Лучший педагог года

Конструкт мастер-класса «Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии»

Янкович Виктория
Конструкт мастер-класса «Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии»

Тема: “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.

Цель: актуализация личностного потенциала педагогов к использованию в педагогической деятельности приёмов технологии решения изобретательских задач.

Задачи:

• создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;

• повысить компетентность в сфере инновационных технологий;

• познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

Публикация «Конструкт мастер-класса „Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии“» размещена в разделах

• познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;

• содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.

Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. В современном мире огромный поток информации. Сейчас, мало просто, дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Форма проведения: мастер – класс.

Аудитория: педагоги детского сада.

Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, проектор, круги Луллия, мешок, мелкие игрушки, картинки сказочных героев, фломастеры, карандаши, клей ножницы, музыкальные инструменты.

Планируемый результат: формальная готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. Включение в совместную деятельность.

Проявляет:

- заинтересованность;

- активность в процессе творческой деятельности;

- эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям;

- умение работать в команде, нестандартный подход к предложенным заданиям;

- творческое мышление во время сочинения сказки;

Осознают себя как участника познавательного, творческого процесса.

Владеют навыками самооценки.

Методическое обеспечение: Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ. Сидорчук Т. А.

Этап. Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность участников Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности Результат

Организационный этап

Задача: создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач.

-Добрый день, уважаемые, коллеги! Я приглашаю Вас в сказочную мастерскую. Чтобы получать удовольствие от работы в мастерской, у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение улучшилось, я приглашаю вас в наш «Круг радости» для того, чтобы поприветствовать друг друга. Мы будем касаться друг друга ладонями, здороваться от имени героя, которого вы достанете из волшебной корзинки. Замечательно.

Посмотрите, у меня еще припасена для вас тарелочка с наливными яблочками. Возьмите каждый себе по яблочку, на нем написан номер, это номер стола за которым вы будите сидеть. Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют друг друга в игровой форме. Выражают различные эмоции посредством слов, мимики, жестов.

Выбирают наливные яблочки, занимают соответствующие места. Беседа.

Создание хорошего настроения.

Авансирование на предстоящую деятельность. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность

Вступительное слово

Проблемная ситуация Мы с вами неслучайно поздоровались, как сказочные герои потому, что

тема нашей встречи “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.

Уважаемые коллеги, вы задумывались над тем: зачем нужны сказки?

Обычно детям читают сказки потому, что это традиция, потому, что это нравится детям. Но что же дают сказки ребенку?

Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Сказки являются необходимым и благоприятным материалом развития творческого, креативного мышления детей. И необходимой базой для сочинения собственных сказок. А если мы научим наших детей сочинять сказки, то воспитаем талантливых детей, умеющих нестандартно мыслить, самостоятельно решать задачи, которые будет ставить им жизнь. Чтобы легко придумывать, составлять сказки, необходимо читать детям сказки, чтобы персонажи сказок были знакомы детям, чтобы между ними была эмоциональная связь, благодаря которой мы можем влиять на сознание, эмоцию интереса (любознательности, любопытства) ребенка, чтобы дети понимали, с какими трудностями связаны персонажи.

Поэтому нашу встречу мне хотелось бы начать со сказки, но не с обычной сказки, а с ТРИЗовской. Послушайте.

- Давайте, вместе подумаем и решим эту задачу. Для того что бы сделать это, нам нужно мыслить нешаблонно, нестандартно, посмотреть на мир глазами ребенка.

Включаются в диалог, проявляют активную позицию.

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

Решают проблемную ситуацию.

Беседа.

Проблемная ситуация. Чтение сказки «Бабка - неведимка»

Включение в совместную деятельность. Проявляют заинтересованность.

Проявляют активность в процессе творческой деятельности.

Актуальность мастер - класса

Задача: повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Согласно теории ТРИЗ

творчески одарё нные личности составляют: дети в 5 – летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, а в 7 –летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Сейчас мы с вами это и подтвердили.

Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая известная и популярная инновационная технология. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Уважаемые коллеги, я думаю, что вы все знакомы с ТРИЗ – педагогикой, знаете как применить ее в повседневной жизни ребенка, как научить составлять рассказы и т. д.

Слушают.

Показ слайдов.

Рассказываю теоретические аспекты ТРИЗ – технологии.

Игры и творческие задания.

Задача: повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ. Работу по составлению сказок начинать лучше со старшей группы. Построить ее нужно поэтапно. Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка). Целесообразно проводить эту работу во второй половине дня (один раз в неделю). Для этого я использовала волшебника (театральная кукла) появляется в группе один раз в неделю. Работа с ними идет поэтапно. Волшебник знакомится с детьми, рассказывает о себе, о том, что умеет делать, играет с детьми. Анализирует сказки с целью выявления алгоритма построения сказки. В процессе этой работы дети знакомятся со сказочными зачинами, выявляли черты характера разных героев. Обсуждает с детьми смысл пословиц и поговорок.

Играли в различные игры, которые вы видите на слайде(«Назови героя», "Черное-белое”, «Волшебные часы», "Теремок" и т. д.).

Анализировать сказки сейчас мы свами не будем, а поиграем в любимые игры детей. Играем в игру «Теремок», «Волшебные часы», «Новая сказка».

Слушают.

Участвуют в играх.

Беседа, рассказ, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Поддержка, оказание помощи во время игр.

Проявляют активность, эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям.

Творческие задания

Задача: познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Так же на этом ЭТАПЕ. Следует научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

«Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев. (Для средней и старшей групп).

«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.

Выполняют творческие задания. Приемы активизации творческого мышления педагогов.

Фантазирование.

Моделирование.

Проявляют умение работать в команде, нестандартный подход к предложенным заданиям.

Практическая работа по составлению сказки.

Задача: повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.

Второй этап – решения сказочных задач. При решении сказочных задач дети решают противоречия, которые возникают между персонажами сказок. Главное при решении сказочной – не изменить или минимально изменить сюжет сказки. Это мы свами сделали еще в начале мастер класса.

Третий этап – создание сказки. Мы рассмотрели с детьми модели составления сказок, которые представлены на слайде.

Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей моей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода «Каталога» и «Системного оператора».

Сейчас я вам предлагаю сочинить сказку. С помощью простого метода сочинения сказок «Каталог». Нам понадобится книга сказок…

Слушают

Сочинение сказки с помощью метода «Каталога»

Показ слайдов.

Поддержка, поощрение, оказание помощи.

Проявляют активность, творческое мышление во время сочинения сказки.

Четвёртый этап – издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод: для того, чтобы издать книжку со сказками, надо оформить обложку (автор, название, текст сопроводить картинками (рисунками). Также очень важно для детей, использовать сказки, которые они сочинили в повседневной жизни. Читать, обыгрывать, показывать кукольный и настольный театр. Они с удовольствием показывают свои собственные сказки Слушают, смотрят слайды. Презентация опыта работы.

Рефлексия

Задача: содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.

Заключительное слово

Уважаемые, коллеги, мы сегодня с вами, творчески поработали, узнали узали много интересного Но у меня для вас припасена тарелочка с наливным яблочком. На тарелочке лежат листочки, ваша задача либо продолжить фразу, написанную на листочке, либо ответить на вопрос.

- А закончить нашу встречу мне хочется такими словам: если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Вот сегодня я своими идеями поделилась с вами. Об

-Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.

-Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.

-Высказывают свое мнение о полученной информации,

качества выполненной работы и воплощения замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуальная,

коллективная Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса. Владение навыками самооценки.

Прикреплённые файлы:

triz-skazki_0nu9i.pptx | 6941,29 Кб
 
Публикации по теме:

Технологическая карта (конструкт) проведение мастер-класса «Игрушки из картонных рулонов» Здравствуйте, дорогие коллеги! Не так давно на базе нашего детского сада был проведен районный семинар, на котором я показывала мастер.

Фотоотчет «Литературная гостиная «Сочиняем сказки сами». Тематический вечер с родителями»Фотоотчет «Литературная гостиная «Сочиняем сказки сами». Тематический вечер с родителями» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Этот учебный год мы предложили нашим родителям закончить интересно и весело. Мы пригласили всех желающих.

Конспект мастер-класса для учащихся 5 и 6 класса «Поделки своими руками» Конспект мастер-класса на тему «Поделки своими руками». Подготовила : Надеина Светлана Викторовна учитель технологии высшей категории.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе «Сочиняем сказки». Цель: создать условия для развития связной речи и аналитического мышления, формирования умения находить нестандартные, творческие подходы.

Конструкт проведения совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Река времени» Дата: 2 марта 2017 ДОО: МКДОУ «Клевакинский детский сада» Тема (проект. событие): «История ложки». Возрастная группа: подготовительная.

Конструкт занятия «Вода» по программе «ОткрытиЯ» и технологии «Сообщество»Конструкт занятия «Вода» по программе «ОткрытиЯ» и технологии «Сообщество» Конструкт занятия «Вода» по программе «ОткрытиЯ» и технологии «Сообщество» Организация совместной непосредственно образовательной деятельности.

Мастер-класс для педагогов по использованию технологии ТРИЗ. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить.

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ-технологии Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ.

Мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» «Применение методов ТРИЗ - технологии в совместной деятельности педагога с детьми» Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов.

Сочиняем сказки с детьми. «Теремок на новый лад». Стоит в поле теремок Он не низок не высок. Мышка в поле прибежала, Теремочек увидала. Постучала мышка в дом : -Кто живет, ответьте в нем?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт мастер-класса «Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии»
Опубликовано: 27 августа 2017 в 14:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД