Домики для звуков»

- Теперь я каждому из вас раздам картинку, вам нужно будет внимательно ее рассмотреть, догадаться, что на ней изображено.

- Выйдем с картинками на ковер и поиграем в игру «Домики для звуков».

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат квадраты трех цветов - домики звуков. Как вы думаете, что они могут обозначать? ( Обозначение характеристики звука: твердые, мягкие согласные звуки, гласные звуки).

- Сейчас вам нужно будет определить первый и последний звук в вашей картинке, какие они: твердые, мягкие, гласные? Затем зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться, когда она остановится, встать у того квадрата, какой у вас первый звук (аналогично проводится работа по характеристики последнего звука).

Дети высказывают свои предположения, выстраивают порядок и последовательность действий.

10. Физминутка «Зарядка буквы «Л»

- Немножко отдохнем и сделаем зарядку буквы «Л» :

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске - руки в боки.

Наклонились влево-вправо, влево-вправо,

влево-вправо, получается на славу.

Влево-вправо наклонись, влево-вправо повернись.

Тянем руки вниз и вверх, ниже всех и выше всех.

Будем мы прыжки считать: раз, два, три, четыре, пять.

Девочки и мальчики прыгают, как зайчики.

11. Конкурс капитанов

- Выйдите ко мне, пожалуйста, капитаны команды. За 1 минуту вам нужно будет по очереди назвать как можно больше слов со своим звуком. Выиграет тот капитан и принесет своей команде звуковичка, кто больше слов назовет. Команда не подсказывает.

Дети присаживаются на свои места.

Капитаны выходят к педагогу, самостоятельно решают поставленную задачу. Педагог объясняет задание, ставит на стол песочные часы, рассчитанные на 1 минуту, и контролирует правильность выполнения, фиксирует ответы детей.

12. Конкурс «Найди букву»

- Давайте повторим еще раз, какой буквой обозначаются звуки [Л] и [Ль] .

- Из полосочек, которые я вам давала в начале занятия, сконструируйте букву Л на столе.

- Я вам раздам по одной карточке на команду, ваша задача - найти и обвести букву Л, на выполнение задания дается 1 минута.

Конструируют совместно букву «Л».

Работают все вместе, ищут и обводят простым карандашом нужную букву, советуются друг с другом, спорят. Педагог демонстрирует детям карточку с буквой «Л» и крепит ее на доску.

Раздает карточки, согласовывает с детьми действия, их последовательность. Подсчитывает количество обведенных букв и дает победителю конкурса звуковичок.

13. Конкурс «Отгадай загадку»

- Предлагаю следующий конкурс «Отгадай загадку». В слове-отгадке необходимо определить место звука или [Л], или [Ль].

Есть у нас коньки одни,

Только летние они.

По асфальту мы катались

И довольными остались (РОЛИКИ)

Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега (ЛЫЖИ)

Я маленькая прачка, друзья,

Стираю старательно я.

Если работу мне дашь -

Зря трудился карандаш (ЛАСТИК)

Этот знак не продают,

А торжественно вручают.

За спортивные успехи

Им лишь лучших награждают (МЕДАЛЬ) Команды отгадывают предложенные загадки, определяют место отрабатываемых звуков в словах Педагог способствует групповой работе детей.

14. Анализ, рефлексия. Итог занятия

- С какими звуками мы сегодня поработали? Какие они? Чем отличаются?

- Какой буквой обозначаются?

- Что на занятии вам понравилось?

- Как оцениваете свою работу в команде?

- Капитаны команд, посчитайте, пожалуйста, сколько звуковичков набрала ваша команда?

- До свидания.

Отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии.

Подсчитывают количество звуковичков, набранных командой Контролирует ответы ребенка полными предложениями.

Награждает детей обеих команд медалями «Я дружу со звуком [Л]», выражает признательность

Перечень программно – методического обеспечения

1. Баскакина И. В. Приключения Л. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Практическая логопедия).

2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

3. Ванюхина Г. Речецветик - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2001 г.

4. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 656 с.

5.«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной. – М. : Просвещение, 2009.

6. Ярош Е. А. Речевое развитие младших школьников. Учебно – методическое пособие. – Екатеринбург: Форум – книга, 2008.- 400 с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы :

https://deti-online.com/

https://www.lenagold.ru/

Публикации по теме:

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 12:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт интегрированного коррекционно — развивающего занятия для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коробейникова (УИ 24613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД